Новая экономическая реальность вынуждает оставаться сильных и убирает слабых. Для конечного потребителя это обернулось существенным сужением выбора.
Если вспомнить десятилетие с 2000 по 2010, то в списке новых автомобилей было практически всё: микролитражки, спорткары, микровэны, минивэны, максивэны, кабриолеты…
Два кризиса и несколько волн девальвации рубля вкупе с ужесточающимися требованиями промсборки и системой «ЭРА ГЛОНАСС» вырезали под корень не просто модели, но даже целые классы автомобилей. В итоге вместо 410 моделей в конце 2014 года мы видим только 270 — без малого треть машин ушла с рынка, не найдя на нём места в изменившихся условиях. И их число будет расти.
А-класс
Если верить исследованиям «Автостата», то в 2016 году самой продаваемой малолитражкой А-класса был Daewoo Matiz. C тех пор всё опять поменялось, и теперь на нашем рынке нет и его. На смену «Матизу» пришел Ravon R2 — в девичестве Chevrolet Spark.
На этом, пожалуй, всё: мы так и не дождались новых Citroen C1 / Peugeot 108 / Toyota Aygo, как и линейки близнецов VW Up! / Skoda CitiGo / SEAT Mii.
В принципе, у них и так не было будущего — рынок отрегулировал себя сам. Даже в докризисном 2013 году доля А-класса в общей структуре продаж не превышала 2% — аналитики даже не выделяли его отдельно, относя в «прочие» вместе с кабриолетами и другой экзотикой.
Этот процесс уже пошел: Hyundai отказался от пятидверного Solaris, заменив его «Кретой». Вероятнее всего, такая же участь ждет KIA Rio нового поколения, который мы увидим ближе к середине лета. Судя по тому, что китайский близнец Rio мелькает пока только в кузове седан, нас ждет аналогичная история. Peugeot окончательно убрал из российской гаммы 208, Citroen не будет продавать у нас новый C3, как и Fabia III, которую Skoda хотела привезти, но не привезла.
По большому счету из того, что есть в этом сегменте и типе кузова здесь и сейчас, — пара Sandero/Xray, остатки KIA Rio текущего поколения и Ford Fiesta уже прошлого.
Новое к нам не повезут — по крайней мере в российском офисе Ford нам сказали, что «в ближайшем будущем — точно нет».
Микро- и минивэны тоже впору заносить в Красную книгу, но не только потому что девальвация рубля и кризис. Это общемировой тренд: функционал этих машин перетягивают на себя SUV — тут уместно вспомнить, что Skoda отменила разработку второго поколения Roomster уже фактически перед финишной чертой, сделав ставку на кроссоверы разных размеров.
И не только у них так: то, что вчера было микровэном В-класса, завтра станет кроссовером того же класса. Немногим практичнее и немного дороже. Поэтому у нас больше нет (а что-то так и не появилось) B- и С-Max от Ford, новых Golf Sportsvan, Touran, Sharan от Volkswagen, Meriva и Zafira от Opel и проч. И не появятся вновь: доля сегмента SUV в России составляет 38,9%, а микро- и минивэны в совокупности дают тираж в десять раз меньше, их доля ~3,1%.
Сегментация российского авторынка в 2016 г.
Ради таких тиражей никто из вендоров не будет морочиться с сертификацией и установкой на автомобили аварийных кнопок.
Универсалы всех классов
На презентации нового Mondeo весной 2015-го представители Ford в ответ на наши вопросы о модификациях шутили: «Дизельные универсалы на полном приводе с «ручкой» любят только журналисты». Всё правильно: рядовой покупатель предпочитает седан или кроссовер на автомате, с бензиновым двигателем и моноприводом, поэтому универсалы из модельной гаммы постепенно убираются.
Так, сегодня на рынке вообще не осталось универсалов В-класса: SEAT и его Ibiza ушли, про Skoda Fabia Combi уже сказали выше. Это, кстати, тоже общемировой тренд: универсалов В-класса ныне не держат ни Citroen, ни Peugeot, ни VW, ни Toyota — настолько нишевым оказался этот типа кузова. Больше всего универсалов в С- и D-сегментах, но не в России. Пока держатся только Cee' d SW и Octavia Combi, если говорить про более-менее массовый сегмент.
Ни Golf Variant, ни Hyundai i30, ни тем паче Astra в кузовах «комби» (уж не говоря про Avensis, Mondeo, Mazda 6) на нашем рынке не представлены вообще.
Кабриолеты, родстеры, купе, хот-хэтчи
Немногочисленные относительно доступные молодежные машины вымерли еще до «ЭРЫ ГЛОНАСС»: KIA было пробовала продавать новый Cerato Koup, но после того как разошлась первая партия, решили больше не связываться. Toyota и Subaru убрали с нашего рынка близнецов BRZ/GT86, VW так и не привез рестайлинговый Eos и Golf Cabrio, уж не говоря про «зажигалки» типа Peugeot 208GTi иже с ними.
Общий смысл понятен: тиражи этих автомобилей в рамках 144-миллионной страны не просто ничтожные — они штучные. Для примера, в прошлом году VW смог реализовать только два «Сирокко» и 106 «Жуков».
Тот и другой пока спасает то, что они уже на излете жизненного цикла, все необходимые сертификаты получены давным-давно, так почему бы не подвезти под заказ особо страждущим? А вот дальше у подобных автомобилей в России будущего нет: никто не будет бить на сертификационных краш-тестах по четыре автомобиля, чтобы продать потом два.
Вместо прогноза
Пока что особняком стоит премиум-сегмент, где есть и универсалы, и спорткары, и кабриолеты. Но там тоже масса нюансов и неизвестность на выходе. Так, из-за пресловутой «ЭРЫ ГЛОНАСС», которая требует серьезных вложений в сертификацию, некоторые производители загодя — в 2016-м — ввезли запас купе/кабриолетов с тем, чтобы можно было продавать на протяжении 2017–2018 гг. Дальше, скорее всего, завозить их перестанут ввиду малых тиражей.
Если говорить про сегмент массовый, то после смены текущего модельного ряда на рынке останутся только седаны В- и С-класса (от Solaris до Jetta) и кроссоверы того же размера и локальной сборки. Собственно, статистика первых месяцев 2017-го говорит ровно о том же самом.
А если кому-то захочется всплакнуть по ушедшим универсалам или минивэнам, которых не останется, то впору винить не производителей, а самих себя (за малый спрос) и Минпромторг (за правила промсборки и заботу о безопасности населения).
Фото, видео — архив 66.ru/фирм-производителей; графика — «Автостат»
нищете нищие машины, вообще странно что в стране с таким низким уровнем жизни активно продают транспорт созданный в развитых странах для обеспеченных жителей
парадокс, мы живем в нищей стране, наша экономика занимает одно из самых последних мест в мире среди развитых стран, но ездить все хотят исключительно на дорогих машинах.
И еще многого хотят, чтобы жить хоть в каком-то комфорте. Так что не пори чушь.
Арендовал там разные авто, так chevrolet aveo с двиглом 1,4 - это далеко не самая нижняя позиция. Там, вообще-то, климат позволяет круглый год на мотоциклах ездить, но на них налоги очень высокие, так государство о безопасности граждан беспокоится.
Ну ты ,"костяшко 1746",даешь . И чем ты так обижен на автомобили ,на которых ездят все ?Видимо ты и в Испании то побывал в кредит ,раз такой злой на машины ,которые у нас продают и его еще не выплатил .Лучше продай свой драндулет ,а то еще в аварию попадешь .
И еще многого хотят, чтобы жить хоть в каком-то комфорте. Так что не пори чушь.