Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Богдан Кульчицкий: «Никто не хочет быть мэром»

28 августа 2013, 16:05
Колонка
Богдан Кульчицкий: «Никто не хочет быть мэром»
Фото: 66.ru
Десять дней до выборов. Шоу в самом разгаре. Главный редактор Портала 66.ru угощает попкорном и объясняет, почему ни один из персонажей постановки не хочет работать мэром. Стать — да, а быть — нет.

По определению, мэр должен сперва искренне хотеть наносить своему городу непоправимую пользу и причинять добро. А потом делать это эффективно, умно и планомерно. Как бы наивно это ни звучало, но я верю, что, если мощно захотеть — все случится. И давайте вынесем за скобки тот факт, что у мэра нет сегодня ощутимых рычагов, прав и влияния, чтобы рулить ключевыми процессами в Екатеринбурге. Если, конечно, нет контроля над гордумой и сити-менеджером. Что, по сути, превращает избирательную кампанию главы города в дымовую завесу, прикрывающую персонажей унылого шутера Gor-DOOM. Но нам как представителям шоу-бизнеса и ежедневным потребителям его продуктов интересней наблюдать за конкретными персонажами. Любой сценарист знает, что оптимальное число главных героев — шесть. В летнем сериале «Никто не хочет быть мэром» их столько же. Их, кто четко понимает, что победа принесет лишь возможность красиво тусоваться на городских мероприятиях и пафосно вещать о чужих планах и свершениях.

Согласитесь, странно, когда человек хочет быть мэром, но стесняется об этом сказать. Мы задавали прямой вопрос участникам сентябрьской гонки. Силин и Бурков после слов «Вы хотите стать мэром Екатеринбурга?» начинали кокетничать, многословить, кивать на волю однопартийцев, будто своей воли у них нет. В итоге их выдвинула невидимая партийная сила, а они поблагодарили за оказанное доверие.

О решении Ройзмана Портал 66.ru узнал за полторы недели до его озвучки. И не от него самого, а от выборщиков «Единой России». 9 июля они спокойно говорили, что глава ГБН объявит себя кандидатом в мэры, и называли точную дату — 18 июля. Алексей Меркулов тогда позвонил и просто спросил: «Евгений Вадимович, вы будете баллотироваться в мэры?» — на что Ройзман так же просто ответил: «Я в этом не участвую. Вы там как-нибудь без меня давайте». Ошиблись ровно на один день. И то, думаю, потому что на 18-е пришелся митинг против «5-летия Навального», и Ройзман решил не смешивать эти два информповода. А Силин выдвинулся именно в этот день.

Богдан Кульчицкий: «Никто не хочет быть мэром»
Фото: 66.RU

О решении подать документы оба депутата-кандидата из Заксобрания — Андрей Альшевских и Евгений Артюх заявили в «Фейсбуке» и в ЖЖ. Никто из них не написал, что хочет быть мэром, напротив, Евгений Петрович, например, намекнул, что это решение он принял как бы вопреки настойчивым рекомендациям, которые давал ему Евгений Владимирович на внезапной аудиенции в своей резиденции.

Я с большим уважением отношусь и к тому, и к другому. Именно поэтому понимаю, что мэрства они не хотят.
Андрей Альшевских — классический депутат. Таким он должен быть. Его блог работает в режиме СМИ, пулеметные очереди депутатских запросов, неулыбчивый троллинг региональной власти, деятельный пиар. Хочет ли Андрей Геннадьевич стать мэром? Зачем? Осенняя кампания — чудесный способ «прокачать скилл» и «плюсануть в карму» без объективных оснований собрать большинство голосов. Никакого репутационного вреда, сплошная польза. В 2015 г. выборы губернатора — Альшевских будет в кандидатах и соберет новый урожай популярности. А в 2017 г. — выборы в Госдуму. Вот это реальная цель, стоящая такой долгой подготовки. Я сам пойду и за него проголосую, потому что мне нравится такой спортивный подход.

Богдан Кульчицкий: «Никто не хочет быть мэром»
Фото: 66.RU

Евгений Артюх — прежде всего талантливый юрист, и это ему сильно помогает депутатствовать. После всей этой чехарды с партийной принадлежностью, глядя на то, как он качал «Народный фронт» в госдумские и президентские выборы, вел кампанию в Первоуральске, а потом еще и стал доверенным лицом Путина, я думал: мужчина идет к политическому успеху. Непонятно, к какому, но определенно идет. Но сегодня очевидно, что его будто скинули со всех счетов, и он вынужден просто держаться в информповестке в ожидании новых перспективных предложений. Мэр — хороший повод. Непонятно, зачем он разыгрывает из себя потенциального пенсионера и строит кампанию на депутатских инициативах, которые ему так и не позволили реализовать. Несмотря на письма и запросы во все возможные инстанции и рукопожатия Путина. И я не верю, что он всерьез считает, что пост главы Екатеринбурга — это возможность доделать начатое. Он же юрист, он должен все понимать.

Богдан Кульчицкий: «Никто не хочет быть мэром»
Фото: 66.RU

Александр Бурков не хочет быть мэром — это не его уровень. Депутат Госдумы, обеспечивший «Справедливой России» победу над ЕР в выборах 2011 г.: для него пост пряничного главы города — шаг назад. Только если это не шаг-разгон перед прыжком куда подальше. Например, в губернаторы. Но побеждать… Зачем? Встрять на 4 года? Лучше показать третий результат — ты не оппозиционный Ройзман и не согласованный Силин — в администрации президента видят, что народу нравишься, получил допуск к выборам в 2014 г. — и вперед! Тут я даже ничего не домысливаю, мне об этом рассказывал сам Александр Леонидович в интервью еще до начала избирательной кампании. Я понимающе кивал — все логично. Он называл себя и Силина главными кандидатами, остальных — спойлерами. Правильно, но на тот момент Ройзман еще не заявился.

Один знакомый рассказывал мне, как 18 июля около часа ночи гулял во дворе с собакой и наблюдал за окнами квартиры Дмитрия Ионина. Там был Бурков и еще какой-то неопознанный мужчина. Царила суматоха. Справороссы общались на повышенных тонах, разбрасывали бумаги, в общем, думали, как действовать дальше. Они понимали, что обещанного Кремлю 2-го места не получится, а за третье даже и сражаться не надо, оно достанется за прошлые победы. Непонятно, зачем сейчас Бурков разыгрывает карту о беспрецедентном давлении на его кампанию, таком, что он даже побоялся назвать потенциального сити-менеджера. Что ж, будем думать, что это попытка оправдать свои сентябрьские результаты.

Богдан Кульчицкий: «Никто не хочет быть мэром»
Фото: 66.RU

Евгений Ройзман не хочет быть мэром, поскольку понимает, что, став им, через год превратится в политический труп. Не потому что нелепо выглядит в костюме и галстук в конце концов его придушит. Через год те же люди, что за него голосовали, будут тусоваться вокруг мэрии с плакатами: «Ройзман, помой город», «Ройзман, почини дороги», «Ройзман, где детские садики», «Ройзман, сам пей вонючую воду из крана». Они будут кричать это на улицах и писать в интернетах при любом победителе, вот увидите. Потому что они уверены: стоит только выбрать героя в красной футболке — и все враз изменится. Герой сразу перестает быть героем, как только начинает ковыряться в земле: за год ничего не поменяется, и этого будет достаточно для людского разочарования.

Сегодня Евгений Вадимович говорит о профессионализме Александра Якоба и его команды, прочит его в сити-менеджеры в случае своей победы. Но какой смысл коллективному Чернецкому помогать Ройзману? И захочет ли Ройзман стать «одним из них»? Ни у него, ни у кого из властей региона нет ни одного мотива к сближению. Максимум на что согласится команда мэрии — делать что считает нужным, а народные зуботычины будет получать Ройзман. Это называется саботаж. Об этом, кстати, Ройзмана предупреждал Бурков со страниц своей агитки и предлагал сдаться. «Они не дадут тебе работать. Просто застопорятся федеральные программы, выйдут из-под контроля муниципальные предприятия, все начнет валиться, как карточный домик». Было бы круто, если б именно это письмо с предложением помочь ему победить Бурков написал 18 июля на квартире у Ионина.

В тот день, у фонтана, я спрашивал Евгения Ройзмана, хочет ли он быть мэром. Ответил вопросом на вопрос: «А сам как думаешь?». Потом развил мысль, сообщил, что на него выходили некие люди, предлагали не выдвигаться «в обмен на Аксану и Маленкина». Но поскольку люди эти — «не субъекты», договариваться с ними смысла нет, и надо идти до конца. Я покивал — все логично, друзей надо спасать. А как? Конечно в мэры избираться.

Богдан Кульчицкий: «Никто не хочет быть мэром»
Фото: 66.RU

Одни друзей спасают, другие выручают. Яков Силин тоже не хочет быть мэром, его в это кресло делегируют. И не друзья, а старшие товарищи. Очевидно, что команда губернатора, решив сделать Силина главой Екатеринбурга, сожгла за ним все мосты. Многие говорят, что пост мэра для него вершина политической карьеры. Но я сомневаюсь, что эта вершина ему нужна. Хотя бы настолько же, насколько была нужна Александру Высокинскому, который шел к ней долгие годы и которого директивно выдавили из предвыборной гонки. Я верю, что он хотел работать мэром. Так же, как верю, что Силин хотел бы остаться вице-губернатором. Но ни тому, ни другому старшие товарищи не позволили делать что хочется. И потом, стал бы человек, который хочет войти в «серый дом», публично заявлять, что первым делом выгонит оттуда Тунгусова и близких ему людей. У Владимира Георгиевича есть все шансы выбрать подконтрольную думу и показать небо с овчинку любому ее председателю. Особенно тому, кто уже им был, как Яков Петрович, лет десять, и ушел с этого поста с обидой и скандалом. Неужели Силин не помнит те годы, не помнит ту номинальность и бесправие председателя гордумы при абсолютной власти мэра Чернецкого?

Сейчас просто зеркальная ситуация — бессильный мэр при могучей думе и сити-менеджере. И Яков Силин хочет этого бессилия вновь? Сомневаюсь. Старшие товарищи хотят. А он ни в чем не участвует. Они придумали ему рекламную кампанию, имидж, речи, расписание, программу «Столица» в конце концов (точней — скопировали разработки команды Высокинского). Якову Петровичу можно позвонить на мобильник и задать какой-нибудь простой вопрос. Например, кого бы он хотел видеть сити-менеджером. Но ответит за него кто-то другой, через 8 часов, ссылкой на информацию в официальных источниках. Силин признает, что не следит за предвыборной возней, он работает. Но ведь есть вещи, которые сделать быстро. Например, проверить свои рекламные макеты. Ну как человек, который хочет стать мэром, смог накануне 9 Мая согласовать листовки «Май. Победа. Силин»? Или как 52-летний мужчина мог допустить, чтобы накануне выборов весь город завесили билбордами, на которых он неприлично напудренный, подкрашенный томно смотрит, и не на избирателя, а куда-то вдаль. Даже Сергей Светлаков в рекламе «Кольца Урала» был брутальнее. Даже Анастасия Бакова…

Богдан Кульчицкий: «Никто не хочет быть мэром»
Фото: 66.RU

Единственную барышню, участвующую в предвыборной гонке, хочется называть только Анастасией Антоновной. Чтобы подчеркнуть ее искреннюю любовь к папе, Антону Бакову, чей талант политтехнолога позволяет сделать популярного кандидата из кого угодно. Хоть из 22-летней девчонки. Дочь искренне хочет помочь отцу продемонстрировать мощь интеллекта и бездну креатива. Красавица, умница, очаровательный «кандидат против всех» — она четко нацелена на аудиторию, которая видит, что выборы — фарс, а мэр — бессилен. Так давайте веселиться, искрить, петь и танцевать. Городские балы, международные тусовки и собачка — сити-менеджер. И все это на фоне тезисов, чем должен заниматься истинный мэр, и аргументации, почему эта работа подходит прекрасной фемине. Баков-старший сделал все, чтобы дочь выглядела достойно при всей абсурдности кампании.

Хочет ли Анастасия Антоновна быть мэром? Чтобы убедить нас в этом, она создала дополнительный аккаунт в «Фейсбуке», назвала его «Хочу быть мэром» и репостит туда весь позитив о себе. Там все серьезно и изящно. Параллельно я подписался на Instagram Анастасии Антоновны — она ведет его минимум год. Там много луков и фоточек с вечеринок, семейных посиделок, поездок. Под теми, что выложены в последние пару месяцев, много одинаковых по смыслу подписей ее московских друзей. Их много и они ждут, когда же их подруга закончит дела в Екатеринбурге и вернется к актерской братии. Анастасия Антоновна их успокаивает, мол, скоро, мол, очень соскучилась по Москве. У меня тоже есть предчувствие, что скоро она покинет наш город, оставив папу с хорошими политическими козырями. И мы, редакция Портала 66.ru, будем скучать, мы не хотим отпускать ее.

Мы настроены решительно. Антон Алексеевич, я готов выступить сватом и просить руки Анастасии Антоновны для редактора раздела «Финансы» Портала 66.ru Алексея Меркулова. Вы с ним не раз встречались и наверняка заметили, что он журналист только на работе, а так-то он рыцарь. Он пришел к вам на интервью попросить об аудиенции с Анастасией Антоновной. Вы ответили, что не возражаете, но при условии, что на встрече будет присутствовать ее мама. Познакомиться на первом свидании с мамой — что это, как не демонстрация серьезных намерений? К этой встрече он готовился неделю, выбирая подобающий антураж, цветы, гардероб. С крыши «Высоцкого», где они долго беседовали буквально обо всем, Алексей вернулся другим. С тех пор он старался прийти на каждое публичное мероприятие с участием Анастасии Антоновны. Писал только позитивные репортажи. Алексей таится, но нам кажется, что он влюблен. Антон Алексеевич, не отмахивайтесь от нашего предложения. Возможно, их союз — единственный шанс для Вас удержать дочь в родном Екатеринбурге. Рядом с родителями. Мы надеемся, что в случае вашего согласия у сериала «Никто не хочет быть мэром» будет хоть какой-то хеппи-энд.