Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Евгений Липович: «Любой из новых тарифов на проезд хуже нынешнего, но денег больше нет»

17 сентября 2014, 16:00
Колонка
Евгений Липович: «Любой из новых тарифов на проезд хуже нынешнего, но денег больше нет»
Фото: Дмитрий Горчаков; архив 66.ru
Стоимость проезда для льготников — проблема, вокруг которой множество копий сломали и областные, и городские власти. Подробно о старых проблемах, новых тарифах и предстоящих сокращениях рассказал замглавы горадминистрации Евгений Липович.

До 2009 года льготники пользовались общественным транспортом бесплатно. Потом произошла монетизация льгот, и нужно было подсчитать, какую компенсацию за проезд на транспорте должны будут получать льготники. Областное правительство заявило, что в среднем льготники совершают по 23 поездки в месяц. Эта цифра была умножена на тогдашнюю стоимость проезда, получилось 275 рублей, и решено было продавать месячный проездной билет за эту сумму.

Мы утверждали, что количество поездок занижено; когда был введен электронный проездной и электронный учет, наша правота подтвердилась, и выяснилось, что в среднем льготники совершают около 65 поездок в месяц. Однако лишь позднее сумма была повышена до теперешних 380 рублей.

700 млн рублей, которые раньше выделялись городским транспортным предприятиям в компенсацию за проезд льготников, начали поровну разделять между всеми льготниками. И выяснилось, что общественным транспортом пользуются далеко не все из них: в бюджет вернулось только 200 млн. Разницу в 500 млн областное правительство пообещало доплачивать транспортным предприятиям. Уже были подписаны все необходимые документы, но сменился губернатор, и подсчеты с проверками начались по новой.

За прошедшие годы, к сожалению, под обещания областного правительства городские транспортные предприятия набрали кредитов. Они ожидали, что смогут их вернуть, когда им выплатят обещанные деньги. К сожалению, финансовые возможности по кредитованию закончились еще в позапрошлом году. С этого времени транспортные предприятия не имеют возможности поднимать заработную плату, несмотря на то что идет инфляция. От этого резко выросла текучесть кадров. В финансовом споре крайними остались порядка 20 тысяч сотрудников транспортных предприятий.

Для поиска выхода в областном Законодательном Собрании была создана рабочая группа, которая предложила ряд мероприятий. Одна их идея заключается в сокращении маршрутов общественного транспорта, имеющих низкую заполняемость. Второе мероприятие — снижение затрат транспортных предприятий на социальную сферу. Третье предложение касается пересмотра тарифной политики в части льготных перевозок.

Проанализировав ситуацию по России, рабочая группа сообщила о том, что месячный безлимитный проезд на все виды транспорта за 380 рублей, как это существует у нас, — явление в стране уникальное, такого больше нет ни в одном городе. И тогда был разработан ряд тарифных планов, которые сейчас вынесены на обсуждение всех горожан.

Первый план сформулировали специалисты городской администрации. По нему для льготников сохраняется возможность совершать 10 поездок за 170 рублей, а за 380 можно будет проехать в городском транспорте 25 раз за месяц. Безлимитный же тариф на месяц будет стоить 750 рублей.

Второй вариант предложен финансистами: 21 рубль за разовую поездку, 750 — безлимитный проезд в течение месяца.

Третий вариант исходит от транспортников — 16 рублей за разовую поездку. Сейчас в Екатеринбурге идет голосование за оптимальный тариф, и принять в нем участие могут все горожане.

Любой из этих тарифов хуже, чем то, что есть сейчас, однако финансовые возможности сегодня не позволяют сохранить это положение вещей. Коллективы транспортных предприятий не должны являться заложниками в финансовых спорах.

В других городах областное правительство имеет возможность платить муниципальным транспортным предприятиям компенсацию. У нас, увы, ни в федеральном, ни в областном бюджетах не закладываются средства на общественный транспорт.

Мы считаем, что водитель общественного транспорта должен быть высокооплачиваемым работником. К сожалению, так не выходит из-за финансового состояния. За сегодняшнюю зарплату российские граждане работать не хотят, и поэтому водителями становятся иностранцы.

Мы предлагали сохранить имеющиеся тарифы, но изменить порядок монетизации. Как это делается в сфере ЖКХ: те, кто воспользовался водой или электроэнергией, предъявляет подтверждающие документы и получает компенсацию своих затрат. Мы тоже предлагали не раздавать деньги всем льготникам подряд, а перечислять их тем, кто пользуется общественным транспортом, имеет платежные документы. К сожалению, областное правительство не смогло найти механизм, чтобы реализовать наше предложение.

Колонка написана на основе материала «Вечернего Екатеринбурга»