Пилотный проект по организации платного парковочного пространства в центре Екатеринбурга стартовал в конце мая 2014-го. Последнее на сегодня расширение зоны случилось в августе этого года — теперь платных машино-мест в центре города 2354.
Красный цвет — паркоматы, которые заработали с августа; синий цвет — уже функционирующие на тот момент паркоматы.
Еще за год до пуска первого паркомата, в 2013-м, вице-мэр Екатеринбурга по вопросам благоустройства, транспорта и экологии Евгений Липович в интервью Порталу 66.ru заявил, что даже установка паркоматов не разгрузит движение в центре из-за стремительно растущего числа автомобилей у населения.
— Я думаю, что мы уже в следующем году начнем реализовывать проект платных парковок. У нас для этого все готово. Поставим паркоматы. Дополнительно будем делать парковочные карманы, которые тоже станут платными. Но вы поймите, полностью решить проблемы для автомобилистов Екатеринбурга мы не сможем. Их слишком много и слишком быстро становится все больше.
Спустя два с лишним года опасения чиновника оправдались. На недавней пресс-конференции Липович выступил с презентацией, в ней присутствовали цифры, глядя на которые, понимаешь: на работу в центр в большинстве своем ездят только те, у кого нет машины. И с каждым годом ситуация все сложнее: если в 2000 году доля трудовых поездок на личном транспорте составляла 15%, в 2007 — 33%, то в 2015 году — уже свыше 50%.
Практически до 1995 года 75% активного населения города Екатеринбурга работали в непосредственной близости от мест своего проживания, расположенных возле районообразующих предприятий (Уралмаш, Эльмаш, Химмаш, ВИЗ, Компрессорный, Вторчермет и др.). Сегодня концентрация мест приложения труда сместилась в центральную часть города. Около 50% населения совершают поездки с периферии в центральную часть города утром и в обратном направлении вечером. Фото: пресс-служба администрации Екатеринбурга |
Первостепенные причины, по которым екатеринбуржцы не хотят пересаживаться на общественный транспорт, лежат на поверхности. Это и низкая скорость движения трамваев и троллейбусов (из-за ДТП и нахалов, вылезающих на рельсы и выделенную линию), и высокий уровень автомобилизации горожан: сегодня на каждую тысячу населения приходится около 500 личных машин. Как следствие — за последние 15 лет пассажиропоток в ЕТТУ рухнул в три раза — с 366 млн до 122 млн человек в год.
На слайде показана динамика пассажиропотока только в муниципальном транспорте, то есть без учета частных маршруток, но и эти цифры показательны. Фото: пресс-служба администрации Екатеринбурга |
И все же от августовского расширения платного парковочного пространства польза (пусть пока и небольшая) все-таки есть: центр слегка разгрузился. По нашей просьбе аналитики сервиса «Яндекс.Пробки» оценили время проезда на участках улиц Екатеринбурга, где были установлены паркоматы. На некоторых отрезках дорог в сентябре-октябре 2015 года скорость проезда изменилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Выяснилось, что в первые осенние месяцы движение стало быстрее на следующих участках:
— Средняя скорость движения по этим отрезкам городских улиц увеличилась на 25–75%. Однако это небольшие участки дорог, где и раньше водители проводили не так уж много времени. В результате экономия от ускорения движения составляет на первых двух участках чуть меньше минуты, а на улице Хохрякова от улицы Куйбышева до проспекта Ленина — около полутора минут. Движение по улице Пушкина, наоборот, замедлилось в обе стороны примерно на одну минуту.
При этом статистика дорожно-транспортных происшествий в центре Екатеринбурга свидетельствует об обратном: на 7 из 11 улиц, где стоят паркоматы, число аварий в этом году увеличилось.
Оговорка: на гистограмме указано число ДТП на протяжении всей улицы, а не только на участках с платной парковкой. Однако в целом картина понятна. Статистика предоставлена отделением пропаганды ГИБДД по Екатеринбургу. |
Платить или не платить за оставленный в центре автомобиль — по сей день каждый екатеринбуржец решает сам. Практика показывает, что тут есть три варианта:
Сегодня даже в мэрии вынуждены констатировать, что за стоянку платят лишь 40% паркующихся. Из-за этого свободных мест в центре становится все меньше.
— Ситуация стала ухудшаться. Места для стоянки стали заставляться. Хотя когда запустили первые паркоматы, машин стало заметно меньше и пропускная способность выросла — это факт. Тем не менее те люди, которые хотят приехать в центр, имеют возможность это сделать. Более того, по статистике, большинство владельцев машин, которые платят, стоят максимум полтора часа. Этого времени им достаточно.
На собираемость (да и на информационный фон вокруг паркоматов в целом) влияет не только безнаказанность автомобилистов и нестабильность оборудования, но и периодические заявления надзорных органов. Так, в начале ноября свердловский Роспотребнадзор заявил, что екатеринбуржцы вовсе не обязаны платить за стоянку на платных парковочных местах в центре города, если им не предоставили возможность сделать это наличными. А на днях и вовсе стало известно, что Федеральная налоговая служба выписала горадминистрации Екатеринбурга крупный штраф (845 тыс. рублей) за паркоматы, у которых отсутствуют приборы учета.
Несмотря на это, доходы мэрии от паркоматов за последний год выросли более чем в два раза. Единственное разумное объяснение этому — расширение зоны платной парковки. В будущем ее планируют увеличить до 15 тысяч мест.