Стратегический план Екатеринбурга — это такой объемный документ на 192 страницы. Коллектив авторов во главе с Аркадием Чернецким (тогда еще мэром города) представил его широкой публике ровно 10 лет назад — 10 июня 2003 года.
В мэрии этим документом сильно гордятся и считают: именно благодаря Стратегическому плану Екатеринбург избавился от клейма «промышленного города» и начал развиваться разнонаправленно, затягивая воронкой деньги и трудовые ресурсы из других регионов.
Александр Высокинский, вице-мэр Екатеринбурга, один из авторов Стратегического плана:
— Еще в 2001–2002 годах мы поставили перед собой цель: Екатеринбург должен стать мировым городом. Все остальное было следствием. Да, у нас был первый опыт ШОС. Екатеринбург стал центром многих международных событий. Дальше мы участвовали в конкурсе на право представлять всю нашу большую страну на «Экспо-2020». Невозможно было в 2003 году это предусмотреть. Но направление движения именно это. Мы говорили о диверсификации экономики, которую сегодня фактически закончили. Если в начале 90-х годов в структуре экономики города промышленности было 90%, из нее 90% оборонной, то на сегодня — логистика, транспорт, связь, финансы.
Мы нашли первую редакцию Стратегического плана. И решили посмотреть, насколько прозорливыми оказались его авторы, рисовавшие картины светлого будущего Екатеринбурга. |
Начнем, пожалуй, с жилья. В начале нулевых строительная отрасль, прямо скажем, не блистала рекордами. Ежегодно в Екатеринбурге вводили порядка 300–320 тыс. кв. м жилой недвижимости. В мэрии полагали, что этого жуть как мало и планировали объемы строительства нарастить в 2,5 раза — до 800 тыс. кв. м в год уже к 2015 году. График роста разбили на периоды по пять лет и заложили вот такую динамику:
Запланированный объем жилищного строительства в Екатеринбурге (тыс. кв. м в год)
Как казалось авторам Стратегического плана, это сложная и даже амбициозная задача: довести ввод до 800 тыс. кв. м в год и удерживать его на этом уровне. |
Для реализации задуманного рамочно описали несколько направлений работы. Подробно на механизмах воплощения планов в жизнь останавливаться не стали. Но общие положения объяснили.
В частности, чтобы город строил больше и быстрее, стратеги запланировали четко разделить екатеринбургские земли: между муниципалитетом, областью и федеральным центром. С этим в начале нулевых возникали проблемы.
Застройщики до сих пор вспоминают много печальных историй, когда из-за неразберихи один и тот же участок земли отдавали нескольким строителям. Одни получали площадку от города, другие — от области. В итоге стройка замерзала, пока тянулись сложные судебные разбирательства.
В принципе, с этой проблемой справились. Участки поделили и начали раздавать их через относительно прозрачную процедуру земельных аукционов. Правда, основная доля площадок так и осталась неразграничена. Тут возникла небольшая заминка. Но, немного поскандалив, городские чиновники все же сдали такие участки в ведение областного министерства.
Второй крупный проект — «Большой Екатеринбург». В 2003 году его описывали скупо, формулировали его цель так: «Разработка территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития центра Екатеринбургской агломерации».
Под «агломерацией» авторы проекта подразумевали Екатеринбург и все его ближайшие города-спутники: Березовский, Арамиль, Среднеуральск и Верхнюю Пышму. Как писали составители Стратегического плана, все эти города должны были создать «согласованную схему развития территорий». В частности, такой союз должен был нарастить объемы ввода жилья.
На деле оказалось, что для создания «согласованной» схемы спутники должны были отказаться от самостоятельности: распустить городские Думы, прогнать мэров и стать частью одного большого муниципального образования под руководством администрации Екатеринбурга. Главный лоббист «Большого Екатеринбурга» Аркадий Чернецкий так и не сумел договориться о слиянии с главами других городов.
В 2010 году за это с большим рвением взялись подчиненные губернатора Александра Мишарина. Но, как оказалось, идею агломерации они использовали исключительно в политических целях — чтобы сместить г-на Чернецкого. И как только он покинул кресло градоначальника, о «Большом Екатеринбурге» поспешили забыть.
Зато заложенный в стратегии вынос из города заводов понемногу реализуется. До 2025 года из Екатеринбурга планируют убрать больше 30 промышленных площадок. Освободившиеся земли решили использовать для нового строительства.
Так, площади Мукомольного завода отдали Уральской горно-металлургической компании. Недавно она обнародовала планы по застройке этих территорий. «ЛСР. Недвижимость – Урал» будет возводить жилье на месте завода ЖБИ.
Правда, речь пока идет об оносительно небольших промплощадках. Заводы-гиганты покидать черту города не собираются.
Уралмашзавод, к примеру, и не планировали ликвидировать. А заложенный в изначальном плане вынос ВИЗа, похоже, не состоится. Это предприятие свернуло опасное для экологии горячее производство, но свои земли отдавать не намерено.
Впрочем, несмотря на провал «Большого Екатеринбурга» и низкие темпы освобождения промплощадок, строительный комплекс прогноз чиновников превзошел. Реальные объемы ввода жилья по городу в разы обскакали план уже к 2005 году.
Объем жилищного строительства в Екатеринбурге (тыс. кв. м в год)
Даже упав после кризиса, рынок остался выше тех показателей, о которых когда-то грезила мэрия. |
Жилье — это, конечно, далеко не единственный аспект развития города, описанный в Стратегическом плане. Потому чуть позже мы расскажем еще много всего интересного. В частности, опубликуем обзор несбывшихся спортивных амбиций городских чиновников и смешной по нынешним меркам прогноз развития сотовой связи и интернет-технологий.
Если покупают - значит цена адекватна и равновесна. Вот только не говорите, что вы бы на месте застройщиков снижали бы цену и устраивали искусственный дефицит при повышеном платежеспособном спросе. Зачем продавать дешево то, что можно продавать дорого?
а покупают потому что это не дорогой телефон (когда есть дешёвый), а потому что жильё - базовая ценность для многих.
а по сути, хорошо, что жилье строится, но только вчера прокатился по Академическому, показывая эти термитники архитектору, живущему в Германии... он смотрел на ЭТО с ужасом...
почему нормы не дают волю фантазии архитекторам и почему застройщикам удобнее всего строить многоэтажки
а кому они перепродают-то если даже среднему классу недоступно?