Через день-другой на дороги массово вырвутся неуправляемые школьники, к тому же количество ям и открытых люков сокращаться упорно не хочет. Поэтому мы решили напомнить, что делать с препятствиями на дороге. А заодно найти оптимальный выход, как их избежать.
|
---|
Естественно, все упражнения выполнены на закрытой площадке опытным инструктором. В качестве мальчика для битья и наглядного пособия выступил пупс Экагафний. Без необходимости на дорогах общего пользования самостоятельно лучше не повторять. |
Статика/динамика
Итак, препятствия на дороге могут быть двух видов: статичные (люк, яма, загадочно появившийся посреди дороги бетонный блок) и движущиеся. В первом случае всё сравнительно просто. Во втором возможны варианты: «движущееся препятствие» в виде бабушки, кота или ребенка может метнуться влево, может метнуться вправо, может побежать от вас, а может прыгнуть под колеса.
Варианты
В любом случае у вас два варианта: тормозить в пол что есть мочи или попробовать препятствие объехать. Мы решили проверить, какой способ эффективнее при движении на максимальной разрешенной в городе скорости — 60 км/ч.
До полной остановки
В зависимости от резины средний тормозной путь с 60 км/ч по сухому покрытию составляет +/- 15–16 метров. По мокрому он увеличивается примерно до 18–19 метров.
|
---|
Некоторые замеры тормозного пути с 60 км/ч из наших тестов летних покрышек. |
Но даже этого зачастую мало. Наши попытки оттормозиться с легальной городской скорости раз за разом оборачивались неуспехом: не хватало буквально 3–4 метров, чтобы не задеть Экагафния. Если в реальной жизни на его месте будет открытый люк — вы прощаетесь с подвеской, бампером и колесами. Если будет кот или живой человек — страшно даже подумать.
Еще раз: даже на легальной городской скорости посуху с прогретой резиной на хорошей машине тормозного пути не хватает, чтобы гарантированно встать перед препятствием. |
Переставка с торможением
Разочаровавшись в торможении «в пол», пробуем объезжать препятствие комбинированным способом: торможение — переставка — остановка. Успех!
В случае с объездом препятствия в 100% попыток пупс Экагафний оставался цел и невредим. |
Сергей Жарков, директор школы контраварийного вождения X-Avto:
— Этот маневр всегда выполняется в стрессовых условиях, поэтому ошибок человеку без подготовки не избежать. В любом случае начинать маневр надо с торможения. В этот момент автомобиль наклоняется вперед, передние колеса загружаются, благодаря чему управляющая ось получает больше возможностей объехать препятствие. Нажатие на тормоз в этот момент должно быть плавным: если вы сразу продавите педаль до упора, то потеряете метр-два тормозного пути. Если же давить плавно — одновременно с наклоном машины вперед — тогда торможение будет более эффективным.
Когда масса перешла на переднюю ось, можно начать поворот. Тут премудростей нет, если машина с ABS. Если без — то перед поворотом руля тормоз надо приотпустить для разблокировки колес. Заблокированные колеса никуда не поворачивают, машина просто полетит по прямой.
Вот что бывает, если у вас вдруг дедушкин ИЖ-комби без ABS. Попытка объезда препятствия на торможении при заблокированных колесах успешной быть не может: ты и не тормозишь, и не объезжаешь. |
В общем, объезд препятствия зачастую гораздо эффективнее торможения. Но вот тут кроется та самая правовая коллизия, о которой мало кто задумывается. В пункте 10.1 ПДД русским по белому написано, что в случае ЧС водитель должен «принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства». Трактовать это можно так: ПДД однозначно предписывают тормозить в любом случае. Не беда, что дистанции на остановку тебе в большинстве случаев не хватит — хотя бы попытайся.
|
---|
В регионе были прецеденты, когда автомобилист пытался объехать пешехода вместо того, чтобы в него тормозить. Объезд заканчивался неудачно — автомобилист шел под суд. Хотя намерение вроде было благое. Эксперты в этом вопросе солидарны с ПДД. Максим Едрышов из «Комитета по защите прав автомобилистов» считает, что раз Правила предписывают тормозить, то надо тормозить.
Ему вторит юрист Николай Бескорский, Ассоциация защиты прав водителей:
— Суд исходит из того, что объезжать нельзя. Надо тормозить. Вы экспериментировали со статичными объектами, а живой человек может побежать в любую сторону. Если он побежит в сторону объезда, столкновения избежать не удастся, и судом будут оцениваться действия обоих участников ДТП. Так что, я думаю, тормозить всё-таки эффективнее.
Исходя из этого однозначный совет — тормозить или объезжать — давать трудно: можно действовать строго в рамках ПДД и тормозить прямиком в пешехода с малой вероятностью успеха, а можно попробовать ослушаться ПДД и объехать его, но рисковать при этом еще больше. Многое будет зависеть от выработанных рефлексов и скорости принятия решения: если определенная сноровка есть, и голова с мышцами работают как надо. можно попробовать объехать. Нет — давите, что есть сил, тормозную педаль.
В идеале, конечно, держаться подальше от пешеходов — и делать это на предельно безопасной скорости. Тогда, может, и тормозного пути хватит в случае чего.
|
---|
Чтобы не сомневаться в тормозном пути — надо следить за состоянием резины. Чтобы не переживать о динамике — правильно выбирать топливо. В экстренной ситуации, когда на счету доли секунды, от динамики зависит немало. Поэтому качественное топливо, порой, может спасти жизнь. |
Да и в целом товарищи гибдд потом при разборе говорят, что надо было просто тупо жать тормоз. А так вылет на встречу, машина в хлам, ты ещё и виноват... Ладно если жив после встречки остался
А, вот какое отношение динамика авто относится к рассматриваемой ситуации - непонятно.
ну чтоб тест соответствовал реалиям.