Раздел Авто
23 февраля 2012, 14:00

Спецрепортаж 66.ru: верхом на ТИГРе с автомобильной ротой ОМОНа

Спецрепортаж 66.ru: верхом на ТИГРе с автомобильной ротой ОМОНа
Фото: архив 66.ru
Вряд ли вы встретите их в повседневной жизни. В штатском — не узнаете. А при исполнении лучше и не встречать. Если они вышли на дорогу, значит, что-то произошло. И мешаться у них под ногами (и колесами) не стоит.

Впервые мы познакомились с бойцами автомобильной роты екатеринбургского ОМОНа прошлой осенью. Тогда у них были учения. Сейчас встретились вновь — для более детального знакомства.

Глаз не видно, имен — не называют. Меры безопасности. Автомобильная рота в случае чего хоть и не вмешивается напрямую, но правила общие для всех.

О том, чем изо дня в день занимается эта рота, никто не расскажет лучше, чем сами бойцы и их командование. Пока фотограф расставляет свет, допытываюсь у майора до некоторых секретов.

— Какие задачи входят в сферу автомобильной роты ОМОНа?
— Первое — это автотранспортное обеспечение служебной деятельности отряда: от повседневной жизни до служебно-боевых командировок на Кавказ. Участие в таких командировках принимает непосредственно личный состав роты, и транспорт участвует.

— Парни ваши часто на Кавказ ездят?
— В первую кампанию выезжали полным составом на Северный Кавказ. Во вторую кампанию — начиная с 1999 года и по сей момент — также наши бойцы находятся там. 11 лет уже выезжаем регулярно туда. Служебные командировки — 180 суток.

— Кто попадает к вам на службу?
— В водительской роте одни требования, в ОМОНе в целом — другие. Но все они, конечно, физически здоровые парни, отслужившие в рядах вооруженных сил, с группой здоровья «А» (без ограничений). Ну, и главное требование, чтоб служить хотели! Чтобы хотели заниматься тем делом, которым живет отряд.

Сколько конкретно машин и какие именно модели содержатся в гараже автомобильной роты — никто не скажет: военная тайна. Но мы подглядели и разузнали, что там есть специально подготовленные КАМАЗы, машины с водометами (привет митингующим!) и краса и гордость не только этой роты, а всего автопрома нашего — ТИГРы.

Он же ГАЗ-2330 в одной из своих распространенных модификаций. 8 посадочных мест, подвеска как у БТР, самоподкачивающиеся колеса, броня по 5 классу защиты и могучий дизельный мотор (рядная шестерка) в 279 л.с.

позитивная подпись Движок, правда, непатриотичный: американский дизель Cummins. Зато с такой ломовой тягой он может выдернуть машину из любого плена и помогает развить до 140 км/ч. По пересеченке.

— Броня какие выстрелы выдерживает?
— До калибра 7.62. Пулеметный патрон.

— Получали они такие «ранения»?
— Корпус машины состоит из бронелистов, каждый идет под своим номером заводским, и каждый на заводе обстрелян — для проверки. Если на корпус внимательно посмотреть, то увидите.

Колеса, по сути, ничем не защищены. Но если шальная пуля туда угодит, то выручит смекалка бойца: колеса можно включить на постоянную подкачку, продвигаясь таким образом вперед.

В обычных же условиях эта система нужна для того, чтобы регулировать колеса для разных режимов бездорожья: где-то колеса надо приспустить, чтобы продвинуться вперед с максимальным пятном контакта. Где-то, наоборот, подкачать до стандартных значений.

Запаска для колеса крепится сзади. Судя по виду, весит центнер, наверное. Хотя у страха глаза велики. Спрашиваю у водителя:

— Сколько нужно человек, чтобы в условиях боя поменять запаску?
— Припрет — в одиночку поменяешь. Это же не так уж сложно...

Продолжаю расспрашивать командира:

— В каких условиях используются эти машины?
— Во всех! На митингах, демонстрациях, в контртеррористических операциях.

— Как часто вывозите их?
— Как только обстановка обостряется — применяем.

— На вашей памяти какие условия их эксплуатации были самыми жесткими?
— Если говорить про реальные условия, а не тренировку, то это инцидент в 2007 году, когда бунтовала Кировградская колония. Машины применяли, и они показали себя положительно. У ТИГРа же бронезащищенный кузов, потому людей вывозили из самых горячих мест. Кого-то в пешем порядке вели под их прикрытием, когда невозможно было щитами загородить.

позитивная подпись При необходимости ТИГР может взять на борт отряд из 8 бойцов. Вести огонь можно на ходу, еще до момента высадки.

Для этих целей есть бойницы в окнах...

... и два люка в крыше. Довольно широкие. Известны случаи, когда из бойницы сверху стреляли из РПГ. Но такое бывает, конечно, не всегда.

— А машины часто выезжают полностью укомплектованными — по 8 человек?
— Все зависит от задач. Если группа применяет спецсредства, например, для разгона демонстрации, то по 8 человек. В каких-то более тяжелых условиях тоже полным составом: чтобы отстреливаться из бойниц.

— Права какой категории нужно иметь, чтобы управлять такой машиной?
— Честно сказать, это и для нас тайной остается. Имеет более 8 мест посадочных, то есть как бы категория «D». Но идет как спецавтомобиль, подходит под категорию «B». А по массе — под категорию «С». Но у нашего водительского состава есть все категории в правах, потому проблем никаких не возникает.

— Водители спецтехники какую-то специальную подготовку проходят?
— По бронемашинам — да. Принимаем на службу непосредственно по гражданским водительским категориям — от «А» до «Е». В зависимости от того, кто на каких машинах службу несет, проходится специальная подготовка. Начиная от обучения механиков-водителей БТР, кончая операторами водометных машин.

Техника стоит самая современная, надо уметь пользоваться. Кроме непосредственно боевых механизмов там ведь стоят и камеры, которые фиксируют происходящее, чтобы потом можно было разобраться в правомерности и законности применения таких мер. Всем этим надо уметь пользоваться.

— В условиях непосредственно боевых действий водители могут сами что-то починить, подлатать прямо в поле?
— Так и делается. Этому их отдельно обучают.

Автомобильная рота ОМОНа имеет, по сути, прикладное значение. Но очень важное: именно они доставляют мобильный отряд из бойцов других подразделений к месту действия.

Даже если это горы или болотистая местность: надо доехать! Кстати, видите бойца? Нет? А он есть! Просто замаскировался.

В тренировочном комплексе на базе ОМОНа мы попросили парней показать нам пример взаимодейтсвия между разными подразделениями ОМОНа. Например, в ситуации захвата здания. Условно, удерживаемого террористами.

В задачу водителя автороты входит доставка бойцов на точку. Двери распахиваются, в мгновение ока парни десантируются и занимают позицию у дверей целевого объекта.

Замок взламывается, бойцы в определенном порядке заходят внутрь и...

...зачищают помещение от предполагаемого врага. Это в учении. А каково в бою?

Гораздо тяжелее.

За кадром

Со служивыми работать — одно удовольствие: процесс происходит четко, слаженно, каждое слово — по делу, каждая просьба — как команда, без лишних встречных вопросов.

Для работы над материалом нам выделили семь (!) человек личного состава. Все по-честному: оружие, маскхалаты, броня.

Постановочные кадры снимали подряд в нескольких точках города, включая тренировочную базу ОМОНа, где нам показали штурм здания. История каждого дубля — в нашем итоговом видеоролике.

Благодарим ОМОН ГУ МВД России по Свердловской области за помощь при создании репортажа.

Материал подготовлен при содействии пресс-службы ГУВД по Свердловской области

Всех защитников отечества — с праздником!

Репортаж, видео: Кирилл Зайцев

Фотограф: Николай Ковалевский