Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Я в ваш телефон смотреть не обязан»: почему электронный полис ОСАГО до сих пор нужно печатать на бумаге

12 января 2018, 15:31
«Я в ваш телефон смотреть не обязан»: почему электронный полис ОСАГО до сих пор нужно печатать на бумаге
Фото: 66.RU
Электронный вариант ОСАГО существует уже несколько лет, однако назвать его по-настоящему цифровым до сих пор нельзя.

Впервые электронное ОСАГО в России появилось более двух лет назад: с 1 июля 2015 г. года стало законодательно возможно продлить существующий полис через интернет, без обращения в офлайновый офис страховой компании. С 1 января 2016 г. большинство крупных страховщиков стали через сеть не только пролонгировать существующие договоры обязательного страхования автогражданской ответственности, но и оформлять новые. А с 1 января 2017 г. в силу вступили поправки в закон, согласно которым все страховые компании, занимающиеся ОСАГО, обязаны обеспечить возможность заключения электронных договоров с каждым обратившимся к ним лицом.

Если страховщики выдачу электронных полисов обеспечили, то сотрудники ГИБДД к цифровым новшествам оказались не готовы: как проверить полис автовладельца, если, по сути, е-ОСАГО в физическом мире не существует, — этот вопрос до сих пор окончательно не решен. После появления первых электронных полисов последовал вал штрафов автовладельцам по причине якобы отсутствующего ОСАГО: многие инспекторы просто не воспринимали такой полис как реально действующий документ. Тем более что автовладельцы зачастую в качестве доказательства того, что ОСАГО имеется, предъявляли просто номер полиса, полученный в смс или по электронной почте. И хотя на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА) указано, что «электронный полис ОСАГО имеет такую же юридическую силу, как и страховой полис, оформленный на бланке строгой отчетности в офисе страховщика», сотрудники ГИБДД зачастую просто игнорировали эту информацию.

В результате появились очередные законодательные изменения: 23 июня 2016 г. в действие вступила поправка к ФЗ № 40 «Об обязательном страховании автогражданской ответственности», согласно которой «водитель транспортного средства обязан иметь при себе [...] распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа и передавать соответствующий документ для проверки сотрудникам полиции, уполномоченным на то в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Соответствующие рекомендации появились и на сайте РСА. «Полученный электронный полис ОСАГО необходимо распечатать и иметь при себе при управлении транспортным средством», — советуют страховщики.

При этом какого-то дополнительного заверения обычной черно-белой распечатки, как, скажем, синяя печать, не требуется.

Илья Кулик, автор автомобильного юридического блога:

— В отличие от обычного полиса, распечатка сама по себе не удостоверяет факт страхования автовладельца по ОСАГО, а лишь предоставляет сотрудникам ДПС необходимую информацию для проведения такой проверки — главным образом номер полиса.

Автовладельцы, привычные к цифровому миру, стали высказывать вполне обоснованное недоумение: какой смысл в электронном полисе, если все равно нужен физический носитель? И не просто физический, а именно бумажный: предъявленный на экране смартфона скан или пдф электронного полиса сотрудники ГИБДД не рассматривают.

Хотя рекомендации о том, чтобы считать такой вариант правомерным, есть. Еще в 2015 г. все службы Госавтоинспекции получили от Управления МВД письмо № 13/12-у-4440 с разъяснениями действий при предъявлении электронного полиса. Чуть позже, 4 сентября 2015 г., первый заместитель председателя Правительства РФ Игорь Шувалов дал указание № 13/12-у-6112 ГУОБДД МВД России, согласно которому сотрудникам ДПС рекомендовано проверять электронные полисы ОСАГО с помощью баз данных РСА.

Илья Кулик:

— Положения закона федерального уровня в юридическом приоритете над законодательными нормативами низшего уровня, поэтому рекомендации МВД и вице-премьера так и остаются рекомендациями.

Сотрудники ГИБДД пользуются этим, требуя у водителей распечатку е-ОСАГО на бумажном носителе. Конечно, распечатать и возить с собой полис несложно. Трудности возникают, если, например, автомобиль эвакуировали.

Недавний случай. Накануне Нового года в городе появились знаки, запрещающие парковку автомобилей в тех местах, где долгое время такая парковка разрешалась. Никаких дополнительных предупреждений о введении ограничений не было, водители парковались на привычных местах, попросту не заметив знаки. При эвакуации автомобиля они оказывались без полиса ОСАГО, ведь большинство автовладельцев хранят этот документ в автомобиле, чтобы не копаться в бумагах и быстро предъявить требуемое, если остановит сотрудник ДПС.

Чтобы забрать автомобиль со штрафстоянки, требуется предъявить сотрудникам ГИБДД документы на автомобиль, водительское удостоверение и полис ОСАГО. Принять в качестве доказательства наличия полиса скан на экране смартфона они отказываются, аргументируя это положениями ФЗ. «С моральной точки зрения они, конечно неправы, но с юридической — вполне», — считают правозащитники.

Максим Едрышов, автоправозащитник:

— Удобство е-ОСАГО пока что исключительно в приобретении полиса без участия агентов и страховых. Раз законом указано, что полис ОСАГО водитель должен иметь при себе и передавать по требованию сотруднику полиции, они его и просят. И требование вполне правомерно.

Впрочем, в самой полиции тоже нет однозначного мнения на этот счет. Во время недавнего эфира на «Авторадио» представитель городской ГИБДД заявил, что скан е-ОСАГО, предъявленный на экране телефона, можно считать за документ (запись эфира можно посмотреть здесь, вопрос о полисах — на 17-й минуте).

Алексей Суслов, замначальника ГИБДД Екатеринбурга:

— [в случае с эвакуацией] Можно смело заявлять все возможные доказательства того, что у вас есть страховой полис. У сотрудников имеется возможность проверить эту информацию. Конечно, если полис именно электронного типа.

Отметим, что еще в 2017 г. заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев заявлял СМИ, что водителей освободят от обязанности предъявлять распечатку электронного полиса ОСАГО.

Алексей Моисеев, заместитель министра финансов РФ:

— История, которую мы сейчас двигаем, — это полностью электронный полис ОСАГО: инспекторы будут проверять подлинность полиса на своих электронных устройствах.

По словам замминистра, соответствующие поправки в законодательство должны были вынести на обсуждение Госдумы в ближайшее время. «Необходимость возить с собой копию полиса отпадет уже в начале 2018 г.», — заявлял Моисеев ИА ТАСС в ноябре прошлого года.

По данным автоправозащитников, систему определения подлинности е-ОСАГО должны были запустить еще в декабре 2017 г. «Это был крайний срок — обещали сделать это раньше, но срок традиционно сорвали», — отмечает автоюрист Илья Кулик. По его мнению, когда база будет запущена, проблемы с распечатками е-ОСАГО резко уменьшатся.

Илья Кулик:

— Прогрессивные работники ДПС, оснащенные соответствующим оборудованием, имеющим доступ в интернет, давно проверяют е-ОСАГО через публичную базу РСА. Однако в ГИБДД еще немало сотрудников, у которых нет соответствующего оборудования или доступа в сеть, и они ошибочно считают себя вправе штрафовать водителей е-ОСАГО.

Пока законодательных изменений не произошло, правозащитники все же советуют возить с собой распечатку электронного полиса. «Можно сделать пару штук: одна пусть будет в автомобиле, другая постоянно с вами — на случай внезапной эвакуации авто, чтобы вам не пришлось из отделения гнать на штрафстоянку за распечаткой, которая лежит в авто, потом снова в отделение за постановлением и опять на штрафтоянку — забирать автомобиль», — советуют автоюристы.