Вот уж не ожидал! Максим — так зовут моего товарища — человек, конечно, импульсивный, но в автомобилях разбирается, несколько лет проработал в автобизнесе, занимался японскими и европейскими моделями. Помню, он собирался приобретать и, кажется, даже купил «единичку» BMW. И вдруг Volga Siber. Что ж, успеть прокатиться на Volgе, о которой Интернет пестрит сообщениями — «Конец уже близок», да еще пообщаться с человеком, который в восторге от этой машины, интересно вдвойне.
К попыткам российского автопрома создать современный, интересный, а то и конкурентоспособный автомобиль у россиян отношение особое. Например, «Лада Калина» (не обязательно желтая) давно стала объектом для насмешек. Резиденту любого Comedy достаточно закончить фразу словами: «Лада Калина», и публика, вероятно, приехавшая на Bentley — ржет. Для них это, как слово «лопата» в конце анекдота.
Volga Siber, возможно, в силу меньшей, чем у Калины, популярности такой участи избежала. Или просто данное словосочетание не так смешно звучит?
— Кстати, Максим, ты как свою машину называешь: моя Volga или мой Siber? — спросил я при случае.
— Я ее называю — «Моя девочка»!
Несмотря на то, что взятый за основу Chrysler Sebring появился в 2001 году, Siber и сегодня смотрится вполне современно. |
Касательно этой «Волги» у меня два вопроса. Первый: почему решено было отталкиваться от модели американского концерна, а не японского или немецкого, чьи машины у нас в большей чести? Второй: почему машина не пошла? Возможно, ответ на второй вопрос уже кроется в первом, но не будем судить поверхностно.
Компоновка cab forward — кабина вперед. Концерн Chrysler, как никто другой, преуспел в создании автомобилей такой концепции. Еще в 1934 году появился Chrysler Airflow с авангардным аэродинамическим кузовом и смещенным вперед ветровым стеклом. В 1992 году концерн выпустил на рынок соплатформенников Chrysler LH/Concorde, Dodge Intrepid и Eagle Vision, своими необычными формами напоминавших НЛО. Представителями данной концепции можно также считать Peugeot 407 и… наш ЛуАЗ. |
Почему Chrysler? — должен знать Олег Дерипаска, это он заплатил 150 миллионов долларов за оборудование и документацию завода, где выпускался старый Sebring. Документация, правда, оказалась не полной, а роботы-сборщики мало того, что рассчитанные на американскую шестидесятигерцовую трехфазную электросеть на четыреста восемьдесят вольт, вдобавок ко всему пришли с обрезанными проводами.
Русских трудностями не запугаешь. С помощью специалистов нижегородского политеха и японской фирмы Nachi, изготовившей это оборудование, роботов оживили. А на самые ответственные участки докупили новых. Да еще за десять миллионов евро приобрели у немецкой компании Kuka комплекс для завальцовки дверей взамен устаревшего американского. Пришлось газовцам повозиться и с поставщиками комплектующих. Самые несговорчивые предприятия Олег Владимирович просто покупал, частично или полностью.
Двигатель объемом 2,4, как и положено американскому агрегату, низкофорсированный — всего 143 л.с. Рекомендуемое топливо — бензин АИ-92, но, учитывая низкую степень сжатия 9,4:1, можно предположить, что Siber и 76-м не поперхнется. |
Итак, усилия, положенные на создание «новой Волги», были немалые, что же получилось в итоге.
— «Первый снег. В моем городе вновь первый» — пел Рома Жуков. Так получилось, что Siber мы тестировали в день, когда выпала первая норма осадков — и вновь неожиданно. На улицах пробки, троллейбусы и ПАЗики шлифуют подъемы, а сотрудники ГИБДД не поспевают к местам аварий.
Какого цвета машина, мы не знали, потому, вглядываясь в пелену снежной дали, иногда принимали за Siber совсем другие автомобили. Что поделаешь, как выглядит Volga Siber, знают многие, но глаз на него не наметан — эксклюзив.
То, что это Volga, спереди можно понять только с близкого расстояния, когда начнешь различать эмблему. А так просто иномарка. |
Сзади благодаря кругляшам оригинальных фонарей Volga Siber более узнаваема. |
Но вот наконец черная Volga, покрытая кое-где шершавой коркой снега, предстала перед нами. Длинный клюв переднего свеса, стремительный приземистый силуэт. Красивый, своеобразный автомобиль — но это не «Волга», это Siber. Нет той монументальности, того «запаса во всем», который был присущ автомобилям из Нижнего Новгорода. Да и язык не повернется назвать эту машину «Русский Мерседес», а тем более «Баржа».
Фейслифтинг «Себринга», превративший его в Siber, разрабатывало английское ателье UltraMotive, выигравшее тендер у студии «Астра Росса», Magna Internatiоnal и дизайнеров самого ГАЗа. По условиям конкурса изменению можно было подвергнуть только бамперы, решетку радиатора, переднюю и заднюю оптику. Все это теперь производят в России. Кузовное железо осталось нетронутым. Зная это, странно видеть, что огромный зазор получился именно между фонарями и бампером. |
Внутри о «Волге» может напомнить разве что пухлая ступица баранки, есть в ней что-то от ГАЗ 3110. Хотя на самом деле рулевое колесо от Dodge Stratus — близнеца Chrysler Sebring. Эмблемы «Доджа» и ГАЗа очень похожи по форме, потому олень легко сменил барана.
Сиденье расположено низко, кажется, что сел в спорт-седан. Выступающая приборная панель, взмывающие вверх подлокотники дверей и вставки под алюминий только усиливают это ощущение. Отделка приятно удивила. Имитация алюминия выполнена качественно, я даже прикоснулся рукой — «Точно не металл?».
Верхняя часть приборной доски отделана приятным на ощупь пластиком, внешне напоминающим кожу, снизу пластик самый обычный. |
Общее впечатление портит зияющая посреди панели ниша для мелких вещей. |
Простенькие шкалы приборов напоминают те, что украшают интерьеры тюненых вазовских «двенашек», но в наглядности им не откажешь. На комплектации Lux приборы симпатичней и выглядят дороже. А еще водитель «Сайбера» всегда знает, сколько миль/час он сейчас выжимает. |
Большие ухватистые ручки климатической установки удобны, но не лишены американизма. Кондиционер не включается отдельной кнопкой, а работает только в трех нижних режимах, выделенных голубоватым цветом и отмеченных снежинкой. Создается ощущение, что интерьерщиков «Крайслера» вдохновлял блок управления автоматической стиральной машиной. |
По-американски оригинально выполнен и подрулевой переключатель. Для включения задних противотуманных фонарей его колпачок нужно сдвинуть в сторону, а не повернуть, как предписывает стрелочка. |
Корректор фар и вовсе растревожил душу, напомнив о летнем тесте «Хаммера» Н1, там яркость подсветки приборов и скорость работы дворников тоже регулируется «ползуном». |
В отличие от внешности, салон «Сайбера» кажется пришельцем из
— Максим, сколько пробег у твоей машины?
— 5000 км.
— После пяти тысяч и «Москвич» мягок и тих.
— Я все понимаю, но у моего брата точно такая же Volga Siber. Пробег 30000, брат ездит быстрее, чем я, и не разбирая дороги, с машиной все в порядке.
Не ахти какая статистика, ну да ладно. Посмотрим, каково задним пассажирам. Низкая крыша и низкое сиденье без подлокотника — большой минус для автомобиля, претендующего на роль «персоналки». При своих 180 см я не задевал головой потолок, но до него оставалось совсем чуть-чуть, выбрать этот зазор поможет встряска на ухабах. Дверной проем тоже маловат.
И на передних, и на задних сиденьях посадка глубокая, с большим наклоном спины. Места по длине и по ширине хватает, но простора, которого ждешь от «Волги», не чувствуется. Потолочные поручни обычные, не откидные и только для задних пассажиров. |
Несмотря на длину 4858 мм, выводящую «Сайбер» в класс Е (!) (ну уж в D точно), и немалую колесную базу — 2743 мм, в салоне чувствуешь себя, как в просторной машине... гольф-класса. Возможно, в этом одна из причин неудачи американо-нижегородского проекта. Ну не тянет Volga Siber на бизнес-класс.
Багажник объемом 453 литра по-волговски неглубокий, но широкий и длинный. Погрузочная высота большая, а проем узкий. Крышка не имеет обивки, зато открывается на угол почти в 90 градусов. Под ковриком полноразмерная запаска. |
Может, к этому автомобилю и нужно относиться, как к машине гольф-класса? Сажусь в расположенное почти на полу водительское сиденье и с помощью электрорегулировки поднимаю край длинной подушки до упора вверх. Хорошо, сидишь плотно по-спортивному. Рычагом АКПП с размаху проскакиваю «drive» и включаю мануальный режим. Селектор коробки затянут в «кожу», а фиксируются режимы не строго напротив буковок. Чтобы понять, что включил, лучше смотреть на дисплей, расположенный на панели приборов.
Набалдашник селектора АКПП из дешевого пластика, а рукоятка ручника вообще из резины, на которой отлиты бутафорские стежки! |
Возвращаю рычаг в «drive», с ручным режимом еще успеется, и жму на газ. Слегка сдерживаемые трекшн-контролем передние колеса «Волги» расшвыривают снег в колеях идущей через поле дороги. Не зацепиться бы длинным носом.
— Какой здесь дорожный просвет? — спрашиваю у Максима.
— 160 мм, кажется.
— Маловато, но должно хватить.
По техническим данным, просвет оказался и вовсе 140 мм, но, совершая развороты прямо в поле, мы ни разу не чиркнули защитой картера.
Нестись на «Сайбере» по грунтовой дороге — приятно. Американская подвеска подверглась доработке, в результате которой были заменены пружины и амортизаторы. В итоге исчезла свойственная «американцам» продольная раскачка и клевки при торможении. Увеличился и клиренс, изначально он составлял 110 мм. |
— А хорошо идет зараза! Вот уж не ожидал, ни от «Волги», ни от «Крайслера».
Осмелев, пробую раскачать машину. Трекшн-контроль, в отличие от систем курсовой устойчивости, дает и похулиганить. Siber расширяет динамический коридор, но выходить из повиновения не спешит, а если все же начнет разворачиваться, его легко откорректировать рулем и газом.
На рыхлом снегу автомобиль можно выставить боком, но, как и положено переднеприводнику, Siber охотней уходит в снос. Этому способствует и тяжелый мотор, находящийся полностью в переднем свесе. Сердце замирает, когда передние колеса боком идут по неровностям, но покрышки не подламываются, нет и пробоя подвески. |
Переход в ручной режим ощутимых преимуществ не дает. Тяговитый атмосферник и в «драйве» хорошо справляется, нивелируя работу архаичного автомата. Да и на покачивания влево-вправо рычага коробки не нужно отвлекаться. Отключать контроль тяги тоже ни к чему, автомобиль просто начнет больше буксовать при разгоне. Система настроена грамотно и только помогает, причем ненавязчиво. А вот ABS на таком покрытии срабатывает очень рано.
С отключенной противобуксовочной системой 210 Нм крутящего момента роют землю. Эффектно, но не эффективно. |
Выехав на дорогу общего пользования, сбавляю темп — все-таки первый снег. К вечеру многие водители освоились с погодными условиями, поток машин едет довольно бодро. И все же мы постепенно нагоняем впереди идущий автомобиль. Притормозив, отпускаю его вперед, затем вообще убираю ногу с педали газа. Опять нагоняем! Вот это тяга, с такой и круиз-контроль не нужен.
Максим: Все хорошо, но если решил погонять, готовься к тому, что расход будет 17 литров. |
Что ж, Volga Siber приятно удивил (или удивила?). Отличная подвеска, хорошая управляемость (причем это заслуга именно специалистов Горьковского автозавода), тяговитый мотор, прекрасно настроенная система контроля тяги, уютный и стильный салон — а то, что он американизированный и слегка ретро, так это многим даже нравится, как дискотека
Внешне автомобиль современен, а главное, красив — нынче это редкость. Да, чуть не забыл: штатная аудиосистема очень качественно звучит. Кондиционер, подушки, электропакет — и за все это от 496 200 рублей (Comfort, механика) до 586 300 рублей (Lux). А еще Siber «ладно сшит», если не считать зазор между задними фонарями и бампером.
Минусы: низкая крыша, низкий дорожный просвет вкупе с большим передним свесом, нерациональный багажник, нерасторопный четырехступенчатый автомат и плата за тяговитость — большой расход топлива. А еще невнятное позиционирование. Это новая «Волга» или иномарка российской сборки? D или еще какой класс? Автомобиль для госструктур, семейный, почти спорт-седан?
Раз так, нет ответа и на основной вопрос: кто покупатель? Для традиционных волговодов Siber дороговат, классическая «Волга» стоила от трехсот тысяч рублей. Любители американских машин поищут что- нибудь с американской эмблемой. Люди семейные возьмут... да хотя бы Logan, он дешевле, экономичней, а еще и вместительней. Остаются только чиновники, из числа скромных, но таких, судя по всему, единицы. Постойте, вот же реальный владелец, да еще довольный своим выбором.
— Максим, почему?!
— Стоит недорого, тем более, что брал в кредит, плачу по десятке в месяц, не напрягает. Из опыта эксплуатации «Сайбера» братом понял, что машина беспроблемная. А я в автомобилях это больше всего ценю. Да и сам же видишь — едет хорошо. Был на ТО, не помню, сколько отдал, но немного. Газовские сервисники в курсе, что к ним доверия нет, так они просто клиентов в сервис запускают и при тебе ТО делают. Не сидишь перед монитором и не смотришь, подошли к твоей машине или нет.
Изменений в конструкцию «Себринга» газовские инженеры внесли немало, но аккумулятор в крыле почему-то решили оставить. Для того чтобы достать батарею, нужно снять колесо и часть пластикового брызговика — удовольствие не из приятных, особенно в мороз. Под капотом только клеммы для «прикуривания». |
— Про основные минусы этой машины знал сразу: это доступ к аккумулятору и замена ремня ГРМ.
— С аккумулятором понятно, а что с ремнем?
— Он меняется на 75 тысячах, и для его замены нужно снимать мотор. Это ТО дорогое, но думаю, что к тому времени я свою ласточку уже продам.
(Позже выяснилось, что в США ремень меняют на 150 тысячах. Преждевременно он не рвется, а клапаны при обрыве не гнутся. Горьковчане же решили перестраховаться или денег заработать.)
— Еще одна интересная деталь: оказывается, запчасти дешевле брать крайслеровские. Цена чуть ли не в два раза ниже. Почему? Ну, пока они через газовскую дилерскую сеть пройдут, накрутка хорошая получится. А в сервис можно и со своими запчастями приезжать. Так что машина хорошая — жаль, что ее с производства снимают.
— А как же «копейка» BMW?
— Жена ездит.
Вместо эпилога
Президент «Группы ГАЗ» Бу Инге Андерссон::
— Мы будем продолжать производить Siber до тех пор, пока на них будет спрос. Скажу откровенно, выпуск автомобиля, с точки зрения бизнеса, — это для нас не самое выгодное предприятие. Но сам проект дал ГАЗу серьезный импульс в развитии. Систему качества и технологии легкового производства мы внедрили на производстве коммерческих автомобилей, это позволяет нам производить линейку «Газель-Бизнес» с принципиально новым уровнем качества и надежности.
«Группа ГАЗ» до конца 2010 года завершит производство автомобилей Volga Siber. В настоящее время предприятие приостановило закупки автокомпонентов. В частности, в начале ноября американская компания Lear Corporation прекратила поставку кресел для «Сайберов». Горьковский автозавод готов возобновить производство машин в случае, если дилеры сформируют заказ, однако фактически предприятие уже приняло решение снять модель Volga Siber с производства.
Новые «Волги»
В конце
ГАЗ 3105 «Волга», 1992-96 год, произведено 55 единиц. |
В 90-х годах как минимум один автомобиль ГАЗ 3105 вишневого цвета ездил по дорогам Екатеринбурга. |
Существовали как карбюраторные, так и инжекторные версии, мощностью от 156 до170 л.с. Подвеска McPherson спереди и сзади. В оснащение входил полный электропакет, центральный замок, электрорегулировки сидений. Рассматривались варианты установки кондиционера, ABS и катализатора. Отпускная цена составляла от 50 000 до 60 000 долларов. Желающих приобретать «Волгу» за такие деньги нашлось немного: выпустив 55 экземпляров, модель сняли с производства.
Затем были попытки купить лицензию на производство иностранных моделей. Первым рассматривали Chrysler (!) Intrepid, затем был Ford Scorpio, позже Peugeot 605, велись переговоры с Audi, но до газовского конвейера ни одна иномарка тогда так и не дошла.
Конструкторы автозавода тоже времени не теряли и предлагали свои проекты. На основе ГАЗ 3105 разработали ГАЗ 3104, также с полным приводом, и его переднеприводный вариант ГАЗ 3103. Но руководство завода испугалось столь смелых технических решений, да и подходящих комплектующих у предприятия не было.
ГАЗ 3103 «Волга», 1997 год, произведен в единственном экземпляре. |
ГАЗ 3104 «Волга», 1997 год, произведен в единственном экземпляре. |
В результате в серию пошел ГАЗ 3111. Классическая «Волга» с задним мостом на рессорах, но в новом кузове — напоминающем ГАЗ
ГАЗ 3111 «Волга», 2000-04 год, произведены 424 единицы. |
В это же время существовал и проект ГАЗ 3107 (31107), разработанный в сотрудничестве с концерном Fiat. Внешне автомобиль напоминал ГАЗ 3111 и одновременно Lancia Thesis. Была разработана компьютерная трехмерная модель, планировалось оснастить машину полным приводом. Но и этому проекту не суждено было сбыться.
Компьютерная модель ГАЗ 3107 «Волга». |
Последняя попытка создания собственной «новой» «Волги» относится к 2003 году. Автомобиль ГАЗ 3115 имел привод на задние колеса, но подвеска, коробка передач и редуктор были спроектированы заново. Сзади вместо рессорной подвески стояла многорычажная на подрамнике. Помимо четырехцилиндровых двигателей, рассматривалась установка моторов V6, а некоторые двигатели могли оснащаться турбонаддувом. Планировалось комплектовать автомобиль ABS и подушками безопасности.
ГАЗ 3115 «Волга», прототип 2003 год, произведен в единственном экземпляре. |
Но сменившийся к тому времени собственник ГАЗа уже вынашивал планы покупки лицензионного соглашения. До начала выпуска «Сайбера» оставалось 5 лет.
Volga Siber | 2.4 МТ | 2.4 АТ | |
Тип кузова | четырехдверный седан | ||
Число мест | 5 | ||
Размеры, мм | длина | 4858 | |
ширина | 1792 | ||
высота | 1409 | ||
колесная база | 2743 | ||
колея передняя/задняя | 1528/1528 | ||
дорожный просвет | 140 | ||
Объем багажника, л | 453 | ||
Снаряженная масса, кг | 1525 | 1555 | |
Двигатель | бензиновый, с распределенным впрыском | ||
Расположение | спереди, поперечно | ||
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | ||
Рабочий объем, см³ | 2429 | ||
Диаметр цилиндра/ ход поршня, мм | 87,5/101,0 | ||
Степень сжатия | 9,4:1 | ||
Число клапанов | 16 | ||
Макс. мощность, л.с./кВт/об./мин. | 143/105/5200 | ||
Макс. крутящий момент, Нм/об./мин. | 210/4200 | ||
Коробка передач | механическая, 5-ступенчатая | автоматическая, 4-ступенчатая | |
Привод | передний | ||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | ||
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | ||
Передние тормоза | дисковые, вентилируемые | ||
Задние тормоза | дисковые | ||
Шины | 205/65 R15 | ||
Максимальная скорость, км/ч | 200 | 195 | |
Время разгона 0-100 км/ч, с | 11.4 | 13,4 | |
Расход топлива, л/100 км | городской цикл | 13.7 | 14,0 |
загородный цикл | 7.3 | 8,1 | |
смешанный цикл | 10 | 10,3 | |
Выбросы CO, г/км | 244 | ||
Емкость топливного бака, л | 61 | ||
Топливо | бензин АИ-92 |
|
Только инфа о снятии с производства неверная. Никто Siber с производства снимать не собирается. Так что за вранье минус.
Siber - авто реальное и рождено для магистральных круизов по все необьятной земле нашей. Цена его в полном адеквате. Ну, а кто подсуетился по программе автохалама, те вообще крутые перцы!
Автор, пиши исчо, тока без вранья. Лады?
Фотки классные - фотографу респект и уважуха!
зыы.
Контент-менеджерам своим передайте, плиз, чтоб в каталог сайта Siber добавили.
Я так понимаю, Вы авторитетный источник с Горьковского автозавода?
У меня обратная информация как раз таки оттуда. О том, что Сайберу пипец, говорит хотя бы тот факт, что машинокомплекты для него закупать перестали где-то с месяц назад, со многими поставщиками отношения разорвали. Наиболее вероятно, что на освобожденный конвейер в 11-12 годах переедет Volkswagen. Переговоры ведутся с августа.
"Оттуда" это откуда?
Если Вы не в курсе, то авторитетная информация незамедлительно выкладывается на http://www.gaz.ru . Есть желание - позвоните по указанным там телефонам.
Да, переговоры с VAG(и не только) ведутся, но к Siber это отношение имеет косвенное т.к. новый конвейер позволяет выпускать несколько моделей одновременно и его суммарная производительность составляет более 100 тысяч автомашин в год.
Да, разговор окончен.