Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Ретро-сокровищница: изучаем коллекцию музея «Боевая слава Урала»

10 мая 2013, 12:20
фоторепортаж
Ретро-сокровищница: изучаем коллекцию музея «Боевая слава Урала»
Фото: Николай Ковалевский для 66.ru; 66.RU
Как и обещали, публикуем подробную фотоэкскурсию по уникальному музею ретро-техники, открывшемуся вчера в Верхней Пышме и созданному УГМК.

Сразу после того как пересекаешь центральный вход, время отматывается на семь десятилетий назад: Ford A, ГАЗ М-1, «Паккарды», броневики БА-27 и батальонные минометы застыли в своем первозданном виде.

Ретро-сокровищница: изучаем коллекцию музея «Боевая слава Урала»

В теплое помещение с крышей загнали те экспонаты музея УГМК, которые нельзя круглогодично держать под открытым небом. И таких экземпляров набралось немало — на полновесную коллекцию в три (!) этажа.

Ретро-сокровищница: изучаем коллекцию музея «Боевая слава Урала»

Ford A (первый слева) сменил на конвейере легендарный Ford T, от которого принято отсчитывать хронологию современной, конвейерной, автомобильной индустрии. Лицензионная копия производилась в СССР — в Горьком, на молотовском заводе, также известном как ГАЗ.

На первом — военная техника фронтовых лет и образцы мирового автопрома тех времен. В отдельную мини-экспозицию выделены послевоенные шедевры, предназначенные, как сейчас бы сказали, для VIP-пассажиров.

Ретро-сокровищница: изучаем коллекцию музея «Боевая слава Урала»

ЗИС-110 (справа) и ГАЗ-12 ЗИМ создавались не для комфорта рабочих и крестьян, но для первых лиц государства. 110-й стал первым послевоенным автомобилем. Строили его на шасси «Паккарда», потому что Сталин к этой американской марке питал особую любовь. ГАЗ более поздний, уже оригинальный по разработке, но не такой представительский: машины Завода им. Молотова априори были ниже по рангу, чем машины Завода им. Сталина.

Ретро-сокровищница: изучаем коллекцию музея «Боевая слава Урала»

На втором этаже — советское легковое наследие: АЗЛК, ГАЗ, ВАЗ и мотоциклы. В разных модификациях и с разными типами кузова.

Ретро-сокровищница: изучаем коллекцию музея «Боевая слава Урала»

Экспозиция советского наследия включает в себя не только автомобили и мотоциклы, но и мотоколяски разных лет и модификаций (на дальнем плане). Такие транспортные средства много лет назад было принято выдавать инвалидам Великой Отечественной для облегчения передвижения. Позже вместо мотоколясок ветеранам стали выдавать «Запорожцы».

Ретро-сокровищница: изучаем коллекцию музея «Боевая слава Урала»

Третий этаж отведен под форму, оружие и атрибутику разных эпох — от царских времен до времен Красной армии.

Ретро-сокровищница: изучаем коллекцию музея «Боевая слава Урала»

«150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии». Копия того самого знамени, водруженного над Рейхстагом первого мая 1945 года, торжественно передана на хранение Центральным музеем Вооруженных сил РФ.

Ретро-сокровищница: изучаем коллекцию музея «Боевая слава Урала»

Занято даже «воздушное пространство» музея: под потолком парят самолет У-2, истребители И-15 и ЯК-1, а также один из лучших самолетов-перехватчиков — МиГ-3

Ретро-сокровищница: изучаем коллекцию музея «Боевая слава Урала»

Век высотного истребителя МиГ-3 был коротким, но ярким: его по праву считали одним из лучших боевых самолетов своего времени. Производили его всего один год, а почему вдруг перестали — источники разнятся в показаниях. Одно было ясно точно: летные показатели на малых и средних высотах оставляли желать лучшего, как следует раскрывался потенциал машины на больших высотах. Но практика показала, что львиная доля боев проходит как раз на тех самых высотах малых и средних. Участь была предрешена уже через год после старта производства (в 1941), хотя в небе МиГ-3 воевал вплоть до 1943 года.

На примере представленных самолетов можно проследить, как менялась инженерная мысль, какими темпами шло совершенствование конструкции: от фанеры в 30-х до хромансиля с дюралем уже в ранних 40-х.

Ретро-сокровищница: изучаем коллекцию музея «Боевая слава Урала»

Ранние самолеты в Советском Союзе изготавливались из фанеры, остов был деревянным. Как у этого У-2, например. «У» — потому что учебный, 2 — потому что второй образец. Первый не прошел испытаний. Несмотря на педагогическое название, использовался для всего — в том числе для сельского хозяйства и для ночных налетов на войска противника в роли бомбардировщика.

На описание каждого экспоната понадобится целая книга, и, конечно, никакие фотографии (в галерее ниже их еще сотня) не заменят живого контакта с подобными «ветеранами». Тем более что за контакт даже денег не попросят: музей работает в бесплатном режиме.

Ретро-сокровищница: изучаем коллекцию музея «Боевая слава Урала»

Посетить его можно в любой день, кроме понедельника. И добраться легко: по Космонавтов строго прямо — до церкви на въезде в Пышму, на переезде после нее — налево. Приехали. Приятного просмотра!

Ретро-сокровищница: изучаем коллекцию музея «Боевая слава Урала»

За ранний доступ к экспозиции благодарим ОАО «Уралэлектромедь» и лично директора музея «Боевая слава Урала».

Текст: Кирилл Зайцев

Фотограф: Николай Ковалевский

66.RU