В России снова заговорили о строительстве скоростных железных дорог. РЖД, судя по всему, не собирается отказываться от этой идеи и готовит проект на одобрение федеральных властей.
Скоростные магистрали Александр Мишарин анонсировал еще в статусе губернатора Свердловской области. Тогда проект вызвал даже некоторое недоумение. В основном из-за астрономической стоимости. И разговоры продолжаются. Железнодорожники все собираются приступать.
Но отвлечемся от цены. Пока в России обсуждают, в Китае такие дороги строят. С невероятной скоростью, не задумываясь об их стоимости. Для них скоростные проезда — это не повод для дискуссий. Это огромный, стратегически важный проект.
Экономика Китая питается налогами средних и мелких бизнесменов. Государству важно помогать бизнесу: чтобы любой фермер из самой глухой деревни как можно быстрее мог добраться до Шанхая или Пекина, решить все свои вопросы и вернуться в родное село. Потому денег на дороги не жалеют. Зато жестко контролируют их расход, а проворовавшихся чиновников просто казнят.
К примеру, есть за пределами города Сямэня район. Я там был недавно. Пустырь. Там ничего нет… кроме огромного вокзала. Это просто дворец железнодорожного транспорта, в 50 раз больше екатеринбургского аэропорта Кольцово. И к нему по рельсам регулярно ходит скоростной поезд.
А вокруг — пустыня. Но это только пока. Раз построили вокзал, значит, есть генплан, по которому через 2–3 года здесь будет все: магазины, офисы и огромный жилой район на миллион человек. И он будет заселен, потому что добраться отсюда до крупного города — это не проблема.
Фото: Для 66.RU |
---|
Эта шанхайская железнодорожная станция — самая крупная в Азии. Ее общая площадь — порядка 1,3 млн квадратных метров. Фото: © REUTERS/Aly Song, Carlos Barria. |
Паутина новых железных дорог опутала весь Китай. То есть сообщение налажено не только между ключевыми экономическими центрами. Из любой точки Китая в любую точку Китая можно быстро и с комфортом доехать на поезде.
Есть обычные поезда. Билет на них стоит очень дешево, ходят они регулярно. Никаких проблем. Но есть еще скоростные. Они интереснее. Такие составы летят по специальным, поднятым над землей линиям со скоростью 280–320 километров в час.
Фото: Для 66.RU |
---|
Китайские поезда серии CRH-380A. Могут мчаться по рельсам со скоростью больше 350 км в час. Фото: © REUTERS/Aly Song, Carlos Barria. |
На поворотах тебя просто вжимает в кресло. При этом ты едешь с комфортом. В таких поездах хорошее питание, как в самолете, проводницы — как стюардессы, установлены и работают кондиционеры, в вагоне идеально чисто.
Фото: Для 66.RU |
---|
Типичная китайская проводница. Фото: © REUTERS/Aly Song, Carlos Barria. |
И эта паутина скоростных магистралей непрерывно растет. Телевизор мне ежедневно рассказывает о новых вокзалах, о новых линиях. Ежедневно! Страшно подумать, в какие суммы этот проект обходится государству.
Мне сложно говорить о деньгах. Но мне кажется, скоростные линии могут даже быть прибыльны. Потому что в Китае они реально конкурируют с авиацией.
Билет на скоростной поезд стоит в два раза дешевле, чем на самолет. Самолет летит со скоростью 900 километров в час. Поезд — 300 километров в час. Но время от пункта А до пункта Б — примерно одно и то же.
Потому что, выбрав самолет, ты тратишь много времени впустую. Во-первых, тебе надо добраться до аэропорта. А он в 100% случаев вынесен за черту города. Во-вторых, ты тратишь много времени в самом аэропорту: примерно по часу на посадке и по прилету. Вот и получается, что на поезде можно добраться примерно в тот же срок, но в два раза дешевле.
А автомобильное сообщение железным дорогам вообще не конкурент. В Китае ехать на машине не просто дольше, чем на поезде. Это, к тому же, и дороже.
Автобаны в стране построены не для того, чтобы по ним из города в город колесили легковушки. Скоростные магистрали возвели для бизнеса: по ним с фабрик в порты едут грузовики. Везут контейнеры с товарами.
Для всех остальных автобан — это слишком дорого. Несоизмеримо дороже, чем билет на скоростной поезд. За право проехать один километр по трассе придется выложить 3–4 рубля.
Потому проблем с пассажирами у скоростных дорог нет. И, я думаю, колоссальные вложения из государственного бюджета, может быть, даже окупятся.
Вот только наши чинуши, умеющие лишь только постоянно содействовать бесконечному повышению уже и без того запредельных ЖД-тарифов, судя по всему, на подобный прогресс - абсолютно не способны!
А проворовавшихся чинуш казнить - от тсе дило! нам бы так. и начать с верхов.
построить такие дороги это хорошо, но люди в России сами не верят что процесс постройки пройдёт гладко и быстро..
PS причины почему не верим в России очень глубокие, в рамках комментарий не опишешь
К тому же о каких повышенных требованиях к инженеру говорите. Нормальные инженеры при хорошей материально-технической базе не хуже западных работают, без всяких повышенных требований.
На счёт последнего. Сами то верите что кто то в производство вкладывать начнёт? Иностранцы вкладывают, наши нет. Если вкладывают то экономят. Жлобство потом отражается на качестве продукции.
От себя замечу что стратегический важный проект это межконтинентальные магистрали из европы через севера Сибири. Транс сиб же построили, до сих пор служит.