В 2011 году в Свердловской области приняли закон для защиты граждан, «пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков», и теперь Управление государственного строительного надзора Свердловской области ведет так называемый реестр обманутых дольщиков. В него попадают люди, вложившие деньги в дома, которые так и не начали строить. Также Министерство ведет работу с так называемыми проблемными многоквартирными жилыми домами, строительство которых когда-то началось, но потом было заморожено, чаще всего из-за кризиса.
За три последних года в Екатеринбурге достроили полтора десятка долгостроев, квартиры в которых получили около полутора тысяч обманутых дольщиков. В 2013 году сдали пять домов, в которые заехали 436 семей. Сдвинулась с мертвой точки ситуация со строительством дома на улице Фрезеровщиков, который никак не может достроить компания «Инграс». Однако это не единственный проблемный объект, который осталось достроить. Мы попросили заместителя министра строительства Свердловской области Дмитрия Нисковских подробно рассказать, какие у властей планы по решению проблем дольщиков.
|
---|
Дмитрий Нисковских принял нас в собственном кабинете в минстрое. |
— Сколько в Екатеринбурге осталось проблемных объектов?
— На конец 2013 — начало 2014 года в реестре значилось 7 проблемных объектов: Гастелло, 3; Фрезеровщиков, 35; Рощинская, 5 и 8; дома на Хомякова — Данилина, Фрезеровщиков — Космонавтов, Педагогической — Гагарина — Вишневая — Мира. На двух из вышеназванных объектов ситуация понятна, фактически строительство завершено. Сейчас там ведется приемка в эксплуатацию либо передача квартир обманутым дольщикам.
Первый — дом на Гастелло, 3. Строительство там завершено, еще в конце прошлого года были сделаны все необходимые работы, сейчас осталось благоустроить территорию. Поэтому серьезных проблем со сдачей этого дома в эксплуатацию мы не видим.
Дом на улице Фрезеровщиков, 35 уже введен в эксплуатацию. Но граждане не могут получить квартиры в собственность, потому что застройщик попал в процедуру банкротства. Сейчас идут судебные процессы. Как только они закончатся, дольщики и пайщики смогут получить в собственность свои квартиры.
Я хотел бы отметить, что во многом сдвинуть с мертвой точки решение проблем обманутых дольщиков удалось благодаря личному вмешательству губернатора Евгения Куйвашева, который держит на особом контроле ситуацию с уральскими долгостроями. Глава региона регулярно проводит совещания, на которые приглашает глав проблемных территорий, застройщиков, представителей прокуратуры и самих дольщиков, чтобы совместно обсудить, каким образом и в какие сроки свердловчане смогут получить свое законное жилье. Важно также, что региональные власти поставили перед собой задачу ограничить возможности для махинаций строительным компаниям с сомнительной репутацией. И это удалось.
— А Москва как-то помогает справиться с проблемой?
— На Средний Урал регулярно приезжает руководитель рабочей группы президиума генсовета «Единой России» по защите прав вкладчиков и дольщиков Александр Хинштейн. Он вместе с губернатором осматривает строительные площадки и общается с жителями. И он высоко оценил работу региональной власти с обманутыми дольщиками, отметив, что у Свердловской области, как ни у какого другого региона, есть возможность и потенциал для того, чтобы полностью закрыть этот вопрос.
|
---|
Дмитрий Нисковских рассказал, кто именно попадает в реестр обманутых дольщиков. |
— Сколько обманутых дольщиков числится на тех объектах, что вы перечислили?
— Порядка 715 дольщиков и пайщиков. С этого года в реестр проблемных объектов может быть добавлен еще один объект — на Изоплитной. Там порядка 65 пострадавших пайщиков. В этом случае проблемных объектов на территории города Екатеринбурга станет восемь и граждан, которые ожидают квартиры, — около восьмисот.
— А когда становится ясно, что на объекте скоро могут появиться обманутые дольщики?
— Существует три критерия. Первый — застройщик привлекает средства дольщиков в нарушение порядка, предусмотренного 214-ФЗ «О долевом участии в строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости». Второй — если строительство на объекте официально не ведется более шести месяцев. Этот срок означает, что необходимо производить консервацию. Третий критерий относится к финансовой устойчивости компании: если в отношении застройщика возбуждена процедура банкротства, то объект попадает в число проблемных автоматически.
— То есть одного критерия достаточно?
— Да.
— Какие конкретно органы контролируют перечень проблемных объектов?
— Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Управление государственного строительного надзора Свердловской области как полномочный орган в сфере вопросов, связанных с долевым строительством. Также есть рабочая группа в Прокуратуре Свердловской области, которая в рамках своей компетенции занимается этим вопросом. В Екатеринбурге этим вопросом занимается профильный заместитель главы города — Сергей Петрович Мямин.
— Какую работу проводят чиновники?
— Работа с обманутыми дольщиками делится на две части. Первая составляющая — это работа с проблемными объектами. Если есть дома, необходимо их достроить и передать квартиры гражданам. Вторая часть — работа с дольщиками, у которых нет ни земли, ни застройщика. В этом случае используется механизм, предусмотренный законом Свердловской области №50-ОЗ.
— За чей счет достраиваются проблемные объекты?
— По каждому объекту разрабатывается свой подход к работе, поскольку ситуация везде разная. Где-то нам удается достичь договоренностей и найти источники финансирования, чтобы за счет сил и средств учредителей либо активов компаний объекты были достроены.
Также рассматриваются варианты замены застройщика. В этом случае застройщики либо самостоятельно ищут варианты привлечения денег на завершение строительства, либо передают объект новому инвестору. С новым инвестором заключается договор уступки прав на земельный участок и на сам объект незавершенного строительства. И уже новый инвестор заканчивает строительство объекта за счет собственных средств.
— Можете привести примеры?
— Яркий пример первого способа финансирования — дом №40 на Гастелло, компании «Главсредуралстрой». Чтобы достроить объект, учредители привлекли компанию «ВикторияИнвестСтрой» в качестве генерального подрядчика. А рассчитались с ней земельным участком. На улице Библиотечной компания «ВикторияИнвестСтрой» также пришла в качестве нового инвестора.
В жилой комплекс «Соловьи» на Республиканской привлекли нового генподрячика — компанию «Техстрой». Сейчас там активно идет строительство.
Компания «Каменный ручей» передала права на земельный участок компании «Брусника-Урал». В свою очередь «Брусника-Урал» заключила договоры участия со всеми дольщиками и сейчас строит для них жилье.
|
---|
Замминистра уверен, что в ближайшем будущем проблему удастся решить окончательно. |
— А что делать в случае, когда застройщик объявляет себя банкротом?
— Все зависит от того, насколько привлекателен для инвестора земельный участок, насколько экономика позволяет инвестору вложиться в достройку этого объекта без убытка.
Например, дольщики компании «Инграс», которые заплатили за 1800 м2 жилья, при том что проект предусматривал строительство чуть более 4 тысяч м2. Мы рассчитываем на то, что новый инвестор решит проблемы граждан — переработает проект так, чтобы построить больше площадей. Сегодня в рамках банкротства застройщика планируется создание ЖСК для передачи этому ЖСК земельного участка для строительства жилого дома.
В рамках исполнения закона Свердловской области №50-ОЗ «О поддержке граждан, пострадавших от деятельности юридических лиц по привлечению денежных средств граждан, связанному с возникновением у граждан права собственности на жилые помещения в многоквартирных жилых домах» застройщик — победитель конкурса в течение 2013 года проектировал дома на Хрустальногорской для 290 граждан, находящихся в реестре по городу Екатеринбургу. Порядка 70 человек уже заключили договоры долевого участия. Первые граждане уже в конце этого года должны получить свои квартиры.
Текст: Алена Кляпчук для 66.ru. Фото: Дмитрий Горчаков; 66.RU