Ты можешь быть хоть трижды титулованным спортсменом с кучей кубков на полке, но все аплодисменты этого вечера соберет маленький китаец в VIP-ложе. Ему даже не придется толкать речь, чтобы сотни тысяч человек встали и начали рукоплескать. Просто потому что этого китайца зовут Джеки Чан, и у него, помимо доспехов бога, есть своя гоночная команда, которая в числе других 60 экипажей вышла на старт суточной гонки «24 часа Ле-Мана».
|
---|
Правда, китайская команда — Baxi DC Racing — никаких успехов в этот уикенд так и не добилась, потому что сама гонка мало напоминала фильмы Джеки Чана — скорее, драму Финчера с непременным сюжетным твистом в финале, но снятую в эстетике раннего Гая Ричи.
Карбоновые нервы
Гонки на выносливость — это когда трое парней в одной машине по очереди едут на пределе. Едут на рассвете, едут после заката, едут ночью, едут днем... Вы успели сходить поспать — а они все едут и едут. Вы проснулись, скушали свой круассан под латте, а они продолжают гнать. И так — все 24 часа без права передохнуть или расслабиться.
|
---|
Нет такого права и у членов команд. «Дэвид, когда ты последний раз спал»? — спрашиваю я главного инженера команды G-Drive Racing. «Э-э-э, по-моему, в четверг», — отвечает Дэвид поздним вечером воскресенья.
Раз в год Ле-Ман — небольшой городок на востоке Франции — теряет покой и сон. В 2016-м он сделал это в 84-й раз, когда на кольцо «Сартэ» (хотя правильнее, говорят, всё-таки «Сарт») съезжаются самые отчаянные парни планеты. И мы не только про гонщиков и механиков.
|
---|
Как и любая другая гонка, Ле-Ман вживую — это не столько спорт, сколько безостановочная костюмированная тусовка с непременным объеданием, распиванием и музыкой с танцами.
|
---|
По своей атмосфере Ле-Ман кардинально отличается от гламурных уикендов «Формулы-1».
Да, тут тоже собираются селебрити — в этом году, помимо Джеки Чана, приехали вообще все «наши»: Киану Ривз, Джейсон Стэтэм и Брэд Питт. Последний дал старт гонке и передал привет читателям 66.ru. Хотя на самом деле просто случайно попал в кадр.
|
---|
Как и в дни F1, в Ле-Мане тоже приторговывают «Ролексами» и «Таг-Хоэрами» с лотка, тут легко можно купить самую дорогую куртку планеты, но суть не в этом.
|
---|
Ле-Ман демократичен, Ле-Ман близок к народу, а народ (до 400 000 человек!) как нигде близок к нему.
|
---|
Тут не принято селиться в «Мэриоттах» и «Хиллтонах», Ле-Ман — это палатка или кемпинг, барбекю на свежем воздухе или вообще ночевка в машине. Нередко — прямо в «Бентли» или винтажном «Порше» и прямо на парковке «P12».
Ах да. В промежутках между карнавальным раблезианством тут еще и гоняют.
|
---|
«Toyota объявляет отзыв»
На старт 24-часового марафона в Ле-Мане выходят машины в четырех разных классах: LMP1, LMP2, GTE Pro, GTEam. От этого на трассе образуется такая мешанина цветов, красок и антикрыльев, что человек неподготовленный ничего не поймет и после двух суток. Подготовленный, впрочем, тоже с трудом.
|
---|
LMP1 считается топовым классом и одной из главных вершин автоспорта. Никакой скованности, никаких ограничений фантазии инженеров. Хочешь — полный привод. Не хочешь — не полный привод. Хочешь — бензин, хочешь — дизель. Хочешь — V6, но не возбраняется и V4. Полученные безграничной фантазией монстры выдают до 1 000 л.с. и едут так быстро, что проходят 13,6-километровый трек за 3:21. То есть по 4+ километра в минуту, или по километру каждые 15 секунд. Это быстрее, чем вы читали последний абзац.
Собственно, поэтому победа в Ле-Мане престижна в любом зачете, но в классе LMP1 она приобретает поистине эпический размах: там соревнуются не только люди, там соревнуются производители. Инженерые подходы, технические решения, философия, если хотите.
|
---|
Было время, когда доминировала дизельная философия Audi. Но оно прошло еще до того, как разгорелся «дизельгейт». В этом году борьба шла на поле гибридности: «Приус» против 918-го, Toyota против Porsche, Hybrid synergy drive против Future performance, или как там теперь называется электростратегия Штутгарта.
|
---|
Экс-пилот F1 Марк Уэббер — жертва кармы, не иначе. В «Королевских гонках» он трижды становился бронзовым призером и, принимая приглашение Porsche в чемпионат мира по гонкам на выносливость, наверное, рассчитывал на что-то большее, чем сход в дебютном Ле-Мане, второе место в 2015 и пятое — в 2016 г. Тем обиднее, что действующий пилот F1 Нико Хюлкенберг год назад выиграл свой первый же Ле-Ман в составе все тех же Porsche. Но Марк не сдается, он держится, у него хорошее настроение. |
«Гибридный синергетический драйв» Toyota дал сбой. Причем в самый неподходящий момент: на финальном круге. За час до этого они уверенно лидировали и летели на всех парах к неминуемой победе с весомым преимуществом над экипажем Дюма — Жани — Либа. По пресс-центру прогулялась мрачная шутка о том, что Porsche выиграет, только если «Тойоте» под педаль газа попадет коврик, и они объявят отзыв. Объявили.
Прототип №5 замер прямо на старт-финишной прямой за три минуты до финала, и всё, что было после этого, — словно череда рваных кадров, склеенных под «Fucking in the bushes»: ррраз — Porsche финиширует первыми; два — в боксах «Тойоты» сеанс одновременных фейспалмов и слёз; три — над подиумом реют сразу два российских флага. В этом хаосе сюрреализма уже никто не вспоминал Джеки Чана.
|
---|
Серебро как драма
Опытные гонщики с несколькими Ле-Манами за плечами вряд ли удивились такому раскладу на финише: все как один повторяют, что здесь случиться может все что угодно.
Роман Русинов, пилот команды G-Drive Racing:
— Каждый раз, когда мы приезжали на Ле-Ман, на листе бумаги у нас всё было в порядке. Но Ле-Ман — это очень сложная гонка, и даже если у тебя самая быстрая машина, самые быстрые пилоты — это не дает тебе гарантии на победу. В прошлом году мы выиграли весь чемпионат мира, но здесь финишировали только третьими. В этот раз мы взяли поул-позицию, и это уже очень приятно, хотя на Ле-Мане и не главное. Эта гонка суточная, и для нас безумно важно сделать безошибочную гонку. Если мы проедем безошибочно, быстро, надежно, то можем рассчитывать на победу.
К сожалению, для российской команды, выступающей в зачете LMP2, все так и произошло: со скоростью и надежностью проблем не возникло, но череда мелких помарок накрутила порядка трех лишних минут и отбросила G-Drive Racing на 2-е место в своем классе.
|
---|
«У нас постоянно что-то случалось, и 24 часа мы фактически догоняли, шли на большие риски и в конечном счете показали хороший, я считаю, результат, — говорит Роман сразу после финиша. — Отыграть эти три минуты отставания было практически нереально, потому что наши конкуренты ехали приблизительно с тем же временем, что и мы».
|
---|
Радости в глазах Русинова за лучший в истории результат для россиян при этом не видно: перед новым сезоном чемпионата мира по гонкам на выносливость команда сменила поставщика шасси, состав пилотов, стратегию — всё для того, чтобы гарантированно выиграть самый престижный марафон планеты.
|
---|
А дальше — опять нарезка в гай-ричевской манере: оооп — прокол и визит в боксы, два — и Уилл Стивенс ошибается во время дозаправки, три — и команда получает штрафной проезд по питлейну. Отсюда — лишние три минуты, отыграть которые за 24 часа даже при такой феноменальной скорости, как у прототипа №26, нереально.
|
---|
Под утро череда неприятностей продолжилась сходом второго экипажа G-Drive Racing: №38 не смог продолжить борьбу. |
Александр Крылов, руководитель проекта G-Drive Racing, директор по региональным продажам «Газпром нефти»:
— У нас была сильная и сплоченная команда и самая быстрая машина, мы завоевали поул-позицию, наши гонщики вошли в пятерку лучших по абсолютному времени круга. Но это Ле-Ман, культовая гонка, за 24 часа может произойти что угодно. Два штрафа и прокол колеса привели к потере считанных минут. Но мы боролись до конца, пришли к финишу в том же круге, что и победитель. В итоге G-Drive Racing превзошла результат прошлого года и вышла второй на подиум. На данный момент это лучший результат для россиян в Ле-Мане за всю историю.
Для наших — Кеша
Даже опытные автоспортивные журналисты переспрашивают, почему вдруг Кирилл стал Кешей. Приходится объяснять, что уральскому автосообществу Ладыгин до сих пор известен именно под этим прозвищем.
|
---|
Начав в картинге в середине девяностых, Ладыгин прошел длинную карьеру, в которой были и ралли, и трековые гонки, и «кузова», и старты в чемпионате мира по турингу (WTCC), и череда побед в «Гонке звезд» журнала «За рулем».
Последние годы Ладыгин наконец-то нашел достойное своему таланту место — под крылом программы SMP Racing.
|
---|
В их составе он стал чемпионом младшей марафонской серии — ELMS. В 2014-м Кирилл перебрался в чемпионат мира по гонкам на выносливость (FIA WEC), и на этом череда успехов на какое-то время прекратилась — вплоть до подиума в Ле-Мане-2016.
Причем подиум не выглядел гарантированным вплоть до финальных часов гонки: прототип «ЭсЭмПэшников» — BR01 — не смотрелся быстрым и вообще конкурентоспособным на протяжении всех тренировок и в квалификации, но выручила стабильность: экипаж Ладыгин — Петров — Шайтар преодолел дистанцию гонки без аварий, ошибок и вылетов и в итоге финишировал пусть и в 4 кругах позади Русинова и G-Drive Racing, но все равно на подиуме.
Удивительные русские
Российских автоспортсменов даже в самом сильном угаре патриотизма трудно назвать фаворитами мировых серий. Тем не менее подиумы Квята, триумфы Ладыгина — Шайтара и победы Русинова заставляют весь мир чуть пристальнее смотреть в нашу сторону.
Рене Раст, заводской пилот Audi, пилот G-Drive Racing в «24 часах Ле-Мана»:
— Мы не удивлены успехами нашей команды: сразу было понятно, что она сильна. Другие парни из России нас удивили: они не были в первых рядах на тестах и квалификации, но в гонке оказались быстры. Настолько, что их порой было трудно догнать.
|
---|
Конечно, команды, выступающие под российским флагом, по своему составу интернациональны, что вполне понятно: специалистов уровня, позволяющего взять 2-е место в Ле-Мане, в нашей стране еще не так много. Поэтому состав российских иженеров, пилотов, механиков стабильно дополняется классными специалистами из Англии и Германии, но какое это имеет значение, если в итоге над Сартэ (или всё-таки «Сартом»?) реют российские флаги?
|
---|
Самолёт от ₽18 000 (по акции если)
Прокат машины от €30
Платная дорога €19 в один конец
Бенз €1.4/литр
Кушать дорого: я только в Макдоналдсе в последний день €9 оставил за 2 чизбургера и 1 Бигмак.
В сувенирных магазах футболки от €20. Комбезик сыну взял за €15
Отели от €30/сутки, если повезёт. Но можно найти халявное место с палаткой :-)