Раздел Авто
10 мая 2013, 12:20

Ретро-сокровищница: изучаем коллекцию музея «Боевая слава Урала»

Ретро-сокровищница: изучаем коллекцию музея «Боевая слава Урала»
Фото: Николай Ковалевский для 66.ru
Как и обещали, публикуем подробную фотоэкскурсию по уникальному музею ретро-техники, открывшемуся вчера в Верхней Пышме и созданному УГМК.

Сразу после того как пересекаешь центральный вход, время отматывается на семь десятилетий назад: Ford A, ГАЗ М-1, «Паккарды», броневики БА-27 и батальонные минометы застыли в своем первозданном виде.

В теплое помещение с крышей загнали те экспонаты музея УГМК, которые нельзя круглогодично держать под открытым небом. И таких экземпляров набралось немало — на полновесную коллекцию в три (!) этажа.

Ford A (первый слева) сменил на конвейере легендарный Ford T, от которого принято отсчитывать хронологию современной, конвейерной, автомобильной индустрии. Лицензионная копия производилась в СССР — в Горьком, на молотовском заводе, также известном как ГАЗ.

На первом — военная техника фронтовых лет и образцы мирового автопрома тех времен. В отдельную мини-экспозицию выделены послевоенные шедевры, предназначенные, как сейчас бы сказали, для VIP-пассажиров.

ЗИС-110 (справа) и ГАЗ-12 ЗИМ создавались не для комфорта рабочих и крестьян, но для первых лиц государства. 110-й стал первым послевоенным автомобилем. Строили его на шасси «Паккарда», потому что Сталин к этой американской марке питал особую любовь. ГАЗ более поздний, уже оригинальный по разработке, но не такой представительский: машины Завода им. Молотова априори были ниже по рангу, чем машины Завода им. Сталина.

На втором этаже — советское легковое наследие: АЗЛК, ГАЗ, ВАЗ и мотоциклы. В разных модификациях и с разными типами кузова.

Экспозиция советского наследия включает в себя не только автомобили и мотоциклы, но и мотоколяски разных лет и модификаций (на дальнем плане). Такие транспортные средства много лет назад было принято выдавать инвалидам Великой Отечественной для облегчения передвижения. Позже вместо мотоколясок ветеранам стали выдавать «Запорожцы».

Третий этаж отведен под форму, оружие и атрибутику разных эпох — от царских времен до времен Красной армии.

«150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии». Копия того самого знамени, водруженного над Рейхстагом первого мая 1945 года, торжественно передана на хранение Центральным музеем Вооруженных сил РФ.

Занято даже «воздушное пространство» музея: под потолком парят самолет У-2, истребители И-15 и ЯК-1, а также один из лучших самолетов-перехватчиков — МиГ-3

Век высотного истребителя МиГ-3 был коротким, но ярким: его по праву считали одним из лучших боевых самолетов своего времени. Производили его всего один год, а почему вдруг перестали — источники разнятся в показаниях. Одно было ясно точно: летные показатели на малых и средних высотах оставляли желать лучшего, как следует раскрывался потенциал машины на больших высотах. Но практика показала, что львиная доля боев проходит как раз на тех самых высотах малых и средних. Участь была предрешена уже через год после старта производства (в 1941), хотя в небе МиГ-3 воевал вплоть до 1943 года.

На примере представленных самолетов можно проследить, как менялась инженерная мысль, какими темпами шло совершенствование конструкции: от фанеры в 30-х до хромансиля с дюралем уже в ранних 40-х.

Ранние самолеты в Советском Союзе изготавливались из фанеры, остов был деревянным. Как у этого У-2, например. «У» — потому что учебный, 2 — потому что второй образец. Первый не прошел испытаний. Несмотря на педагогическое название, использовался для всего — в том числе для сельского хозяйства и для ночных налетов на войска противника в роли бомбардировщика.

На описание каждого экспоната понадобится целая книга, и, конечно, никакие фотографии (в галерее ниже их еще сотня) не заменят живого контакта с подобными «ветеранами». Тем более что за контакт даже денег не попросят: музей работает в бесплатном режиме.

Посетить его можно в любой день, кроме понедельника. И добраться легко: по Космонавтов строго прямо — до церкви на въезде в Пышму, на переезде после нее — налево. Приехали. Приятного просмотра!

За ранний доступ к экспозиции благодарим ОАО «Уралэлектромедь» и лично директора музея «Боевая слава Урала».

Текст: Кирилл Зайцев

Фотограф: Николай Ковалевский

Чтобы получать лучшие материалы дня, недели, месяца, подписывайтесь на наш канал. Здесь мы добавляем смысла каждой новости.