«Почему я не могу ставить сюда машину? — спрашивает мужчина лет тридцати, выбежавший в шортах, майке и тапочках на улицу покурить. — Тут ведь нет травы». Он агрессивен и не понимает, какие к нему могут быть претензии. Действительно, автомобили, припаркованные во дворе на Ключевской годами, и заботливо уложенный щебень убили все травинки на корню. Квартальный начинает объяснять, что стоянку можно организовать на совершенно законных основаниях. Необходимо объединиться с другими жильцами и довести до конца все юридические процедуры.
Автомобилисты привыкли использовать под парковку любые свободные участки во дворе и связаны лишь одним общественным договором — не перекрывать дорогу друг другу, но сегодня им не позавидуешь. Дома, которые были спроектированы в середине прошлого века, не рассчитаны на такое количество машин, а за соблюдением когда-то написанных правил благоустройства стали следить строже. При этом площадь многих дворов позволяет организовать дополнительные гостевые места.
В Екатеринбурге объявлена настоящая охота на гряземесов. За информацию о парковках на газонах щедрые меценаты предлагают награду в 50 000 рублей, уважаемые эксперты спорят о природе грязи и методах решения, депутаты Городской думы нет-нет да и обсуждают благоустройство во дворах, а мэрия заново заказывает экспертизу состава коричневой жижи на дорогах. На фоне этого незаметные прежде квартальные стали чуть ли не вершителями судеб в отдельно взятом районе. Корреспондент Портала 66.ru провел с одним из них рейд.
Некоторые жильцы захватывают земельные участки во дворах, не пускают соседей и бурно реагируют на работу квартальных. |
В нескольких кварталах отсюда, на Викулова, есть двор, где сейчас все делают по уму. Раньше там один парковочный карман обслуживал восьмиподъездную пятиэтажку. Сначала машины занимали газон, затем въезд на придомовую территорию, а потом и участки в соседних дворах. Сумма штрафа за подобные нарушения начинается от 1000 рублей и может доходить до 100 000 рублей. Запустить эволюцию сознания людей было несложно, хватило по одному разу оштрафовать автовладельцев, признается квартальный Сергей Мищенко.
Сергей Мищенко, квартальный инспектор Верх-Исетского района:
— Жители дома вправе сами принимать решение об использовании земельного участка. В конце прошлого года они обратились в управляющую компанию, чтобы провести собрание. На повестку выносится вопрос об организации парковочных мест, решение принимается двумя третями голосов. Составляется план: сколько будет машино-мест, как они будут организованы, составляется смета. Выставляются ограждения, выполняется занижение бордюрного камня, газон засыпается щебнем.
Автомобилисты решили переформатировать двор своими силами: скинулись на стройматериалы (щебень, металлоконструкции, краску), на подрядчиков решили не тратиться, все своими руками. Если позволит погода, то к лету управятся. Впрочем, в теории существует и другой вариант, когда деньги выделяются из платежей на содержание жилья и работы производятся вместо условной покраски стен в подъезде.
Что отличает законную парковку от самопроизвольного занятия земельного участка? Собрание жильцов и решение об организации стояночной зоны. В этом случае у квартального не может быть претензий. |
Сергей Мищенко:
— Сначала все были привлечены к административной ответственности, при составлении протокола спрашивали: «А где парковаться?» Получили ответ, как можно сделать всё законно и обойтись без протокола за парковку на газоне. Организовались, пошли по квартирам, собрали подписи... Очень отрадно, когда возникают такие моменты, которые можно поставить в пример другим дворам.
Квартальный убедил прекратить парковочный беспредел жильцов уже нескольких домов в вверенных ему кварталах. Как правило, граждане активно включаются в процесс благоустройства своей придомовой территории. Нам попался молодой человек, который отпросился с работы, чтобы съездить за краской для столбиков — вскоре они станут яркими, красно-белыми. Кто-то сгоняет случайных нерадивых водителей, которые паркуются не там, где разрешено. Чувство ответственности за свой двор со скоростью эпидемии передается от соседа к соседу.
Впрочем, некоторые случаи бывают тяжелыми. Например, когда один двор принадлежит нескольким домам, которые обслуживают разные управляющие организации. Тогда нужно не только договориться друг с другом и проставить печати всех УК (без них решение об использовании земельного участка будет недействительным), но и расчертить границы, не выходя при этом на детскую площадку.
Во дворе на Сулимова жители собираются оборудовать более 20 парковочных мест. Обязательное условие — твердое покрытие (в процессе) и заборчик, который определяет границы зоны и блокирует выход на детскую площадку. |
УК по запросу предоставляет инспектору проект организации гостевых мест — протокол собрания, какие работы должны быть выполнены и в какие сроки. Если он видит, что во дворе, где было принято решение об организации парковочного пространства, машина стоит на газоне, а сроки строительства прошли, то собственник транспортного средства будет привлечен к административной ответственности. «Должно быть твердое покрытие, чтобы препятствовать выносу грязи, а зона стоянки должна быть ограничена», — объясняет Сергей Мищенко.
Мужчина, который выбежал покурить в шортах и тапочках и нарвался на квартального, остыл, внимательно его выслушал и согласился: «Проще один раз заморочиться, чтобы постоянно потом не отдавать деньги».
По решению общего собрания парковочные места могут быть выполнены как за счет денежных средств, предназначенных на содержание дома, так и за счет собственников транспортных средств, паркующихся на прилегающей к многоквартирному дому территории. |
Собственники помещений не знают своих прав. «Получается, только обязанности у нас есть: мы должны заплатить за газ, за свет, за воду, за отопление, за капремонт. А на что имеем право — управляющая компания не объясняет», — считает муниципальный служащий. Приходится функции просвещения брать на себя квартальным.
Сергей Мищенко:
— Есть у меня на газоне парковка — это нарушение. Я должен с этим нарушением как-то бороться, рассмотреть причины и следствие. Одними штрафами парковку транспортных средств на газоне не решить, необходимо проводить разъяснительную работу как с нарушителями, так и с жителями города. В XXI веке необходимо идти со временем в ногу, собственникам многоквартирных домов жизненно необходимо принимать решения по благоустройству дворовой территории.
Путь от несанкционированной до законной парковки проходят далеко не все. «Если жители хотя бы трех из десяти дворов оформят все до конца документы, это будет и моим успехом», — говорит Мищенко.
Фото: МКУ «Служба заказчика Верх-Исетского района»
Двор - не парковка! Мы раньше во дворах играли, это была территория детей, сейчас это территория автомобилей, давайте ещё и газоны щебнем засыпем. А грязь с газонов течёт только та что коммунальщики за зиму накидали, там где просто трава грязь не течёт, трава землю держит, все же бывают на дачах, видели же что там где по траве ходят грязно а там где траву не трогают чисто, можно босиком по траве пройти и ступня чистая будет, если давать автомобилям уничтожать траву то конечно в таких местах грязь будет.
Я вижу выход только в строительстве многоуровневых паркингов, пусть они не в каждом дворе будут но это нормальная практика во всём мире, когда ты завёз домой жену с детьми, выгрузил продукты а потом отогнал машину на парковку и прошёл до дома километр. А у нас если машину купил то пешком ходить вообще разучиваются люди. Правда у нас и нормальных парковок в достаточном количестве нет, и места где они могли бы появиться планомерно застраивают жилыми домами.
У меня например до парковки кратчайший путь 1.5км пешком. И этот путь включает в себя: тёмные подворотни когда вечер, грязищу когда дождь, убитые или заставленные машинами тротуары, что приходится идти по дороге и т.п. вещи. Так что вечером, в холод или в дождь крайне неприятно ходить на парковку.
У меня был другой опыт, когда я в Риге снимал машину на неделю. До парковки было ещё дольше идти - порядка 2.5км. Но вся дорога от и до была по чистому и освещённому тротуару в любое время дня и погоду. Так что пройти такое расстояние не составляло труда.
В 1920-е гг. предполагалось, что люди будут мыться в общих банях а есть в фабриках-кухнях, поэтому квартиры строились без кухни и ванной.
Жилие массивы 1960-1980 строились с расчетом на то что все будут ездить на общественном транспорте. Поэтому парковок как не было, так и нет.
Это ведь не значит, что ничего вокруг не надо менять - как достроили ванные в жильё 1920-хх г., также вполне можно увеличить цивилизованным способом и в разумных пределах количество мест в старых кварталах, тем более дворы у панелек большие, зачастую пустыри образуют.
Мы не Европа, и без автомобилей в России никак, учитывая климат, расстояния, недоразвитость общественного транспорта и так далее. И тут конечно основные вопросы к администрации, которая никак не может определиться и вести последовательную градосроительную политику. (ещё раз про точечную застройку, деградацию общественного транспорта и т.д.)