Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Шансов помириться — нет». Сергей Нетиевский — о причинах развала золотого состава «Уральских пельменей»

3 сентября 2018, 17:33
интервью
«Шансов помириться — нет». Сергей Нетиевский — о причинах развала золотого состава «Уральских пельменей»
Фото: Дмитрий Горчаков, архив 66.RU
Сергей Нетиевский рассказал 66.RU свою версию конфликта с участниками шоу. Шоумен винит во всем нынешнего продюсера «Уральских пельменей» Евгения Орлова и называет его рейдером.

В последние два года новости об «Уральских пельменях» чаще приходят из залов суда, чем из обзоров телекритиков. С 2016 года тянется спор в арбитраже между бывшим продюсером шоу Сергеем Нетиевским и актерами. В этом году противоборствующие стороны обменялись требованиями привлечь оппонентов к уголовной ответственности.

Причина — деньги. Коллектив считает, что Нетиевский злоупотреблял полномочиями, использовал нечистоплотные схемы и забирал себе в карман большую часть заработка, а тот, в свою очередь, обвиняет нынешнего продюсера «Уральских пельменей» Евгения Орлова в том, что он вывел все активы из фирмы-производителя шоу.

Сергей Нетиевский в интервью, которое он дал 66.RU после одного из разговоров со следователями, рассказывает свою версию событий.

Если кратко, то Нетиевский думает, что:

  • Творческие и организационные разногласия в «Уральских пельменях» в 2015 году спровоцировал нынешний директор команды Евгений Орлов.
  • Орлов якобы убедил участников шоу в том, что Нетиевский им недоплачивал.
  • В 2009–2015 годы участники получили в сумме 670 млн рублей, не считая доходов от корпоративов и рекламных контрактов.
  • В 2012 году артисты фактически стали совладельцами юмористических программ и начали получать деньги за каждый повторный показ на телевидении.
  • Нетиевский зарабатывал деньги продюсированием, а другие артисты монетизировали актерский талант. Все было по-честному.
  • Никаких реальных шансов на примирение не было.
  • Нетиевский советовался с духовником при храме Святителя Николая, и он поддержал его во многих вопросах.
  • В последние годы в шоу эксплуатируют наработки Нетиевского. «Уральские пельмени» ничего нового не придумали, формат устарел.

— Что стало спусковым крючком к тому, что вы покинули шоу?

— Об этом много говорили. Произошел конфликт, спровоцированный Евгением Орловым и Алексеем Лютиковым, после которого нахождение на одной сцене было исключено. В 2015 году я ушел из шоу и занялся своими проектами.

— Уходили в нормальных отношениях с коллективом?

— Нет. У нас были внутренние разногласия — творческие и организационные, они и стали основой искусственно созданного конфликта. Используя его, Евгений Орлов (нынешний директор производителя шоу «Уральские пельмени») перевел имущество компании и весь продакшн на другое юрлицо.

— Вы все еще являетесь участником «Творческого объединения «Уральские пельмени». Зачем вам это надо?

— Нас 10 акционеров, меня никто оттуда не отчислял. Но эта компания не ведет никакой деятельности уже два года. Из активов — только товарный знак, который я передал коллективу за два рубля, и, надеюсь, будут какие-то дивиденды за использование товарного знака.

«Шансов помириться — нет». Сергей Нетиевский — о причинах развала золотого состава «Уральских пельменей»
Фото: Дмитрий Горчаков, архив 66.RU

Основная и, пожалуй, единственная претензия от участников «Уральских пельменей» к вам состоит в том, что они недополучали деньги.

— Это историю придумал Орлов, чтобы реализовать схему по выводу активов. Он убедил ребят в том, что я якобы недоплачиваю им, но это не так. Они ежегодно сами подписывали договоры и все знали. Ребята получили колоссальную сумму: официально на свои ИП они получили свыше 400 млн рублей, за шоу в Екатеринбурге — около 70 млн, на гастролях получено более 200 млн рублей, не считая корпоративов и рекламных контрактов. Несмотря на то, что они отчуждали материалы в пользу продакшна, мои бывшие коллеги гастролировали с этим материалом и ничего не отчисляли продюсерам, такая была договоренность в пользу актеров. И это, в том числе, плоды моего труда. Сейчас ребята не отчисляют за авторские права и зарабатывают на гастролях, являясь совладельцами отснятых программ 2012–2015 годов.

— Сколько получал каждый участник за одно шоу?

— Однозначно сложно сказать, с ходу не смогу посчитать, с 2009 по 2015 годы было произведено 73 концерта. За первые программы актеры отчуждали полностью права, а с 2012 г. стали получать не только в рамках производства, но и за повторные показы. Потом, у актеров есть внутренние модели распределения средств в зависимости от коэффициента трудового участия. Поэтому могу только повторить общую сумму — свыше 670 млн рублей.

— На всех артистов?

— Да. Можно ее разделить на 8 участников, грубо выходит, каждый получил свыше 80 млн рублей.

— Но ваш гонорар в эту сумму не входил?

— Нет, не входил, так же как гонорар Максима Ярицы, который по его просьбе получал деньги через меня.

— Насколько отличалась сумма?

— Как артист и автор я получал примерно такую же сумму. Как продюсер я получал отдельные деньги. Я бы не сравнивал, это совсем другая работа. Я занимался полным циклом производства телевизионных программ, нес ответственность перед каналом, перед контрагентами и службами, перед актерами и авторами. А актеры приехали, написали текст, выступили со сцены и уехали. Это совершенно другой уровень ответственности.

— Артисты могли изменить условия договоров?

— Конечно, это обсуждалось каждый год. В 2012 году, например, мы изменили условия: раньше ребята отчуждали актерские и авторские права на шоу, а потом они фактически стали совладельцами программ и начали получать вознаграждения за каждый повторный показ на телевидении.

— А если говорить не с юридической точки зрения, а с моральной: условия были справедливыми? Участники «Уральских пельменей» жалуются ведь на то, что начинали все как равноправные партнеры, но Нетиевский забирал больше.

— И с моральной, и с юридической точки зрения условия были справедливы. Я выполнял свою работу. Актер монетизировал свой талант на гастролях и корпоративах, а я с 2012 года ушел в продюсирование, на свой страх и риск один уехал в Москву и стал монетизировать свой продюсерский талант. Всех все устраивало.

— Еще одно обвинение в вашу сторону: вы присвоили 39 млн рублей, которые провели через собственное ИП. В чем была необходимость этой схемы?

— Я об этом много раньше говорил. Все обвинения были пустыми: мы выиграли все суды по этим делам. Зачем махать кулаками после драки?

Эти суды инициирует Орлов для создания негативного фона вокруг меня. Концерты «Уральских пельменей» с 2008 года организовывались через мое ИП: так было проще организационно вести оперативную работу, оплачивать услуги различных служб, авторов, администраторов. Потом объем концертов увеличился, и было организовано творческое объединение.

— Еще вас обвиняют в том, что вы дважды продали выпуск одного из шоу и положили все деньги себе в карман.

— Первый выпуск «16 лет вместе» я создал на свои деньги. Вложил средства в рекламу, производство, и этот концерт был продан за 1000 рублей на РЕН ТВ, а потом был продан на СТС. Но артисты за эти концерты получили свои деньги.

Вокруг меня оппоненты копают землю, и ищутся новые поводы, чтобы меня очернить. За эти два года было около 10 судов, и практически все я выиграл.

— В ходе этих судебных разбирательств был ли реальный шанс помириться с бывшими коллегами?

— Нет. Данные суды были направлены на давление на меня, чтобы я отказался от своих требований.

— Как повлияла на ситуацию смерть Алексея Лютикова?

— Странная смерть. После смерти Лютикова Орлов занял его место генерального директора в той компании, куда вывел активы на 330 млн рублей. Вот такие интересные совпадения.

— В рамках уголовного дела вы чего добиваетесь помимо возврата активов? Хотите посадить Орлова и, может, кого-то из участников шоу?

— Посадить или не посадить, может решить только суд. Мы подали все заявления, больше мне добавить нечего. Мы все равны перед законом. И каждый несет ответственность лично.

— Вы рассказывали, что Сергей Исаев в кулуарах во время очных ставок козырял близкими знакомствами с губернатором Евгением Куйвашевым и совладельцем РМК Игорем Алтушкиным. А у вас есть поддержка от каких-нибудь покровителей?

— Нет, я иду по закону, у меня есть прекрасный адвокат, который занимается всеми вопросами, есть вся восстановленная документация по схеме вывода активов Орловым.

— А с кем-нибудь советовались перед этим?

— У меня есть духовник при храме Святителя Николая, я советовался с ним, и он поддерживает меня во многих вопросах. Мы с адвокатами советовались с высококвалифицированными экспертами, и все они увидели в действиях Орлова спланированный рейдерский захват — грамотно сделанный, по всем канонам девяностых годов.

— Почему вы вдруг решили вынести тему в публичную плоскость?

— Поток лжи, негатива и оговора вынудили меня вынести сор из избы. И я искренне считаю, что ребята — жертвы той истории. Орлов дал им поиграться золотыми игрушками, не объяснив, откуда они взялись. Они получили огромные деньги: каждый из них через себя прогнал свыше 30 млн рублей. Орлов спасает свою свободу и свои деньги. Артисты — заложники ситуации и вынуждены плясать под дудку своего директора. Я сейчас за них больше, чем за них Орлов.

— Не кажется ли вам, что формат шоу «Уральские пельмени» устарел? Если да, то как вы бы его изменили, оставаясь продюсером?

— «Уральские пельмени» — талантливый коллектив, но проект должен развиваться, я не увидел ничего нового в шоу за последнее время. Вся упаковка формата программ сделана мной и найденными многочисленными специалистами, кропотливо, методом проб и ошибок за 2009–2015 годы. Сейчас у коллектива нет продюсера, который думает о творческом развитии коллектива.

— Предположим, вы вернете активы. Что будет с шоу «Уральские пельмени»?

— Пусть шоу продолжается, радует зрителей. Деньги не главное. С деньгами мы разберемся. Хочу, чтобы у коллектива были новые проекты. Несмотря на все, я готов выйти на сцену в 25-летний юбилей.