Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Один в поле. Как властная рутина превращает мэра-оппозиционера в завхоза

2 января 2015, 16:40
Один в поле. Как властная рутина превращает мэра-оппозиционера в завхоза
Фото: Дмитрий Горчаков; 66.RU
Арамиль выбрал себе нового мэра. И через год с небольшим город решил, что сделал ставку не на того. Протестного кандидата горожане заставляют мутировать в крепкого хозяйственника. Иначе — отставка.

Арамиль, с небольшой лишь натяжкой, — это такой Екатеринбург в миниатюре. Так же, как большой брат, этот город-спутник не привязан к какому-нибудь градообразующему предприятию или ключевой отрасли. Немного денег ему приносят местные предприятия, еще немного — строительный рынок, немного — торговля и совсем чуть-чуть — общепит. Арамиль тоже высасывает рубли из соседа. Только столица Урала воронкой затягивает деньги с нефтяных северов. Город-спутник проще. Его жители привозят честно заработанное из прилегающего Екатеринбурга.

Один в поле. Как властная рутина превращает мэра-оппозиционера в завхоза

Покосившаяся избушка на фоне угловатого новостроя — типичная картина для спешно растущего Арамиля.

А еще, так же, как в Екатеринбурге, арамильские муниципальные выборы внезапно для многих выиграл кандидат, не благословленный на пост мэра партией власти. В октябре 2012 года эсер Владимир Герасименко отбил кресло главы городского округа у надоевшего электорату бессменного мэра Александра Прохоренко. Отбил тяжело: с небольшим отрывом в считанные голоса, со скандалами, с жестким сопротивлением старой команды и с удивительным протестным митингом сторонников его оппонента.

Но выиграл. И уже, казалось бы, все доказав, оказался перед сложным выбором: договариваться или уходить.

Молниеносная, но печальная муниципальная карьера первоуральского мэра-коммуниста Юрия Переверзева показала, что бывает с теми, кто договариваться не хочет. Упертого Переверзева Городская дума сместила. А Герасименко пока держится, хотя он уже почти потерял доверие своих же избирателей, ждавших быстрых положительных перемен.

Обещал, но не сделал

На странном митинге против избранного мэра Владимира Герасименко я был. Осенью 2012 года на площадь перед администрацией городского округа пришли не только противники нового главы, но и его сторонники. Своего кандидата они защищали как могли, тщетно пытаясь перекричать возмущенную толпу.

И, как показалось мне, избиратель от эсера Герасименко ничего конкретного тогда не хотел. Он голосовал не за нового мэра, а против старого, требовал «сменяемости власти» и «свежей крови». Спустя год и четыре месяца после выборов местная активистка Алина Мельник этот мой вывод подтверждает.

Алина Мельник:

Один в поле. Как властная рутина превращает мэра-оппозиционера в завхоза

— Да! Конечно! Мы ведь Герасименко тогда и не знали толком. Мы не за него голосовали, мы против Прохоренко голосовали: хоть бы кто, только не он!

Но теперь абстрактные протестные мотивы электората вытеснили вполне конкретные претензии. С Алиной Мельник мы разговариваем в небольшом холодном актовом зале местного ДК.

Один в поле. Как властная рутина превращает мэра-оппозиционера в завхоза

Узнав о нашем визите, здесь внезапно собралась целая делегация возмущенных граждан. И задуманная как простое интервью встреча превратилась в маленький пикет.

Только услышав фамилию главы городского округа, собравшиеся начинают перечислять проблемы.

Алина Мельник:

— Болезненный вопрос по больнице нашей. Врачи увольняются. На пять тысяч детей один педиатр. Со школой проблемы. На нее деньги выделили и область, и федеральный бюджет. Площадку обнесли забором, но строить так и не начали. Где деньги — неизвестно. А старое здание — пятидесятых годов постройки. И не ремонтировалось никогда. В таких условиях учить детей, конечно, нельзя.

«В подвалах домов дерьмо стоит целыми днями!» — внезапно разбивает гневный монолог дедушка из первого ряда. «Дома новые строят, а воду не прокладывают! У нас и так до верхних этажей она не доходит. А многоэтажки достроят, вообще воды не будет!» — подключается галерка. «Долги по коммуналке — чудовищные, хотя жители управляющим компаниям и ТСЖ все честно платят. Воруют! Просто воруют!» — добавляет решительная женщина в горнолыжном костюме.

Один в поле. Как властная рутина превращает мэра-оппозиционера в завхоза

«Пусть хотя бы крышу нам починят, сволочи!» «Пишем всем, никто ничего толком не отвечает, одни отписки!» «Женщин с кровотечением везут в Сысерть, потому что у нас ни одного гинеколога нет». «Телеграф закрыли. Где теперь за телефон платить?» «На моей земле многоэтажку построить решили. А меня спросили?» «У ней муж в гробе, а они ее в Сысерть за бумажками гоняют!» Шум гневных выкриков всё нарастает, и хоть как-то связанные обрывки фраз окончательно тонут в общем недовольном гомоне.

В наследство от прошлого градоначальника Владимир Герасименко получил город с целой кучей нерешенных проблем: с замершей стройкой новой школы, с многоэтажками, растущими на землях под индивидуальное строительство, с долгами за коммуналку… Список можно продолжать еще страницы на две.

И со слов взволнованных граждан выходит, что за все эти проблемы новый мэр, преодолевая сопротивление старой команды, взялся разом, толком не расставив приоритеты. Потому отличиться пока не сумел. И в итоге стал главой города, в котором летом нет воды, зато есть единственный в своем роде памятник шинели (ценой дороже 10 млн рублей, что воспринимается как пир во время чумы).

Посягнул на святое — большие коммунальные деньги

На первом этаже здания городской администрации стучимся в первый попавшийся кабинет.

— А где у вас здесь приемная главы? — спрашиваю я.
— Ой, а я даже не знаю, — отвечает мне молодая девушка, перебирающая огромную стопку бумаг.

Здесь все новенькие. И, кажется, никого старше тридцати лет в кабинетах горадминистрации вообще нет.

Сразу после выборов, стоя у закрытых дверей своего будущего рабочего места, избранный глава Владимир Герасименко обещал мне «провести аудит всех сотрудников и многих уволить». Это он сделал. Кадровый состав, по словам мэра, обновился на 80%. Своих приводить не стал. Брал людей «с улицы» на конкурсной основе: по резюме и через собеседование. Потому местных в администрации почти нет, каждое утро они едут на работу из Екатеринбурга и других городов области.

Так мэр решил победить коррупцию. И, как считает он сам, победил, расплатившись за это текучкой кадров (за небольшую муниципальную зарплату работают недолго и, как только находят более хлебное место, бегут из администрации Арамиля). И это главе ставят в укор.

«Понимаешь, у нас же город маленький, — рассуждает местный предприниматель, пожелавший остаться неназванным, — все друг друга знают, все друг с другом советуются. А тут пришел человек, у которого в подчиненных ни одного местного. Это что вообще такое? Ни с кем не договорился, никого не слушает, дорогу многим уважаемым людям перешел. Не выживет он тут».

Под «уважаемыми людьми» мой собеседник подразумевает, в частности, коммунальщиков, которым новый мэр действительно сильно насолил. В период предвыборной кампании он обещал избирателям решить бытовые проблемы города, отняв у ТСЖ и управляющих компаний жирный кусок — деньги граждан за тепло, свет, воду и газ.

В Арамиле ежегодно пропадает вода как раз потому, что до поставщиков не доходят платежи населения — они застревают где-то на уровне УК. А дальше начинается типичная чехарда: коммунальщики утверждают, что это жители им не платят, жители гневно заявляют, что ни копейки своей УК не должны. Лишнее передаточное звено между потребителем и поставщиком не дает толком разобраться, кто тут прав. И это звено Владимир Герасименко обещал убрать.

Я, признаться, в серьезность его намерений не верил. Просто потому что прецедентов таких не знаю: чтобы глава взял и вытолкал коммунальщиков. Но он на самом деле развязал эту войну и, похоже, побеждает.

Один в поле. Как властная рутина превращает мэра-оппозиционера в завхоза

Владимир Герасименко, глава Арамильского городского округа:
— Горячая вода в летний период пока не подается. Причина одна: систематическая, тотальная не погашаемая задолженность за газ и электроэнергию. Ситуация критическая. Управляющие компании, собрав деньги с жителей, не спешат расплачиваться с ресурсоснабжающей организацией.

— То есть вы по-прежнему уверены, что именно на этом этапе деньги застревают?
— Ну, не только. Есть, конечно, и жители, которые систематически не платят. С ними тоже будем решать вопрос — в судебном порядке. Но их вина невелика. Основная часть средств застревает в УК. И буквально неделю назад мы наконец-то договорились с самой крупной управляющей компанией, в ведении которой 60% жилого фонда городского округа. Договорились о том, что теперь мы переходим на прямые договорные отношения с жителями. Вычеркиваем ее как ненужного посредника. Расчетный центр Урала будет выставлять счета гражданам. И деньги за горячую воду и отопление будут напрямую перечисляться поставщику услуг и ресурсоснабжающей организации. Я считаю, это правильно. Исключаем посредника и получаем предельно прозрачный процесс сбора платежей.

Один в поле. Как властная рутина превращает мэра-оппозиционера в завхоза

— Ясно. А другие УК? С ними так же поступите?
— Да. Мы уже опубликовали сообщение о расторжении договоров и с другими управляющими компаниями. В одностороннем порядке. Потому что они нас просто пугают. Вообще не платят. Только деньги собирают.

— Я представляю сопротивление, с которым вы столкнулись, когда начали воплощать это в жизнь.
— Колоссальное сопротивление! И в прокуратуру ходили, и в суд на нас подавали. Но была возможность договориться. И мы договорились по-хорошему.

— Как? Что вы вообще могли им предложить, чтобы по-хорошему договориться? Вы ведь лишили их больших денег.
— С участием прокуратуры и жилищной инспекции мы им просто объяснили, что лучше договориться миром. Потому что рано или поздно мы бы все равно прекратили с ними договорные отношения. Они понимали, что, если не пойти на уступки сейчас, то через два-три месяца мы сумеем организовать собрание жильцов и убедить их расторгнуть контракты. В этом случае УК вообще осталась бы без денег. А так она хоть часть полномочий и средств сохранит.

Один в поле. Как властная рутина превращает мэра-оппозиционера в завхоза

Если все это правда, электоральное сопротивление должно пойти на спад. Потому что город не помнит, когда у него последний раз летом была горячая вода. Правда, на прямой вопрос «Вы вернете воду в этом году?» Владимир Герасименко пока отвечает многословно и не очень уверенно, но заключает: «Скорее всего, да. Будет. Должна быть».

Впрочем, даже если получится, угроза отставки непринятого мэра никуда не денется.

Претензии есть, но поводов нет

В арамильском отделении «Единой России» не скрывают, что уже подбирают претендентов на пост главы городского округа. Это не значит, что через Думу партия решила отправить в отставку нынешнего мэра, объясняет секретарь политсовета местного отделения ЕР Геннадий Шибановский. «Просто на всякий случай мы должны быть готовы к выборам», — заключает он. Но все-таки добавляет: отставка Герасименко раньше срока не исключена.

Геннадий Шибановский, секретарь политсовета арамильского местного отделения партии «Единая Россия»:

Один в поле. Как властная рутина превращает мэра-оппозиционера в завхоза

— Прямо скажу, работу главы мы не считаем удовлетворительной. И Дума готова проголосовать за его отставку. Но формальных причин для этого нет: показатели развития города — хорошие, одни из лучших в области. Но не благодаря работе Владимира Герасименко, а благодаря тому заделу, который был сформирован еще при прошлом главе.

По словам г-на Шибановского, три детских сада, достроенных в этом году, заложил еще Сергей Прохоренко. Он же начал массовую застройку Арамиля (далеко не всегда, к слову, законную). Он же договорился о возведении новой школы (денег на которую у муниципалитета пока нет).

Владимир Герасименко энергично копается в грудах бумаг, разложенных по всему кабинету. Периодически извлекает из них нужные документы. И, демонстрируя их, добавляет к вышеперечисленному списку другие достижения — уже свои собственные.

Новенький детсад. Еще не открыт

Новенький арамильский детсад должен превратить дефицит мест в дошкольных заведениях в профицит.

Один в поле. Как властная рутина превращает мэра-оппозиционера в завхоза

А в нескольких метрах от образцово-показательного садика — отапливаемые дровами дома, обитатели которых годами не могут выбить законное право тут жить.

Рассказывает о большой ревизии муниципальной собственности, благодаря которой все бумаги в городе наконец привели в порядок и увеличили активы администрации «в десятки раз». Перечисляет земельные участки, которые он забрал у незаконных застройщиков и передал очередникам под частную застройку. Рассказывает о внедренной практике общественных слушаний, через которые прогоняют чуть ли не каждое решение администрации. О трубах с горячей водой, которые только-только начали обматывать утеплителем (до того они годами торчали голыми и теплопотери никто не считал). О том, как спас от банкротства МУП «Арамиль-энерго».

И много еще чего рассказывает и показывает. Но вывод у Герасименко с оппонентами-единороссами один: пока никаких формальных оснований менять главу в Арамиле нет. И это, по всей видимости, правда.

Но очень скоро повод невзлюбить арамильского мэра у областных властей появится.

Утопят в бассейне

Есть в Арамиле долгострой с длинным названием МАОУ ДОД ДЮСШ «Дельфин». Это плавательный бассейн с двумя чашами, который под патронажем «Единой России» строят — не достроят уже много лет.

МАОУ ДОД ДЮСШ «Дельфин»

Я сбился со счета, когда попытался подсчитать, сколько раз сдвигались сроки ввода объекта в эксплуатацию. Запускал стройку еще прошлый мэр. Нынешний, будучи тогда депутатом, голосовал против, но теперь именно он должен проект завершить и торжественно перерезать ленточку.

Когда бассейн достался Владимиру Герасименко, дела на объекте были уже совсем плохи. Строительная компания, выигравшая тендер на этот подряд, получила деньги и обанкротилась, так и не закончив работы.

Директором бассейна еще до его ввода назначили Юрия Сафронова — человека, запускавшего в Екатеринбурге аквапарк «Лимпопо». Отношения с мэром Герасименко у него не сложились. И, не объясняя причин, глава директора уволил, нанял нового и готовится к открытию. Хотя г-н Сафронов яростно утверждает: вводить такой объект в эксплуатацию ни в коем случае нельзя.

Юрий Сафронов, бывший директор МАОУ ДОД ДЮСШ «Дельфин»:

Один в поле. Как властная рутина превращает мэра-оппозиционера в завхоза

— Это же ужас! Это просто опасно для жизни будущих посетителей. По-хорошему, его бы снести и выстроить заново. Там все плохо: от фундамента до гидроизоляции.

Там правда ужас. Мы сходили на небольшую экскурсию. Судите сами:

Один в поле. Как властная рутина превращает мэра-оппозиционера в завхоза

На первом этаже здания, то тут, то там — пятна от протекшей воды.

Один в поле. Как властная рутина превращает мэра-оппозиционера в завхоза

Вода бежит со второго этажа, где расположены чаши бассейна. Вместо гидроизоляционного клея строители клали плитку на обычный. И каждый раз когда вода выплескивается за края чаши, она просачивается вниз.

Один в поле. Как властная рутина превращает мэра-оппозиционера в завхоза

Стыки плитки спешно замазывают герметиком. Мера временная и очень сомнительная.

Один в поле. Как властная рутина превращает мэра-оппозиционера в завхоза

Вентиляция тут — ни к черту. Тяжелый воздух сбивает дыхание. Из-за высокой влажности побелка со стен и потолка осыпается в чашу бассейна и выпадает на его дно густым коричневым осадком.

Один в поле. Как властная рутина превращает мэра-оппозиционера в завхоза

В технических помещениях по стенам ползут внушительные трещины. Их наспех замазывают краской перед каждым визитом очередных ревизоров. По одной из версий, стены расползаются из-за того, что фундамент установили на мягкий грунт. И если это правда, здание действительно лучше снести.

Один в поле. Как властная рутина превращает мэра-оппозиционера в завхоза

Мелочь, но тоже неприятно: местами дверные проемы сделаны такой ширины, что пройти через них, не развернувшись боком, просто невозможно.

И по-крупному, и по мелочам набирается множество нарушений, из-за которых такой бассейн открывать как минимум боязно. Но объект — на особом контроле «Единой России» и областного правительства. С ревизиями сюда ездит свердловский премьер Денис Паслер. И Владимир Герасименко уже обещал объект сдать, загнав себя в патовую ситуацию.

Похоже, перерезав красную ленту, он подставится. И даст своим оппонентам первый существенный повод заговорить о неэффективности работы главы с намеками на грядущую отставку. И согласованная кандидатура нового мэра к тому времени уже будет.

Фото: Дмитрий Горчаков; 66.RU