Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Volga Siber: Вот и все…

9 декабря 2010, 12:00
тест-драйв
— Вот ты статьи про разные машины пишешь. Напиши про Siber! — позвонил мне как-то давний друг. — Машина классная, езжу и балдею!

Вот уж не ожидал! Максим — так зовут моего товарища — человек, конечно, импульсивный, но в автомобилях разбирается, несколько лет проработал в автобизнесе, занимался японскими и европейскими моделями. Помню, он собирался приобретать и, кажется, даже купил «единичку» BMW. И вдруг Volga Siber. Что ж, успеть прокатиться на Volgе, о которой Интернет пестрит сообщениями — «Конец уже близок», да еще пообщаться с человеком, который в восторге от этой машины, интересно вдвойне.

К попыткам российского автопрома создать современный, интересный, а то и конкурентоспособный автомобиль у россиян отношение особое. Например, «Лада Калина» (не обязательно желтая) давно стала объектом для насмешек. Резиденту любого Comedy достаточно закончить фразу словами: «Лада Калина», и публика, вероятно, приехавшая на Bentley — ржет. Для них это, как слово «лопата» в конце анекдота.

Volga Siber, возможно, в силу меньшей, чем у Калины, популярности такой участи избежала. Или просто данное словосочетание не так смешно звучит?

— Кстати, Максим, ты как свою машину называешь: моя Volga или мой Siber? — спросил я при случае.
— Я ее называю — «Моя девочка»!

Несмотря на то, что взятый за основу Chrysler Sebring появился в 2001 году, Siber и сегодня смотрится вполне современно.

Касательно этой «Волги» у меня два вопроса. Первый: почему решено было отталкиваться от модели американского концерна, а не японского или немецкого, чьи машины у нас в большей чести? Второй: почему машина не пошла? Возможно, ответ на второй вопрос уже кроется в первом, но не будем судить поверхностно.

Компоновка cab forward — кабина вперед. Концерн Chrysler, как никто другой, преуспел в создании автомобилей такой концепции. Еще в 1934 году появился Chrysler Airflow с авангардным аэродинамическим кузовом и смещенным вперед ветровым стеклом. В 1992 году концерн выпустил на рынок соплатформенников Chrysler LH/Concorde, Dodge Intrepid и Eagle Vision, своими необычными формами напоминавших НЛО. Представителями данной концепции можно также считать Peugeot 407 и… наш ЛуАЗ.

Почему Chrysler? — должен знать Олег Дерипаска, это он заплатил 150 миллионов долларов за оборудование и документацию завода, где выпускался старый Sebring. Документация, правда, оказалась не полной, а роботы-сборщики мало того, что рассчитанные на американскую шестидесятигерцовую трехфазную электросеть на четыреста восемьдесят вольт, вдобавок ко всему пришли с обрезанными проводами.

Русских трудностями не запугаешь. С помощью специалистов нижегородского политеха и японской фирмы Nachi, изготовившей это оборудование, роботов оживили. А на самые ответственные участки докупили новых. Да еще за десять миллионов евро приобрели у немецкой компании Kuka комплекс для завальцовки дверей взамен устаревшего американского. Пришлось газовцам повозиться и с поставщиками комплектующих. Самые несговорчивые предприятия Олег Владимирович просто покупал, частично или полностью.

Двигатель объемом 2,4, как и положено американскому агрегату, низкофорсированный — всего 143 л.с. Рекомендуемое топливо — бензин АИ-92, но, учитывая низкую степень сжатия 9,4:1, можно предположить, что Siber и 76-м не поперхнется.

Итак, усилия, положенные на создание «новой Волги», были немалые, что же получилось в итоге.

— «Первый снег. В моем городе вновь первый» — пел Рома Жуков. Так получилось, что Siber мы тестировали в день, когда выпала первая норма осадков — и вновь неожиданно. На улицах пробки, троллейбусы и ПАЗики шлифуют подъемы, а сотрудники ГИБДД не поспевают к местам аварий.

Какого цвета машина, мы не знали, потому, вглядываясь в пелену снежной дали, иногда принимали за Siber совсем другие автомобили. Что поделаешь, как выглядит Volga Siber, знают многие, но глаз на него не наметан — эксклюзив.

То, что это Volga, спереди можно понять только с близкого расстояния, когда начнешь различать эмблему. А так просто иномарка.

Сзади благодаря кругляшам оригинальных фонарей Volga Siber более узнаваема.

Но вот наконец черная Volga, покрытая кое-где шершавой коркой снега, предстала перед нами. Длинный клюв переднего свеса, стремительный приземистый силуэт. Красивый, своеобразный автомобиль — но это не «Волга», это Siber. Нет той монументальности, того «запаса во всем», который был присущ автомобилям из Нижнего Новгорода. Да и язык не повернется назвать эту машину «Русский Мерседес», а тем более «Баржа».

Фейслифтинг «Себринга», превративший его в Siber, разрабатывало английское ателье UltraMotive, выигравшее тендер у студии «Астра Росса», Magna Internatiоnal и дизайнеров самого ГАЗа. По условиям конкурса изменению можно было подвергнуть только бамперы, решетку радиатора, переднюю и заднюю оптику. Все это теперь производят в России. Кузовное железо осталось нетронутым. Зная это, странно видеть, что огромный зазор получился именно между фонарями и бампером.

Внутри о «Волге» может напомнить разве что пухлая ступица баранки, есть в ней что-то от ГАЗ 3110. Хотя на самом деле рулевое колесо от Dodge Stratus — близнеца Chrysler Sebring. Эмблемы «Доджа» и ГАЗа очень похожи по форме, потому олень легко сменил барана.

Сиденье расположено низко, кажется, что сел в спорт-седан. Выступающая приборная панель, взмывающие вверх подлокотники дверей и вставки под алюминий только усиливают это ощущение. Отделка приятно удивила. Имитация алюминия выполнена качественно, я даже прикоснулся рукой — «Точно не металл?».

Верхняя часть приборной доски отделана приятным на ощупь пластиком, внешне напоминающим кожу, снизу пластик самый обычный.

Общее впечатление портит зияющая посреди панели ниша для мелких вещей.

Простенькие шкалы приборов напоминают те, что украшают интерьеры тюненых вазовских «двенашек», но в наглядности им не откажешь. На комплектации Lux приборы симпатичней и выглядят дороже. А еще водитель «Сайбера» всегда знает, сколько миль/час он сейчас выжимает.

Большие ухватистые ручки климатической установки удобны, но не лишены американизма. Кондиционер не включается отдельной кнопкой, а работает только в трех нижних режимах, выделенных голубоватым цветом и отмеченных снежинкой. Создается ощущение, что интерьерщиков «Крайслера» вдохновлял блок управления автоматической стиральной машиной.

По-американски оригинально выполнен и подрулевой переключатель. Для включения задних противотуманных фонарей его колпачок нужно сдвинуть в сторону, а не повернуть, как предписывает стрелочка.

Корректор фар и вовсе растревожил душу, напомнив о летнем тесте «Хаммера» Н1, там яркость подсветки приборов и скорость работы дворников тоже регулируется «ползуном».

В отличие от внешности, салон «Сайбера» кажется пришельцем из 90-х. Может, поэтому в нем так уютно? Да, по нынешним временам на панели маловато кнопок, нет подсветки всего и вся, только типичные для американских авто бледно-зеленые символы на панели приборов и магнитоле, а с жидкокристаллическими дисплеями вообще швах. Но зато много плавных линий и добротных материалов. Ощущение добротности вызывает и подгонка панелей — ни скрипов, ни «сверчков». Хотя...

— Максим, сколько пробег у твоей машины?
— 5000 км.
— После пяти тысяч и «Москвич» мягок и тих.
— Я все понимаю, но у моего брата точно такая же Volga Siber. Пробег 30000, брат ездит быстрее, чем я, и не разбирая дороги, с машиной все в порядке.

Не ахти какая статистика, ну да ладно. Посмотрим, каково задним пассажирам. Низкая крыша и низкое сиденье без подлокотника — большой минус для автомобиля, претендующего на роль «персоналки». При своих 180 см я не задевал головой потолок, но до него оставалось совсем чуть-чуть, выбрать этот зазор поможет встряска на ухабах. Дверной проем тоже маловат.

И на передних, и на задних сиденьях посадка глубокая, с большим наклоном спины. Места по длине и по ширине хватает, но простора, которого ждешь от «Волги», не чувствуется. Потолочные поручни обычные, не откидные и только для задних пассажиров.

Несмотря на длину 4858 мм, выводящую «Сайбер» в класс Е (!) (ну уж в D точно), и немалую колесную базу — 2743 мм, в салоне чувствуешь себя, как в просторной машине... гольф-класса. Возможно, в этом одна из причин неудачи американо-нижегородского проекта. Ну не тянет Volga Siber на бизнес-класс.

Багажник объемом 453 литра по-волговски неглубокий, но широкий и длинный. Погрузочная высота большая, а проем узкий. Крышка не имеет обивки, зато открывается на угол почти в 90 градусов. Под ковриком полноразмерная запаска.

Может, к этому автомобилю и нужно относиться, как к машине гольф-класса? Сажусь в расположенное почти на полу водительское сиденье и с помощью электрорегулировки поднимаю край длинной подушки до упора вверх. Хорошо, сидишь плотно по-спортивному. Рычагом АКПП с размаху проскакиваю «drive» и включаю мануальный режим. Селектор коробки затянут в «кожу», а фиксируются режимы не строго напротив буковок. Чтобы понять, что включил, лучше смотреть на дисплей, расположенный на панели приборов.

негативная подпись Набалдашник селектора АКПП из дешевого пластика, а рукоятка ручника вообще из резины, на которой отлиты бутафорские стежки!

Возвращаю рычаг в «drive», с ручным режимом еще успеется, и жму на газ. Слегка сдерживаемые трекшн-контролем передние колеса «Волги» расшвыривают снег в колеях идущей через поле дороги. Не зацепиться бы длинным носом.

— Какой здесь дорожный просвет? — спрашиваю у Максима.
— 160 мм, кажется.
— Маловато, но должно хватить.

По техническим данным, просвет оказался и вовсе 140 мм, но, совершая развороты прямо в поле, мы ни разу не чиркнули защитой картера.

Нестись на «Сайбере» по грунтовой дороге — приятно. Американская подвеска подверглась доработке, в результате которой были заменены пружины и амортизаторы. В итоге исчезла свойственная «американцам» продольная раскачка и клевки при торможении. Увеличился и клиренс, изначально он составлял 110 мм.

— А хорошо идет зараза! Вот уж не ожидал, ни от «Волги», ни от «Крайслера».
Осмелев, пробую раскачать машину. Трекшн-контроль, в отличие от систем курсовой устойчивости, дает и похулиганить. Siber расширяет динамический коридор, но выходить из повиновения не спешит, а если все же начнет разворачиваться, его легко откорректировать рулем и газом.

На рыхлом снегу автомобиль можно выставить боком, но, как и положено переднеприводнику, Siber охотней уходит в снос. Этому способствует и тяжелый мотор, находящийся полностью в переднем свесе. Сердце замирает, когда передние колеса боком идут по неровностям, но покрышки не подламываются, нет и пробоя подвески.

Переход в ручной режим ощутимых преимуществ не дает. Тяговитый атмосферник и в «драйве» хорошо справляется, нивелируя работу архаичного автомата. Да и на покачивания влево-вправо рычага коробки не нужно отвлекаться. Отключать контроль тяги тоже ни к чему, автомобиль просто начнет больше буксовать при разгоне. Система настроена грамотно и только помогает, причем ненавязчиво. А вот ABS на таком покрытии срабатывает очень рано.

С отключенной противобуксовочной системой 210 Нм крутящего момента роют землю. Эффектно, но не эффективно.

Выехав на дорогу общего пользования, сбавляю темп — все-таки первый снег. К вечеру многие водители освоились с погодными условиями, поток машин едет довольно бодро. И все же мы постепенно нагоняем впереди идущий автомобиль. Притормозив, отпускаю его вперед, затем вообще убираю ногу с педали газа. Опять нагоняем! Вот это тяга, с такой и круиз-контроль не нужен.

Максим: Все хорошо, но если решил погонять, готовься к тому, что расход будет 17 литров.

Что ж, Volga Siber приятно удивил (или удивила?). Отличная подвеска, хорошая управляемость (причем это заслуга именно специалистов Горьковского автозавода), тяговитый мотор, прекрасно настроенная система контроля тяги, уютный и стильный салон — а то, что он американизированный и слегка ретро, так это многим даже нравится, как дискотека 90-х.

Внешне автомобиль современен, а главное, красив — нынче это редкость. Да, чуть не забыл: штатная аудиосистема очень качественно звучит. Кондиционер, подушки, электропакет — и за все это от 496 200 рублей (Comfort, механика) до 586 300 рублей (Lux). А еще Siber «ладно сшит», если не считать зазор между задними фонарями и бампером.

Минусы: низкая крыша, низкий дорожный просвет вкупе с большим передним свесом, нерациональный багажник, нерасторопный четырехступенчатый автомат и плата за тяговитость — большой расход топлива. А еще невнятное позиционирование. Это новая «Волга» или иномарка российской сборки? D или еще какой класс? Автомобиль для госструктур, семейный, почти спорт-седан?

Раз так, нет ответа и на основной вопрос: кто покупатель? Для традиционных волговодов Siber дороговат, классическая «Волга» стоила от трехсот тысяч рублей. Любители американских машин поищут что- нибудь с американской эмблемой. Люди семейные возьмут... да хотя бы Logan, он дешевле, экономичней, а еще и вместительней. Остаются только чиновники, из числа скромных, но таких, судя по всему, единицы. Постойте, вот же реальный владелец, да еще довольный своим выбором.

— Максим, почему?!
— Стоит недорого, тем более, что брал в кредит, плачу по десятке в месяц, не напрягает. Из опыта эксплуатации «Сайбера» братом понял, что машина беспроблемная. А я в автомобилях это больше всего ценю. Да и сам же видишь — едет хорошо. Был на ТО, не помню, сколько отдал, но немного. Газовские сервисники в курсе, что к ним доверия нет, так они просто клиентов в сервис запускают и при тебе ТО делают. Не сидишь перед монитором и не смотришь, подошли к твоей машине или нет.

Изменений в конструкцию «Себринга» газовские инженеры внесли немало, но аккумулятор в крыле почему-то решили оставить. Для того чтобы достать батарею, нужно снять колесо и часть пластикового брызговика — удовольствие не из приятных, особенно в мороз. Под капотом только клеммы для «прикуривания».

— Про основные минусы этой машины знал сразу: это доступ к аккумулятору и замена ремня ГРМ.
— С аккумулятором понятно, а что с ремнем?
— Он меняется на 75 тысячах, и для его замены нужно снимать мотор. Это ТО дорогое, но думаю, что к тому времени я свою ласточку уже продам.

(Позже выяснилось, что в США ремень меняют на 150 тысячах. Преждевременно он не рвется, а клапаны при обрыве не гнутся. Горьковчане же решили перестраховаться или денег заработать.)

— Еще одна интересная деталь: оказывается, запчасти дешевле брать крайслеровские. Цена чуть ли не в два раза ниже. Почему? Ну, пока они через газовскую дилерскую сеть пройдут, накрутка хорошая получится. А в сервис можно и со своими запчастями приезжать. Так что машина хорошая — жаль, что ее с производства снимают.

— А как же «копейка» BMW?
— Жена ездит.

Вместо эпилога

Президент «Группы ГАЗ» Бу Инге Андерссон::

— Мы будем продолжать производить Siber до тех пор, пока на них будет спрос. Скажу откровенно, выпуск автомобиля, с точки зрения бизнеса, — это для нас не самое выгодное предприятие. Но сам проект дал ГАЗу серьезный импульс в развитии. Систему качества и технологии легкового производства мы внедрили на производстве коммерческих автомобилей, это позволяет нам производить линейку «Газель-Бизнес» с принципиально новым уровнем качества и надежности.

«Группа ГАЗ» до конца 2010 года завершит производство автомобилей Volga Siber. В настоящее время предприятие приостановило закупки автокомпонентов. В частности, в начале ноября американская компания Lear Corporation прекратила поставку кресел для «Сайберов». Горьковский автозавод готов возобновить производство машин в случае, если дилеры сформируют заказ, однако фактически предприятие уже приняло решение снять модель Volga Siber с производства.

Новые «Волги»

В конце 80-х руководство Горьковского автозавода решилось на разработку действительно новой «Волги». Сходившая с конвейера ГАЗ 3102 была всего лишь глубокой модернизацией ГАЗ 24. Автомобиль назывался «Волгой», но задумывался как замена «Чайке». Новая модель получила индекс ГАЗ 3105. Автомобиль имел постоянный полный привод с возможностью блокировки центрального дифференциала и конструктивно напоминал тот, что применяется на Audi Quattro. Под капотом стоял мотор V8 унифицированный с двигателем ВАЗ-21083.

ГАЗ 3105 «Волга», 1992-96 год, произведено 55 единиц.

В 90-х годах как минимум один автомобиль ГАЗ 3105 вишневого цвета ездил по дорогам Екатеринбурга.

Существовали как карбюраторные, так и инжекторные версии, мощностью от 156 до170 л.с. Подвеска McPherson спереди и сзади. В оснащение входил полный электропакет, центральный замок, электрорегулировки сидений. Рассматривались варианты установки кондиционера, ABS и катализатора. Отпускная цена составляла от 50 000 до 60 000 долларов. Желающих приобретать «Волгу» за такие деньги нашлось немного: выпустив 55 экземпляров, модель сняли с производства.

Затем были попытки купить лицензию на производство иностранных моделей. Первым рассматривали Chrysler (!) Intrepid, затем был Ford Scorpio, позже Peugeot 605, велись переговоры с Audi, но до газовского конвейера ни одна иномарка тогда так и не дошла.

Конструкторы автозавода тоже времени не теряли и предлагали свои проекты. На основе ГАЗ 3105 разработали ГАЗ 3104, также с полным приводом, и его переднеприводный вариант ГАЗ 3103. Но руководство завода испугалось столь смелых технических решений, да и подходящих комплектующих у предприятия не было.

ГАЗ 3103 «Волга», 1997 год, произведен в единственном экземпляре.

ГАЗ 3104 «Волга», 1997 год, произведен в единственном экземпляре.

В результате в серию пошел ГАЗ 3111. Классическая «Волга» с задним мостом на рессорах, но в новом кузове — напоминающем ГАЗ 3103-04. Из технических новинок только бесшкворневая подвеска. Автомобиль стоил от 15 000 до 20 000 долларов. Из-за низкого спроса модель сняли с производства. Сегодня одиннадцатую «Волгу» можно встретить на выставках... ретро-автомобилей — проходит как раритет.

ГАЗ 3111 «Волга», 2000-04 год, произведены 424 единицы.

В это же время существовал и проект ГАЗ 3107 (31107), разработанный в сотрудничестве с концерном Fiat. Внешне автомобиль напоминал ГАЗ 3111 и одновременно Lancia Thesis. Была разработана компьютерная трехмерная модель, планировалось оснастить машину полным приводом. Но и этому проекту не суждено было сбыться.

Компьютерная модель ГАЗ 3107 «Волга».

Последняя попытка создания собственной «новой» «Волги» относится к 2003 году. Автомобиль ГАЗ 3115 имел привод на задние колеса, но подвеска, коробка передач и редуктор были спроектированы заново. Сзади вместо рессорной подвески стояла многорычажная на подрамнике. Помимо четырехцилиндровых двигателей, рассматривалась установка моторов V6, а некоторые двигатели могли оснащаться турбонаддувом. Планировалось комплектовать автомобиль ABS и подушками безопасности.

ГАЗ 3115 «Волга», прототип 2003 год, произведен в единственном экземпляре.

Но сменившийся к тому времени собственник ГАЗа уже вынашивал планы покупки лицензионного соглашения. До начала выпуска «Сайбера» оставалось 5 лет.

Volga Siber 2.4 МТ 2.4 АТ
Тип кузова четырехдверный седан
Число мест 5
Размеры,
мм
длина 4858
ширина 1792
высота 1409
колесная база 2743
колея
передняя/задняя
1528/1528
дорожный просвет 140
Объем багажника, л 453
Снаряженная масса, кг 1525 1555
Двигатель бензиновый,
с распределенным впрыском
Расположение спереди, поперечно
Число и расположение
цилиндров
4, в ряд
Рабочий объем, см³ 2429
Диаметр цилиндра/
ход поршня, мм
87,5/101,0
Степень сжатия 9,4:1
Число клапанов 16
Макс. мощность,
л.с./кВт/об./мин.
143/105/5200
Макс. крутящий момент,
Нм/об./мин.
210/4200
Коробка передач механическая,
5-ступенчатая
автоматическая,
4-ступенчатая
Привод передний
Передняя подвеска независимая, пружинная,
McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная,
многорычажная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые
Шины 205/65 R15
Максимальная скорость, км/ч 200 195
Время разгона 0-100 км/ч, с 11.4 13,4
Расход
топлива,
л/100 км
городской цикл 13.7 14,0
загородный цикл 7.3 8,1
смешанный цикл 10 10,3
Выбросы CO, г/км 244
Емкость топливного бака, л 61
Топливо бензин АИ-92


Автор: Константин Георге
Фотограф: Николай Ковалевский