Раздел Общество
30 марта 2013, 09:00

Мишарин строит планы: жалкое настоящее и радужное будущее РЖД

Мишарин строит планы: жалкое настоящее и радужное будущее РЖД
Фото: архив 66.ru
На пассажирском форуме в Москве бывший губернатор Александр Мишарин обещал нам высокие скорости для поездов и комфорт для пассажиров. Это все в будущем, пока же в отрасли рисуется нерадостная картина.

«А он, когда у вас губернатором числился, тоже был такой спокойный и амебный?» — спросил меня журналист из Калининграда после пресс-подхода вице-президента РЖД Александра Мишарина. «Нисколько не изменился», — ответил ему я.

Пассажирской форум в Москве стал первым выходом на публику бывшего губернатора Свердловской области, а ныне первого вице-президента «РЖД» и генерального директора ОАО «Скоростные магистрали» в новом качестве.

Форум считается главным ежегодным мероприятием для всех железнодорожников России. Здесь собираются чиновники, руководители РЖД и отраслевые эксперты. Подводят итоги и обсуждают планы на будущее. Александр Сергеевич волновался перед журналистами. Постоянно смотрел на часы, отвечал пространно, без конкретики. Никаких цифр и дат не называл. Оно и понятно, новая должность, новая ответственность и новая стратегия развития РЖД. Тем более когда ситуация на железных дорогах России не выглядит столь радужной.

К слову сказать, планов у железнодорожников громадье. Это и внедрение высокоскоростных магистралей, и разработка так называемой интермодальной системы передвижения для всех россиян. Обещания сыплятся рекой, но реализуются ли они в будущем? В этом вопросе и попытаемся разобраться.

Обещание первое: высокоскоростные магистрали

До 2030 года железнодорожники собираются построить три магистрали высокоскоростного движения. Москва — Сочи — Адлер, Москва — Санкт-Петербург и Москва — Екатеринбург. Сроки ввода каждой из них не называются, сколько средств уйдет на их постройку — тоже. За проект отвечает Александр Мишарин. Железнодорожники собираются предоставить все данные правительству России к сентябрю. Но при этом уже сейчас говорят, что на этот масштабный проект средства должны быть выделены не только из федерального, но и из региональных бюджетов.

Это новый сверхскоростной поезд в Китае. Он соединяет два китайских города: Шанхай и Ханьджоу. Недавно достиг максимальной скорости 416,6 км/ч, побив предыдущий китайский рекорд — 394 км/ч. Фото: pozitivchik.info.

РЖД собирается к 2030 году удвоить показатель мобильности населения в два с лишним раза — до 15 тысяч пассажиро-километров на 1 человека. Скоростные поезда в будущем охватят 5 тысяч километров по России, на долю высокоскоростного транспорта придется 3,5 тыс. километров.

По мнению Александра Мишарина, строительство высокоскоростной магистрали повысит уровень жизни в регионах России, люди смогут больше зарабатывать, обеспечивать себе более комфортные условия жизни.

Александр Мишарин, первый вице-президент РЖД:

— От Владимира до Москвы или до Нижнего Новгорода время в пути составит всего 1 час. Россияне смогут сами выбирать, где им лучше будет жить и работать. Не говорю уже о том, что стоимость земли во Владимире ниже стоимости земли в Москве в два раза. Российские граждане смогут вовремя, быстро и за невысокую цену воспользоваться пассажирской услугой и приехать в любую точку страны.

На самом деле:
Идею создания высокоскоростной магистрали Александр Мишарин предложил еще во времена его губернаторства в Свердловской области. Дорога из Москвы в Екатеринбург через Нижний Новгород и Казань сокращала бы путешествие по этому маршруту с нынешних 26 до 8 часов. Начало прокладки скоростных железных дорог было запланировано на 2013 год. Но правительство России отказало ему в этой затее. Ответ был один: «Нет средств». В материалах РЖД строительство магистрали в Екатеринбург было оценено более чем в 2 трлн рублей.

А это французский скоростной поезд TGV. Он установил новый рекорд скорости — 553 км/ч. Фото: www.vokrugsveta.ru.

Сейчас Мишарин продвигает эту дорогу во второй раз. Хотя, как говорят в кулуарах форума, тема строительства высокоскоростных магистралей здесь звучит уже не первый год. Сотрудники же пресс-службы РЖД утверждают, что первой может быть построена дорога Москва — Санкт-Петербург, но конкретные сроки строительства умалчиваются.

Ну пока обещания от железнодорожников сыплются как из рога изобилия, представители власти подчеркивают, что транспортная система России в ее нынешнем состоянии не позволяет поддерживать должный уровень мобильности населения.

Обещание второе: все для комфорта россиян

Впервые на форуме представители РЖД подняли тему интермодальной системы передвижения. Ее девиз: все для комфорта россиян.

Александр Мишарин:

— В городах нужно сделать комфортные транспортные пересадочные узлы, внедрить электронные билеты. Приехал человек из другого города — и он знает, что вовремя доберется из пункта А в пункт Б. Работа всех видов транспорта должна быть взаимосвязана. В дальнейшем есть идея трансформировать часть пригородных поездов в городские, чтобы люди могли с комфортом передвигаться внутри мегаполиса.

Эту идею поддерживают и в российском Фонде «Центр стратегических разработок». Директор по экономической политике фонда Кирилл Янков предлагает екатеринбуржцам отказаться от строительства второй ветки метро и пустить все силы на развитие легкорельсового транспорта.

На самом деле:
Если вспомнить, в Екатеринбурге уже существует элемент так называемой интермодальной системы передвижения. Это городская электричка «Аэропорт Кольцово — Ж/д вокзал». В Москве ее именуют более помпезно: аэроэкспресс. Железнодорожники говорят, что ничего, кроме убытков, этот проект им не приносит. Собственные источники в компании утверждают, что ежегодно они теряют на нем 20 млн рублей. В Москве такой вид транспорта очень удобен, но в Екатеринбурге он не пользуется спросом.

Городская электричка в Екатеринбурге. По маршруту курсирует только 2 состава по 6 вагонов каждый, за сутки совершают 15 рейсов. Временные промежутки составляют 2,5 часа. Скорость движения 70 км в час.

Между тем в московском аэроэкспрессе постоянно крутятся ролики Екатеринбурга, прославляющие город в борьбе за «Экспо-2020».

Реальное положение дел в железнодорожной отрасли говорит о многом. Ситуация сегодня такова, что надо не о будущем думать, а спасать то, что еще можно спасти. Но и мечтать иногда совершенно не вредно.