Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

До первого столба: как выжить с глухой тонировкой на автодроме и в городе

16 марта 2016, 10:00
До первого столба: как выжить с глухой тонировкой на автодроме и в городе
Фото: 66.RU; 66.RU
Сегодня немного поучимся водить вслепую, стараясь никого не сбить. Реально?

Непридуманная история. Звонок на радио:

— Здрасьте, уважаемая ГИБДД. Что плохого вам сделала тонировка? Почему за нее так жестоко наказывают? Я не согласен, спасибо, до свидания.

Мы задумались: может, и правда, Госавтоинспекция зря «кошмарит» любителей «пятака на лбу»? В конце концов, тонировка — это красиво, практично и позволяет, например, в пробках чесать нос изнутри, не опасаясь насмешливых взглядов окружающих. Что тут может быть опасного?

Единственный способ выяснить это — проверить на практике и научиться водить вслепую. Для этого в нашем распоряжении есть закрытая площадка, откуда от греха подальше убрали вообще всех, опытный инструктор и два вида тонировки передней полусферы (ветровое + боковые стёкла) — так любимые молодежью «пятерка» и «пятнашка», в обоих случаях несоответствие ГОСТу: фактическая светопропускаемость 17,7% и 24% соответственно.

До первого столба: как выжить с глухой тонировкой на автодроме и в городе

Правовой ликбез
ГОСТ 5727–88 предписывает лобовому стеклу обеспечивать светопропускание не менее 75%, для боковых передних — не менее 70%.

Вот таким мир ночью предстает перед глазами полностью зрячего водителя:

До первого столба: как выжить с глухой тонировкой на автодроме и в городе

Вот таким — с тонировкой-пятнашкой: видимость ухудшается ощутимо — и вдаль, и по периферии.

С «пятаком» всё совсем плохо: в реальной жизни ни бабушек под колесами не видно, ни столбов, ни деревьев.

Суть эксперимента элементарна. Мы исходили из того, что чем темнее обзор перед водителем, тем менее точно он поедет, тем больше будет совершать ошибок и сможет кого-нибудь ненароком сбить. Условия для всех попыток равные: одна и та же трасса длиной 2,5 километра. За эталон принимается время «чистого» круга, который проходится со стандартными стеклами — 100% светопропускание.

До первого столба: как выжить с глухой тонировкой на автодроме и в городе

Эталонный круг наш тест-пилот прошел за 2:38.8 мин., следом попытка с тонировкой «пятаком» — и… Тут же разворот посередине дистанции! Видимость ухудшается не только вперед, но и в стороны. С полным обзором видны все нюансы трассы, с затонированным — не все. Как итог — одной-единственной помарки хватило на то, чтобы потерять машину и в неуправляемом скольжении направиться в сторону бруствера. Время испорченной попытки — 2:47.72 мин.

До первого столба: как выжить с глухой тонировкой на автодроме и в городе

В реальной жизни нет кнопки «Replay», но мы же экспериментируем, поэтому дали тестировщику переиграть. Все попытки и с «пятаком», и с «пятнашкой» оказались хуже эталонного круга. Со стороны может показаться, будто отличия эти незначительны — худший круг отстает от эталонного на 2,5 секунды.

До первого столба: как выжить с глухой тонировкой на автодроме и в городе
  • Эталонный круг — 2:38.8.
  • Тонировка 1 («Пятнашка») — 2:41.1.
  • Тонировка 2 («Пятак») — 2:41.3.

Но за потерей каждой десятой доли секунды стоят ошибки, помарки, промахи на торможениях и сломанные траектории. Применительно к дорогам общего пользования это как если ты едешь-едешь, бортанул столб, поехал дальше — сбил кота, оттормозился сослепу поздно — поднял на капот бабушку. А всего-то 2,5 секунды и три ошибки — минус столб, бабушка и кот. А потом спрашивают, почему ГИБДД так по-людоедски относится к любителям неГОСТовской тонировки?

Сергей Жарков, директор школы контраварийного вождения X-Avto:

До первого столба: как выжить с глухой тонировкой на автодроме и в городе

— C тонировкой обзор сразу стал хуже, я перестал различать границу дороги, видимость снизилась значительно. Ехал по памяти. Если бы трасса была мне незнакома, я бы сильнее ухудшил результат. Вглядывание в теряющуюся дорогу очень отвлекает от управления машиной, мне стало сложнее держать угол заноса, и вообще я как будто откатился по навыкам на несколько лет назад. На вождении такая потеря концентрации сказывается очень и очень.

С начала года, кстати, по области инспекторы оштрафовали уже 10 995 любителей «коптить» машину. Попутно в Госдуму на днях был внесен законопроект об увеличении штрафа за такое нарушение до 3 000 рублей. Мы горячо поддерживаем. Хотя бы с точки зрения здравого смысла: когда человек ходит ночью по городу в темных очках, на него смотрят как на дурачка. А когда он «закатывает» свой автомобиль — говорят: «Красава!» — и постят в «Инстаграм» с хэштегами #чётко #tuning и #MyLifeMyRules.

До первого столба: как выжить с глухой тонировкой на автодроме и в городе

Эксперименты на автодроме или дороги общего пользования — в динамике и мощности автомобиля хочется быть уверенным на все сто. Нам в этом помогает топливо нового поколения.

Всесторонне исследовать вождение мы на этом не прекращаем. Ранее, напомню, мы учились ездить «правильно», набивая эсэмэски за рулем, исследовали способы выездов со дворов Екатеринбурга, а в ближайшую пятницу проверим, опасно ли водить пьяным. Ставьте лайки и заходите еще!

За техническую помощь в подготовке материала благодарим Управление ГИБДД по Свердловской области

66.RU