Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Народная экспертиза»: читатели 66.ru и блогеры проверили качество топлива на АЗС

30 августа 2016, 14:57
репортаж
«Народная экспертиза»: читатели 66.ru и блогеры проверили качество топлива на АЗС
Фото: архив 66.ru; 66.RU
Жаль, что из-за плотного графика не все желающие смогли посетить мероприятие — оно того стоило!

— Ну что там? Девяносто пятый?
— 95-й, и даже с запасом — 95,4!

За минуту до этого мобильная лаборатория качества выдала результат по только что взятой из резервуара пробе. Значения оказались в норме.

«Народная экспертиза»: читатели 66.ru и блогеры проверили качество топлива на АЗС

Cеть АЗС «Газпромнефть» показала автолюбителям обычно скрытые для посторонних глаз процессы: как доставляют, проверяют и принимают топливо, как его хранят и наливают в бензобаки. Желающих набралось немало: анонсируя проект «Народная экспертиза», мы даже не представляли, что отклик будет таким активным: были дни, когда анкеты шли потоком с утра и… до следующего утра. Гости приехали на АЗС целой делегацией, вооружившись фотоаппаратами, камерами и самыми острыми вопросами. И вот зачем всё затевалось.

Городская легенда №1: «Бензин воруют и разбавляют»

Средства индивидуальной защиты, допуск, документы — уже на приеме бензовоза видно, что к процессу приема может быть привлечен ограниченный круг ответственных сотрудников.

«Народная экспертиза»: читатели 66.ru и блогеры проверили качество топлива на АЗС

По словам руководителя сети АЗС «Газпромнефть» в Екатеринбурге Сергея Медовщикова, при приеме бензовоза первым делом проверяется сохранность пломб и сверяются их номера. Любая попытка снять пломбу сразу дает легко заметные изменения ее цвета. Кроме этого, все бензовозы оборудованы датчиками ГЛОНАСС, что позволяет диспетчерскому центру в режиме онлайн контролировать весь маршрут, каждое передвижение и остановку автоцистерны.

«Народная экспертиза»: читатели 66.ru и блогеры проверили качество топлива на АЗС

Если пломбы на месте, документы в порядке, начинается второй этап. Оператор проверяет содержимое каждого отсека бензовоза на плотность, объем, отсутствие примесей и воды. При этом также проверяется и резервуар.

Результаты такой ревизии документируются — чтобы и сдающий партию водитель бензовоза, и оператор, отвечающий за качественный прием, были уверены каждый в своем участке топливного маршрута. Все это делается с помощью профессионального оборудования, которое находится на каждой АЗС. Убедившись, что свойства бензина соответствуют заявленным в паспорте на партию, облаченный в «скафандр» оператор разрешает слив топлива в резервуары АЗС, расположенные под землей.

«Народная экспертиза»: читатели 66.ru и блогеры проверили качество топлива на АЗС

Вопрос, который всех волновал: «Чистят ли их, и как часто?» Не знаем, как у других, но в этой сети чистят. Регулярно, каждые два года. Периодичность не придумана — регламент утвержден законодательством. После того как партия слита в резервуары, отбираются арбитражные пробы — на случай обращения автомобилистов с вопросами или для внеплановых проверок, как это было в день нашей экспертизы.

Все пробы также маркируются, опечатываются и помещаются в сейф, который расположен на АЗС. Пробы хранятся до полной реализации партии.

«Народная экспертиза»: читатели 66.ru и блогеры проверили качество топлива на АЗС

Судя по выстроенной системе, над миссией «Украсть бензин» должна работать группа диверсантов уровня Джейсона Борна: под покровом ночи пробраться, усыпить бдительность персонала, незаметно срезать пломбы, вывести из строя камеры… В общем, не самый реалистичный сценарий.

«Народная экспертиза»: читатели 66.ru и блогеры проверили качество топлива на АЗС

АЗС — конечная точка в пути нефтепродукта. Но не надо думать, будто качество контролируют только тут: обычно за ним следят на всём жизненном цикле бензина/дизеля, от буровой вышки через НПЗ и железную дорогу до локальной нефтебазы и поставки на конечную АЗС. Подробнее можно узнать из нашего репортажа с нефтеперерабатывающего завода.

Городская легенда №2: качество можно определить самому — по цвету и запаху

На самом деле нет. Специалисты говорят, что зрение и обоняние — слишком субъективные измерительные приборы. Определить качество бензина можно только в сертифицированной лаборатории, на специальном оборудовании, прошедшем поверку специалистами Росстандартизации. Испытания топлива проходят по множеству параметров, в чем участникам и предложили убедиться.

Для проверки уже отобранных тут же проб дежурила «Мобильная лаборатория качества». В небольшом, но отлично кондиционируемом (+33 за бортом!) помещении их уже ждала лаборант, которая помогла народным экспертам самолично оценить качество топлива по десяткам показателей, в числе которых — фракционный состав, октановое число бензина и экологический класс топлива, а также другие зрелищные испытания.

«Народная экспертиза»: читатели 66.ru и блогеры проверили качество топлива на АЗС

Для простых автомобилистов самые важные параметры — октановое число бензина и содержание серы в дизеле. Последний параметр важен особо, так как влияет на долговечность всей сложной дизельной системы современной машины. Во все заданные параметры отобранные пробы уложились с запасом. Нагляднее всего как раз пример с пробой АИ-95, октановое число которой оказалось даже выше допуска.

К слову, про октановое число есть еще один стереотип: что проверить его можно с помощью массовых измерительных приборов вроде «Октиса» — октанометра, доступного простому пользователю. Проблема в том, что точность (а с нею и погрешность измерений) по сравнению с профессионально оборудованной лабораторией ощутимо хромает.

В своей же инструкции фирма-производитель «Октиса» говорит:

«…Из-за разного компонентного состава бензинов разных заводов-изготовителей прибор может давать некоторые отклонения в показаниях при определении октанового числа. В каждом регионе бензины продаются преимущественно одного определенного производителя, и для получения более достоверных показаний полезно провести повторную калибровку прибора по бензинам местного производителя с заранее известным октановым числом».

А вообще узнать, какое топливо вы зальете в бак, непосредственно перед заправкой можно с помощью паспорта качества. Поставщик топлива для любой АЗС в регионе (неважно, под каким брендом она работает) в обязательном порядке прописывается в паспорте качества топлива. Этот документ должен быть в открытом доступе на каждой автозаправочной станции.

«Народная экспертиза»: читатели 66.ru и блогеры проверили качество топлива на АЗС

Паспорт качества нефтепродукта вам должны предъявить по первому требованию. Это документ, устанавливающий соответствие численных значений показателей качества нефтепродукта, полученных в результате лабораторных испытаний. Данный документ обязательно должен быть на каждой АЗС. На станциях «Газпромнефть» он находится на стенде в «уголке покупателя». Совет автомобилистам: документ должен быть свежим, ведь он выдается на каждую новую партию топлива.

Городская легенда №3: бензин с привкусом воды

Запомните: ни один волшебник в мире не сможет смешать воду с бензином. Вода — тяжелее, и если вы проведете такой опыт сами, то увидите, как H2O торжественно и плавно оседает пузырями на дно. И если в баке оказалась вода, то машина не поедет. От слова «совсем», максимум несколько сот метров — на том бензине, который поступил в систему ранее. Так что того, кто ездит и ругается, что бензин разбавлен, смело отправляйте в 8-й класс, на урок химии.

Но что если все-таки вода попала в бак? — звучит вопрос от участников.

Случаи проникновения некачественного топлива на АЗС единичны: и люди, и оборудование иногда могут дать сбой. Каждый случай классифицируется как ЧП и тщательно расследуется. Правило поведения в таких случаях простое: сохранить чек и звонить в центр поддержки клиентов. Если вы хотите задать любой вопрос, связанный с качеством топлива или работой АЗС, можно обратиться к управляющему АЗС, на круглосуточную горячую линию или стать участником «Народной экспертизы» и увидеть все своими глазами.

«Народная экспертиза»: читатели 66.ru и блогеры проверили качество топлива на АЗС

При обращении клиента на АЗС возьмут три пробы топлива — одну направят на дополнительный анализ в лабораторию, вторую клиент сам может направить на анализ в любую лабораторию, третья — арбитражная проба — останется на АЗС до получения результатов анализов.

Городская легенда №4: «После заправки мотор стал работать хуже!»

Из той же серии, что про воду: часто задаваемый вопрос в духе: «Ехал-ехал — нормально же было, а заправился — и задрожал». «Если вы подъехали на АЗС с практически пустым баком, то после старта могут быть вибрации», — поясняет заместитель руководителя сети АЗС «Газпромнефть» в УрФО Евгений Никитин.

«Народная экспертиза»: читатели 66.ru и блогеры проверили качество топлива на АЗС

«В современных автомобилях бензонасос установлен непосредственно в баке, и при старте после полной заправки он ловит воздушную пробку. Когда давление выравнивается, вся топливная система приходит в стабильное состояние. Хуже, если автомобиль недостаточно ухожен — в его системах возможно засаливание и загрязнение. При заправке до полного воздушная пробка вытесняется вместе с парами и налетом на стенках топливных шлангов. Если таких загрязнений много, то автомобиль может вести себя необычно или вовсе заглохнуть. Подчеркну: это не значит, что топливо — плохого качества».

Городская легенда №5: «Бензин недоливают»

Этот эксперимент в заявленную программу не входил, но оказался к месту и вообще — показательным. Один из участников проекта «Народная экспертиза» не поленился… принести с собой громоздкий измерительный прибор — «мерник образцовый»!

С его помощью определяется точность отпускаемого бензоколонкой продукта. Где он его взял — не спрашивайте. Вообще для проведения испытаний прибор должен быть с плобмой госповерителя, но блогеру решили не отказывать.

«Народная экспертиза»: читатели 66.ru и блогеры проверили качество топлива на АЗС

На каждой АЗС такой измерительный прибор тоже должен быть в обязательном порядке, и любой автолюбитель может попросить сотрудников провести проверку при нем. По ГОСТу, погрешность колонки допустима в пределах +/- 50 мл на 10 л. И прибор заправочной станции, и мерник участника экспертизы показали один и тот же результат: 10 литров в чеке, 10 литров на колонке, 10 литров на шкале мерника. Всё честно.

«Народная экспертиза»: читатели 66.ru и блогеры проверили качество топлива на АЗС

Даже если б не было стороннего прибора, проверить точность колонки было бы просто: на всех станциях присутствует поверенный мерник. По требованию законодательства, погрешность колонки не должна превышать +/- 50 мл. Требования «Газпромнефти» — чуть жестче: ТРК настроены с погрешностью +/- 30 мл. Таким образом, всегда и сразу можно проверить, не отходя от колонки, насколько точно она выдает топливо.

Отсюда и такие отзывы «Народных экспертов», как у блогера Кирилла Потапова: «Я убедился, что перед тем, как попасть на АЗС, нефтепродукты проходят многоступенчатый контроль на всех этапах — от завода до бензобака. И для «Газпромнефти» качество топлива играет немаловажную роль, раз они уделяют этому такое большое внимание».

© 66.ru; 66.RU