Что скрывается за сухими цифрами статистики, которую ежемесячно выдают «Ассоциация европейского бизнеса» и «Автостат»? Да вся наша жизнь на самом деле! Дальше я буду предельно огрублять многие вещи, поэтому не кидайтесь своими логарифмическими линейками, технари. Я, по журналистской традиции, буду мешать всё в кучу и передергивать.
Примитивная социология
Которая тем не менее работает. Есть три очень сильных маркера уровня жизни людей, их настроений и веры в завтра. Первый — это рынок недвижимости, второй — авторынок, третий — туристический. На них есть стабильность или рост, только когда всё хорошо. А когда холодильник пуст, ребенок в хламиде, а жена штопает халат, как-то не до Милана и новой «Тойоты».
В условной пирамиде потребностей бытовые средства комфорта и путешествия стоят очень высоко — на той ступеньке, где горизонт планирования далекий, ребенок сытый, жена румяная, ботинки новые, а работа стабильная, как и страна. Так что с оглядкой на авторынок легко судить о состоянии экономики и благосостоянии народа.
Совсем просто: «Сильная экономика = сильный авторынок» и «Сильный авторынок = сильная экономика»
По падению авторынка легко увидеть, куда всё скатилось после 2014 г. Авторыночное «полшестого» в данном случае глубоко символично: оно показывает, например, есть ли реально денежные накопления у населения и есть ли перспектива дальше сегодняшнего вечера.
|
---|
Экономика России — коротко на пропорциональном графике |
По авторынку можно судить о месте страны на карте мира
И снова — прямая корреляция между местом страны в мире и объемами продаж автомобилей. Китай и США делят I-II место от общемирового объема продаж авто, Россия на нем занимает 1,8% и сидит за пределами топ-10.
|
---|
Топ-12 мировых авторынков в 2015 г |
А кто у нас там во всех «Топ-12 сильнейших экономик мира»? Всемирный банк и МВФ считают так:
|
---|
Топ-12 крупнейших экономик мира (по номинальному значению ВВП на 04.2016) |
За редким исключением — совпадение точь-в-точь. Это я опять к тому, что соотношение общего состояния экономики и авторынка — плюс-минус прямое. РФ и тут коррелировала-коррелировала, да не выкоррелировала.
«Урал — опорный край державы» ©
Есть люди, которые до сих пор так считают. Некоторые даже думают, что «все деньги — здесь». Поспешу расстроить, опять вооружившись цифрами с рынков. Конечно, мы сразу уберем Москву и Питер и посмотрим только на регионы.
Вот всего пара фактов: по автопарку в абсолютных значениях и по динамике прироста мы регулярно вываливаемся с позиции №3 в стране — нас стабильно опережают Ростов-на-Дону и Краснодар, Татарстан и Башкирия.
|
---|
Топ-5 автопарков в регионах за пределами Москвы и Санкт-Петербурга по состоянию на август 2016 г. |
Аналогично — с денежной массой: татары, самарцы, краснодарцы тратят на новые автомобили гораздо больше свердловчан.
|
---|
Топ-5 региональных авторынков по выручке. |
То есть все деньги — не здесь. У этой информации есть и практический смысл: ее можно иметь в виду при выборе места для внутренней миграции и как ответ на вопрос «Где лучше?»
В России нет среднего класса
Еще один Кэп-вывод, который можно сделать, глядя на статистику авторынка. В России есть очень бедные и очень богатые, стабильный средний класс то ли не успел народиться, то ли уже выродился.
Вообще, если идти в детали разбивки автомобилей по классам, то можно увязнуть — это вопрос более чем дискуссионный. Есть классификация по размерам (А, В, С, D, F), есть условное распределение классов по цене (бюджетный, средний, премиум). Но там и там можно долго спорить, что «премиум», а что «бюджет». Я с оглядкой на некий скромный личный опыт опёрся бы на расхожую народную классификацию, разбив, условно, с вашего позволения, бренды так:
- «Под-бюджет» (400–600 тыс.: Lada, Datsun).
- «Бюджет» (600 тыс. — 1 млн: Lada, Renault, Nissan, Skoda, VW, KIA, Hyundai).
- «Средний класс» (1–1,5 млн: Nissan, Skoda, VW, KIA, Hyundai, Toyota, Mazda, Mitsubishi).
- «Средний класс+» (1,5–2,5 млн: Nissan, VW, Skoda, KIA, Hyundai, Toyota, Mazda, Mitsubishi, Audi, Lexus, BMW, Infiniti, Mercedes).
- «Премиум» — (2,5+ млн: Infiniti, Lexus, BMW, Audi, Mercedes, Jaguar, Land Rover, Volvo).
При взгляде на топ-25 моделей становится грустно: Россия — по-прежнему достаточно бедная страна: 2/3 (17 из 25 бестселлеров) — либо очень недорогие, либо достаточно недорогие модели. То, что можно назвать «средним классом», не продается вообще — он составляет не более трети от самых ходовых машин: Rav 4 и Camry на 7-м и 9-м местах, Octavia — на 16-м, Qashqai — на 18-м, X-Trail — вообще на 21-м месте, сразу перед Sportage, Cee' d и CX-5.
|
---|
Топ-25 моделей последних 8 месяцев в одном графике. |
А теперь, собственно, к чему мы всё это долго подводили
Пришла свежая статистика от АЕБ. Падение продолжается: январь — август, и опять по рынку в целом -14,9%. Из брендов в плюсе только Skoda и Ford, все остальные теряют.
|
---|
В списке лидеров без перемен: Solaris-Granta-Rio на первых ролях, но скоро они могут поменяться. В августе Rio по популярности обошел близнеца, а «Гранту» скоро обгонит Vesta.
|
---|
Топ-10 моделей за январь — август 2016 г. |
Если смотреть опять же только август, то отлично (3 479 шт./мес.) пошел Hyundai Creta, о котором мы говорим подробно на соседней странице. А вот Renault Kaptur лишь однажды (июль — 1 419 шт.) побывал в топ-25 моделей и больше там не появляется, поэтому о его тиражах говорить пока сложно.
|
---|
Как чувствуют себя новички-2016 в топ-25 моделей. |
Одним словом, всё очень плохо, денежной массы в стране нет, горизонта планирования нет, бедные беднеют, Америку так и не догнали, позади нас только Мексика, хороших вам выходных.
автора случайно не Кэп зовут?
всем известно (и автор не зря пихает свои графики по отношению к 2014 году), что после 2014 года всё очень плохо. и даже хуже, чем есть на самом деле
а как там в народе говорят? про развговоры и мешки
дак вот мне интересно - что автор предлагает делать (критиковать у нас в старне каждый первый умеет)? уж не про человека ли с фамилией на букву П идет скрытая речь? ведь, как сказали по Эху Москвы - пока есть человек на букву П - нефть так и будет по 40
а как только не будет человека на букву П - то опять доллар по 30, дешевые кредиты и все прочие ништяки прольются на Россию долгожданным ливнем.
у нас для этого есть соответствующие люди, работники министерства финансов например, от министра до стажера. и они между прочим получают неплохие деньги, причем с моего и вашего кармана. эта команда людей, без особых изменений сидит у власти уже без малого 15 лет, и за это время они всё время думали-думали что делать в экономикой которая в Ж, и очевидно для всех нас ничего не придумали. так кому нужно предъявлять претензии, журналисту или кому-то другому? объясните мне непонятливому
да я в курсе
у нас в стране каждый второй способен стонать на тему "как всё плохо" ("писать о том, что происходит вокруг" по-вашему). а на данном ресурсе - вообще каждый первый
Хёрст со Шкулёвым ничего нового не могут придумать и гоняют по-кругу одну и ту же тему
и тут не поспоришь с вами..
у меня прямо перед глазами стоит прекрасная, цветущая, бурно развивающаяся Россия конца 90-х. и тут пришла команда людей, села и давай развалитвать прекрасную страну
и докатились до сегодняшенго состояния полной Ж (как метко заметил автор статьи)
да-да я в курсе про бизнес конца 90-х
сейчас конечно все развалено. ничего не осталось от того прекрасного времени
у меня такое впечатление, что вы либо меня с кем то путаете
либо вы очередной доморощенный разоблачитель (хотя, меня уже давным-давно разоблачили - я работаю на Кремль. за еду. за горсть еды)
ну, вы, естественно, пишите не по шаблону и по зову сердца. а все, кто вам не нравится - те по шаблону и за деньги. ага
в умении передёргивать факты под себя, вам, конечно, можно только позавидовать.... можете мне верить, а можете не верить: я как экономист по образованию, долгое время изучал экономику постсоветской России. начнём с того что почти никакие экономические меры и реформы не проявляются сразу, они все имеют отлеженный эффект. то есть ты их проводишь сейчас, а пожинаешь плоды через 10-15 лет. это закон. то благосостояние граждан в 2000-х было достигнуто благодаря экономической политики кабинета гайдара, благодаря реформам 93-94 годов + высокие цены на нефть. а та задница которую мы поимели сейчас заложена бездарной экономической политикой 2000-х годов. Стоит отметить что от задницы нас сейчас бы даже высокие цены на баррель не спасли, ибо проблемы именно системные. если не верите мне послушайте курс лекций ректора высшей школы экономики гуриева, "дорога к рынку называется".
да-да. экономистам я особенно верю. особенно из ВШЭ
всё именно так и есть, как вы пишите - благодаря Гайдару с Чубайсом, ага
и исключительно повзело с ценами на нефть (а в кремле сидит безмоглый дурачок, которому просто везет 16 лет подряд, ага)
о, да! обязательно потрачу своё время!
как вы лихо полтора процента прогрессивного населения превратили в полстраны
кто "все" и где "там"?
ну, давай на "ты"
ты знаешь, приятель, если смотерть на рейтинг Президента на данном ресурсе, то он примерно отрицательный
такое впечатление, что тебя заклинило..
а что мы обо мне да обо мне. со мной все ясно (меня Кремль так долго внедрял на данный ресур, столько средств и усилий потрачено, а тут появился ты и за три минуты меня расшивровал..). давай лучше о тебе поговорим
ну, то, что ты прогрессивный - это сразу видно. стесянюсь спросить, а ты случано не экономист? а то тут рядом был один экономист (лоб высотой под три метра, все цитаты деятелей из ВШЭ приводил). дак вот этот адепт экономики рассказывал побасенки про то, как Чубайс с Гайдаром спасли погибающую Россию, и что именно им мы обязаны сытыми нулевыми
очень мне понравилось выступление товарища
у тебя в репертуаре случайно нет ничего похожего?
я смотрю старшие подятнулись. ну, наконец-то..
вы на правах старшего товарища можете еще раз расскзать сказку, про то, как дурачку в Кремдле повезло с ценой на нефть. очень люблю ее послушать
ну, то, что в курсе я не сомневаюсь.
ой, а можно мне еще поквакать неможко?
про чудесные 90-е. как страна уверенно шла к успеху. и что был один такой налоговый оптимизатор (который сейчас вещает из Лондона). и как он чуть за три копейки не продал цивилизованным странам источник всех наших бед в 90-е (как тогда вещали из каждого утюга про кошмар нефтяной иглы). и, что, если бы продал, то нам бы было уже совсем неважно сколько там нефть стоит, хоть по 200
и про кремлевского дурачка, который отправил этого оптимизатора туда, где ему и место. ну, просто повезло, как обычно. дурачкам, как известно везет
про какого работодателя вы все время говорите? я вас плохо понимаю
ну, тебя точно переклинило
обострение?
может тебе врача вызвать?
Где вы жили последние 16 лет? О том что вы написали Путин говорит с 2000г., да и тот кто сделал его преемником такие вещи говорил, но это ладно, с Ельцина уже не спросишь, а с Путина спросить можно и нужно но большинство считает что это Обама в наших бедах виноват, скоро во всех наших бедах будет виновата Клинтонша или Трамп. Всё-таки что ни говори а народ заслуживает ту власть которую имеет.