Хип-хоп-культуру игнорировать нельзя. Взорвавшись в середине девяностых, она волной прокатилась по Екатеринбургу, изменила облик города и сознание его жителей, воспитала поколения. И мы хотим показать город глазами ее адептов, тех, кто по кирпичикам складывал эту культуру. Прогуляться с ними по районам Екатеринбурга и просто поговорить. Обо всем: о музыке, о жизни, о Боге, о политике.
Так и появился проект «Рэп на районе». Мы задумали его давно — почти год назад. Но никак не могли сдвинуть с мертвой точки. До тех пор пока к нам на выручку не пришел Наум Блик, он же — Dry Ice, участник, пожалуй, самого известного уральского рэп-коллектива E.K. Playaz, уважаемый MC, старичок по меркам молодого русского рэпа, большой друг нашей редакции и автор корпоративного рингтона 66.ru.
В общем, хватит вводных слов. Передаем ему слово и стартуем на экскурсию в мир уральского хип-хопа.
ЖБИ, или в простонародье «жибайка», совсем недавно этот район считался самым рэпперским в Екатеринбурге. Концентрация хип-хоп-голов на квадратный метр асфальта здесь зашкаливала, а по количеству граффити ему, наверное, до сих пор нет равных. Именно поэтому я решил начать свою серию репортажей именно отсюда — колыбели екатеринбургского хип-хопа.
Парадный вход в колыбель, как известно, осуществляется через КОСК «Россия», там меня и ждали три парня. Рослые, подтянутые, на круглых лицах улыбки.
Это (слева направо, не считая меня) Самков, Бутлегер и Бабл — одни из основателей объединения Brand New, самого заметного хип-хоп-объединения на ЖБИ. |
Приветственное рукопожатие, и вот мы уже идем на главное место их сборов — баскетбольную площадку во дворе школы №176.
Рядом с площадкой на стене граффити — портрет молодого парня. Спрашиваю, кто это?
Самков: |
Идем дальше. Через дворы, за домом, как гигантские жабы, стоят два танка — культовое место здешней молодежи. Вокруг битое стекло, окурки, остатки былой роскоши. Среди мусора блеснула чья-то оторванная пуговица.
Сделав несколько фото, перемещаемся к амфитеатру. На ступенях влюбленная парочка с пивом, чуть выше троица мальчишек с газировкой и хоккейной клюшкой. Амфитеатр — как символ ушедшей советской эпохи, сделан на совесть, с душой. Сейчас же оплеван и усыпан осколками битого стекла, как будто каждый, кто бывает здесь сейчас, считает своим долгом бросить бутылку в прошлое, что строили его предки. Дворник явно обходит это место стороной.
Самков:
— Мои родители переехали сюда в 88-м. В 91-м уже весь район МЖК был застроен. Раньше тут красиво было. Мост деревянный, самолет стоял даже. Потом, где-то в 95-м, все как ураганом снесло. Время суровое было, страна разваливалась, вот и эта красота не устояла.
Снова ныряем во дворы. Проходим мимо лавочки. На лавочке пиво и, конечно, пацаны. Вечер. Пятница. Лето как в Краснодаре.
— Как думаешь, сколько пива выпивает «жибайка» в такой вечер, как сегодня?
Самков: — Думаю, что примерно как на фестивале «Туборг фест».
Потом парни приглашают зайти в подъезд, где нарисованы Аль Пачино, Аль Капоне и Notorious B.I. G. Хм, интересно, кто лишний в этой логической цепочке?
На входе в подъезд нас деловито встречает огромный черный кот. Тут же вспоминается Булгаков. Кот ловко ускользает от прицела фотоаппарата, но заходит с нами в лифт. «Ему на четвертый надо», — бросает незнакомый долговязый мужчина в клетчатой кепке. Доезжаем до четвертого, так и не успев толком сфотографировать кота. На этаже он выходит с той же деловитостью местного старожила. Чертовщина какая-то.
Фотографируемся, беседуем. Оказалось, что лишним в логической цепочке оказался Аль Пачино, так как он изображен в роли Тони Монтана из фильма «Лицо со шрамом», остальные же изображены в роли самих себя. В любом случае портреты удачные. Создатель постарался.
Бутлегер: Бабл, ты веришь в Бога?
Бабл: Нет.
Бутлегер: А Бог есть?
Бабл: Не уверен.
Выходим из подъезда, продолжаем променад. Двигаемся мимо ДК МЖК, тут проходили самые первые хип-хоп-вечеринки в конце 90-х и начале 2000-х. Ваш покорный слуга тоже бывал тут не раз, а однажды даже в качестве члена жюри. Спрашиваю:
— Самков, ты помнишь группы, которые тут выступали?
— Помню. «Сословие», Nonsence, «Публичное повествование» и другие.
— А мне почему-то запомнились группы «Смысл жизни» и «Засранцы». Хорошие были времена, искренние, креативные.
Навстречу двое неторопливых, в шортах и темных очках. Здороваются:
— Здарова.
— Здарова.
— Чо, гуляете?
— Но.
— Мы тоже.
— Ну ладно, давай!
— Ага, давай.
Немного устав от «жибайского» марш-броска по району, присаживаемся на лавочку. Продолжаем диалог.
— Когда появилась Brand New и что это такое?
Бабл: — В 2006-м с вечеринки «Не грози МЖК , попивая сок в дабаре». После этого были попытки привоза артистов: Centr, Drago. В итоге решили, что возить артистов больше не будем, отдохнули весело.
— Почему?
Бабл: — Мы выцепляли их в тот момент, когда они еще не были жестко популярны. Например, Centr приезжал в сравнительно небольшой клуб, а буквально через месяц тот же Centr собрал порядка 3 тысяч человек. Минус нашего концерта составил примерно 40 000 рублей, а те организаторы поднялись конкретно.
Самков: — Но зато мы весело провели время и оторвались по полной на afterparty.
— Что для вас Brand New? Группа? Тусовка?
Бабл: — С недавних пор мы называем себя молодежной организацией. Это связанно с тем, что мы стали усиленно заниматься баскетболом, проводить турниры. Сейчас запускаем сайт, пытаемся его раскрутить.
— Какие направления деятельности являются для вас основными?
Бабл: — Самое основное — баскетбол и рэп.
— А граффити?
Бабл: — Ну, это, скорее, сотрудничество, нежели направление нашей деятельности. Мы давно знакомы с Cage’ем (TYK) и двигаемся параллельно. К тому же, граффити — самый загадочный элемент хип-хоп-культуры. Поэтому они предпочитают оставаться в тени.
— Что в ближайших планах?
Самков: — Будем проводить летний сезон баскетбольных турниров.
— Турниры районного масштаба?
Бабл: — Отнюдь. Это большие городские турниры, такие, например, как «Культура улиц». Все виды: 2 на 2, 3 на 3, 5 на 5. Начинаем сотрудничество с Москвой и Red Bull’ом, они готовят турнир 1 на 1, где победитель от России поедет в Алькатрас, в Америку, именно в этом месте будет проводиться финал мирового турнира. Наша задача — выбрать победителя от Екатеринбурга.
— Скажите, есть ли такие люди, из тех, с кем вы начинали, что откололись от вас?
Бабл: — Вот, например, Шина из группы «Сословие». Начинал вместе с нами, но откололся самый первый.
— Что с ним теперь?
Бабл: — Он занимается грузоперевозками. Видимо, «Газели» намного интересней хип-хопа, мы что-то недопонимаем. Есть еще Саша Бигги, который сейчас все меньше участвует в наших движениях, но мы по-прежнему считаем его в своем составе.
— Русский рэп слушаете? В курсе, что там происходит?
Бабл: — К сожалению, да.
— Почему «к сожалению»?
Бабл: — Редко что радует, но это, видимо, уже возраст.
— Что тебе в нем не нравится?
Бабл: — Мало кто пытается развиваться, быть самим собой, большинство идет по накатанной. Низкое качество исполнения, инструментала. И вообще, подход к делу. Это важно. Даже топовые рэпперы страны делают весьма средние выступления.
— Как насчет положительных сторон в этом жанре?
Бабл: — Да, это тоже есть. Рэп у нас стал молодежной музыкой №1. И реально этим можно зарабатывать. В любом случае развитие есть в плане массовости и доступности этой музыки.
— Самков, скажи, когда ты начинал читать рэп, мечтал ли ты о популярности, коммерческом успехе?
Самков: — Если честно, то нет. Я делал то, что мне нравится. Сцена меня всегда привлекала, но такой мечты не было.
— А что из книг и фильмов можете отметить?
Бутлегер: — Лично я смотрю сериалы. Такие как «Прослушка» и «Угол». После просмотра «Угла», например, некоторые люди перестают увлекаться наркотиками. Я парочку лично знаю. Это сильное кино, реально взрывает мозг. Есть над чем подумать.
Бабл: — Солидарен с предыдущим оратором, но к моему списку сериалов можно еще добавить «Клан Сопрано». Книги раньше активно читал, но сейчас все меньше. Из последнего прочитал мемуары Познера. А вообще для меня лучшим писателем остается Сергей Довлатов.
Самков: — Да, что касается Довлатова — полностью поддерживаю. Из зарубежных можно добавить Буковски, Генри Миллер, Паланик. Еще недавно попалась в руки книга стихов Высоцкого. Мне интересно было почитать его на бумаге, по-новому взглянул на его творчество, которое уже давно ценю.
— Думаете ли вы, что есть что-то общее между бардами 60-х, 70-х годов и современными рэп-исполнителями?
Бабл: — По форме — да, но не по содержанию. В наше время зачитать рэп на бит так же просто и доступно, как и тогда спеть свои стихи под гитару. Но уровень самих стихов рэперов, по сравнению с бардами тех времен, заметно ниже.
— У вас не один товарищ погиб уже. Как вы относитесь к смерти?
Бутлегер: — Смерть может стать мотивацией к жизни. Люди, заглянувшие в глаза смерти, по-другому начинают ценить радости бытия. Производят переоценку ценностей.
Самков: — Сложно сказать. Вообще, это неизбежная хрень. И все тут.
— Что тогда главное в жизни?
Бутлегер: — Лично для меня главное в жизни — что-то давать другим, обществу, близким людям. Например, через хип-хоп можно открыть для другого человека новые вещи, направить к развитию.
Самков: — Для меня главное — семья, чтобы она ни в чем не нуждалась.
Бабл: — Заниматься любимым делом, оставить что-то после себя, и чтобы не было стыдно.
— Что можете сказать о новом поколении рэпперов у вас? Можно ли считать ЖБИ самым рэпперским районом города, как было лет пять назад?
Бабл: — Пожалуй, нет. Когда хип-хоп только пришел сюда, не было больше никакой альтернативы. Все рисовали, танцевали, читали рэп. Ходили толпами по 100 человек. Сейчас все изменилось, и такой движухи нет. Это раньше все тусили по районам, встречались, общались. Сейчас же молодежь всё больше «ВКонтакте» сидит. И таких картин не наблюдается. Сегодня вообще сложно сказать, в каком районе Екатеринбурга хип-хоп более развит, он растворился в городе в целом. Тем не менее хип-хоп на «жибайке» любят.
— Что бы вы хотели изменить на ЖБИ?
Самков: — Еще один въезд на район хотелось бы видеть.
Бабл: — Я бы хотел вернуть общую дружбу, когда все тусовали вместе и не были поглощены бытовухой, не рассорились.
— Как думаете, что будет с рэпом в России лет через пять?
Бабл: — Я пока другой альтернативы ему не вижу. Это самый простой музыкальный способ самовыразиться. Тут не надо покупать дорогостоящие инструменты, репетировать и т.д., как, например, в рок-музыке. Так что он никуда не денется. Другой вопрос — в каком качестве он будет пребывать дальше. Поживем — увидим.
Самков (Brand New) — «Первая Волна» feat. Dj Wide (production by Негодяй) |
Минуя КОСК «Россия» на обратном пути, я вспомнил, как в 1999 году здесь проходил самый масштабный рэп-фестиваль того времени. Народу собралось человек 300, и все, кто там был, ощущали себя единым целым, пионерами новой культуры в новой стране. А из проехавшей мимо корейской машины играл то ли Lil John, то ли Lil Wayne… Я не разбираюсь.
Текст: Наум Блик
Фото: Дмитрий Горчаков, 66.ru
На самом деле, очень не понравился репортаж.
Первое - очень много описаний, которые и к рэпу то отнести никак нельзя.
Описания того, как парень стоит с девушкой, как все опплевано, встреча с какими то прохожими.
Возможно, автор статьи всячески хотел приподнести район как андеграундовый, но... такие районы есть в любом городе... И это не стоит вносить в материал о хип-хопе... не показатель это... Да и вообще, вся прогулка как то не вписывается...
Второе - разговоры о рэпе... Ну сами то разговоры в тему репортажа, но... Для начала надо бы просвятить читателя, хотя бы о том, что существует два "этапа" хип-хопа - олд скул, нью скул. И во многих случаях нельзя говорить о рэпе вцелом, не разделив его на эти этапы.
Далее разговор разберу по цитатам, ибо это какой то карабах...
«Даже топовые рэпперы страны делают весьма средние выступления.»
О каких топовых МС идет речь? Я могу назвать кучу людей которые являются «топовыми», но не теми топовыми, о которых думает народ (Центр, Баста, Каста), у которых качество выступления просто блеск.
«Низкое качество исполнения, инструментала. И вообще, подход к делу.»
С этим снова готов поспорить. Готов прямо сегодня в блоге предоставить исполнителей высокого качества. По всем параметрам. И сравнить их хотя бы с людьми из репортажа.
«Но уровень самих стихов рэперов, по сравнению с бардами тех времен, заметно ниже.»
Не всегда. Во-первых, сложно сравнивать то, что уже вошло в историю (в данном случае «барды 60-70 годов») и то, что только пытается в нее войти. И опять же, зачем все подгонять под шаблон? Есть в нынешнее время МС, которые фору дадут многим поэтам.
«— Русский рэп слушаете? В курсе, что там происходит?
Бабл: — К сожалению, да.»
Отвечать на этот вопрос с фразой «к сожалению» стало модно))) не в обиду автору произносящего.
В интернет-магазине Газголдера продают. Ссылок не даю, чтоб за рекламу не приняли. Но, я думаю, найдете.
У этого интервью не берите только, а то из закладок удалю
1639845[/ photo]
Бабл: — Я пока другой альтернативы ему не вижу. Это самый простой музыкальный способ самовыразиться. Тут не надо покупать дорогостоящие инструменты, репетировать и т.д., как, например, в рок-музыке.
Не надо даже уметь петь и играть на каких-то инструментах. Не надо париться над текстом. Всё просто, еба: Мы с пацанами на раёне зажигаем телочек снимаем мабилы отжимаем. Примитивизм наихудшего пошиба.
Как это ритмическое испражнение чернокожих сутенеров люди слушают без позывов к рвоте - понять непросто.
Вся беда в форме подачи. Дело вкуса, безусловно, но я убежден, что если простому черному парню из Гарлема можно простить увлеченность речитативом (в конце концов, это дело создали его предки и он, возможно, никогда ничего кроме репы не слышал), то для белого человека, которому открыта вся музыкальная сокровищница мира, увлекаться этим говнищем непростительно.
Да я бы и рад, но из каждого тонированного вазовского ведра звучит этот ваш реп на всю катушку. Так что я просто вынужден время от времени его слушать.
Ну почему же, разговор тот же. Культурный облик потребителей репы дает возможность предположить, что и их музыкальный вкус находится примерно на уровне голотурии. Что плавно подводит нас к очевидному выводу о качестве потребляемого ими музыкального продукта. А если вспомнить, что те же люди обычно с тем же удовольствием слушают и лютую попсятину и так называемый шансон...
Форма у рэпа в нашей стране одна - гнусавый речитатив под рожденные компом сэмплы. Плюс иногда фальшивая подпевочка.
И что бы вы там ни говорили про разнообразных авторов и аудиторию рэпа, подавляющее большинство этих людей это как раз пацики на девятках. Автор, который обращается к рэпу, как к средству выражения своих мыслей, чувств и прочего раскрывает себя либо как воннаби негр, либо как человек, которому лень учиться играть на гитаре - а душа просит песни. Оба случая никакого уважения не вызывают.
Потребители - ну что поделать, дурновкусие в нашей многострадальной родине распространено очень широко.
Договориться-то тут невозможно, вкусовщина же)
Я и не сужу по какому-то там. Я сужу по всем. Они все говно, просто некоторые вызывают кроме тошноты еще и смех. Эти можно слушать, а место остальных в выгребной яме, куда они все и попадут в конце концов.
Вы с удивительной отвагой сравниваете несравнимое.
Репу не так уж много лет. Собственно, как и джазу, блюзу, року и всему прочему. Говорить о том, что останется в веках сейчас, мягко говоря, рановато. Однако есть предположение, что в веках остается то, что красиво, гармонично, со смыслом. Как то, что нынче называется классической музыкой.
Назвать красивыми и осмысленными негритянские криминальные бормоталки и вялые потуги отечественных юношей им подражать, язык может повернуться только у настоящего фанатика жанра. Кто нынче помнит, например, блатные песни 16-18 века? Никто. А они были и наверняка имели своих почитателей.
Как-то так.
Браво! Так смело признаться в отсутствии зачатков музыкального вкуса! Ну и про ученых - крепкая пятерочка)))
Кем признан? Неграми? Пациками на раёне? Уважаемые рецензенты, что и говорить.
У всех. У кого этого нет-то?
Вобщем спасибо, посмешили, помогли снять стресс в середине рабочего дня))
Ок, у негров нет воды и тепла, они злятся и мучают мир репом. Но у наших-то всё это есть. Нет видимого повода заниматься ерундой, вместо того, чтобы учиться музыке, раз уж так душа горит.
А кто такой Ховард Гудолл я не знаю, да и не жажду узнать. Нравится ему ритмическая основа репы - да ради бога, некоторым вон и Киркоров нравится.
И вот я не понял, я в этом месте должен прослезиться чтоли? Да пофигу мне на них. То есть жаль ребят, конечно, но у каждого всегда есть выбор чем заниматься. Работать честно или воровать-убивать. Читать реп или петь блюзы. Но для того, чтобы выбрать что-то хорошее, нужно учиться, усилия какие-то предпринимать. Реп в этом - ярчайший пример. Зачем человеку учиться играть на музыкальном инструменте, учиться нотной грамоте, учиться петь? Можно же просто сочинить глупые стишки про пацанов на раёне или, что даже хуже, с какой-от псевдофилософской нагрузкой, почерпнутой из пабликов вконтактах, Сочинить, набормотать это дело в микрофон и наложить сэмплы в каком-нибудь фрутилупсе. Всё, дело в шляпе, ты репер.
До свиданья, смешной вы человек. Спасибо за вашу незамутненность)
22767[/ audio]
22768[/ audio]
Как скрипачу кирпич класть на стройке.
Заниматься нужно своим делом.
Я не согласен. Негр, танцующий калинку-малинку, поднимает себя до уровня великой культуры. Ну, то есть до попсового представления о великой культуре.
А вот белый, читающий рэп, опускает себя до уровня гарлемского сутенера.