Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Екатеринбург будет напоминать Нью-Йорк». Архитектор рассказывает, в каких домах мы скоро будем жить

7 декабря 2020, 17:32
интервью
«Екатеринбург будет напоминать Нью-Йорк». Архитектор рассказывает, в каких домах мы скоро будем жить
Фото: 66.RU
Сталинка. Хрущевка. Брежневка. Панелька. Скорее всего, в одной из них вы жили. Наверное, даже помните, как была расставлена мебель. И как потом, спустя время, квартира и мебель перестали вас устраивать. Сейчас застройщики стараются быстро реагировать на меняющиеся предпочтения покупателей. Планировки квартир так часто обновляются, что мы не успеваем к ним привыкнуть. О том, какие квартиры застройщики делают сегодня, основываясь на стиле жизни людей, и о том, какими станут наши дома и квартиры через 15 лет, рассказывает архитектор финской компании ЮИТ Жанна Конончик.

— Кажется, если я сейчас пойду выбирать квартиру, то могу растеряться. Потому что так или иначе я буду искать жилье, схожее с тем, в котором уже жила. Иногда сразу сложно понять, как жить в квартирах, которые сегодня предлагают застройщики.

— Да, на первый взгляд квартиры в новостройках могут показаться необычными. Но люди часто переезжают из старых квартир потому, что те неудобные. Длинный коридор, тесная кухня, нет мест для шкафов. Главный минус советской квартиры — не маленькая площадь, а отсутствие функциональности. В старом фонде есть и просторное жилье с большой площадью, которое используется абсолютно нерационально. В основном предлагается один сценарий — расставить мебель вдоль стен по периметру.

В современных квартирах меньше квадратных метров, но мы можем организовать более удобные зоны для отдыха, работы, хранения вещей. Но к сожалению, покупатель в России часто смотрит только на цену квадратного метра, а не на его качество.

«Екатеринбург будет напоминать Нью-Йорк». Архитектор рассказывает, в каких домах мы скоро будем жить
Фото: 66.RU

— Общая площадь квартир уменьшается, но просторные кухни-гостиные становятся все популярнее. Как уживаются два эти тренда?

— Тут вопрос в том, как мы стали относиться к пространству. Кухня-гостиная помогает сэкономить квадратные метры, отказавшись от стен. Так появляется помещение, где удобно, например, готовить и одновременно приглядывать за ребенком, играющим в гостиной. Здесь есть и обеденная зона, где можно проводить время с гостями.

Учитывая, что люди в целом стали готовить дома меньше, чем 10 лет назад, на кухне уже нет необходимости иметь много мест для хранения или плиту на четыре конфорки. Уменьшается рабочая зона — появляется место для чего-то другого.

Мне кажется, сейчас идет тренд на функциональность — сочетание минимальной площади с максимумом функций. Согласитесь, удобнее трансформировать квадратные метры в связи с текущими обстоятельствами, а не покупать новую квартиру каждый раз, когда что-то в жизни меняется. Например, в этом году многие столкнулись с необходимостью организовать в квартире мини-кабинет, а то и не один. Вряд ли из-за пандемии все, у кого не было рабочего места, тут же купили новую квартиру, чтобы организовать хоум-офис.

— Почему тогда застройщики стали массово во время карантина предлагать планировки с кабинетом? Ведь постепенно все мы вернемся в офисы. Действительно ли покупателям так необходимо это помещение в квартире?

— Те, кто сейчас ищет жилье в новостройке, воспринимают наличие пространства под рабочее место как большой плюс. Мы в ЮИТ тоже разработали новые планировочные решения, потому что не можем не ответить на запрос, который есть у покупателей. Но наш подход несколько иной. Мы предлагаем организовать рабочее место и при этом не увеличивать общую площадь квартиры. Это возможно сделать за счет более рационального зонирования, с помощью трансформируемой мебели и других решений.

Например, в ЖК «Балтым Парк» в Верхней Пышме мы вписали рабочее место в существующее пространство, немного изменив конфигурацию помещения. Оно не занимает много места, но оно есть. Конечно, есть и планировки с отдельными комнатами, в которых можно устроить кабинет, но они были и раньше, до пандемии.

Общая площадь квартиры — всего 34 м2. В ней уместились: санузел, кухня-гостиная, спальня, рабочее пространство и гардеробная. В типовой однокомнатной хрущевке на 31 м2 на кухню уходило 6 м2, а 18 — на спальню, которая брала на себя роль и гардеробной, и гостиной.

— В этом же «Балтым Парке» у вас есть довольно странная планировка, где коридора практически нет — из прихожей сразу попадаешь на кухню. Мы, конечно, все видели такое решение в фильмах, но мне кажется, что прихожая в нашем восприятии — грязная зона, а кухня — чистая. И смешивать их не стоит.

— Решение нестандартное, но жить с ним просто: мы опять же возвращаемся к теме эффективности пространства. В традиционной российской квартире прихожая — это что-то отдельное, хотя по факту она является «проходной» зоной периодического использования. Но если у вас есть гардеробная или достаточное количество шкафов, то при входе вы будете хранить только сезонную верхнюю одежду и обувь.

Большое помещение просто не нужно, достаточно вешалки и коврика или подставки для обуви. Если покупателю все-таки захочется отгородить вход от остального пространства, то есть дизайнерские приемы, которые позволяют его визуально разграничить. А если очень хочется — можно поставить стены, сделав, например, нишу под шкаф для верхней одежды.

Чтобы разграничить пространство кухни и коридора в таком проекте, можно на входе использовать керамогранитную плитку, которая не боится грязи и перепадов температур, а на кухне — другое по цвету и фактуре покрытие.

Есть и другие планировки, преимущества которых не всегда очевидны покупателям. Например, квартиры-трансформеры с мокрой зоной посередине. Да, такое расположение санузла изначально вызывает много вопросов, но на самом деле этот вариант дает возможность попробовать разное, менять пространство под себя. В таких квартирах нельзя трогать только инженерные коммуникации, все остальное вы можете перестроить так, как нужно вам именно сейчас.

Молодая семья покупает квартиру, их пока только двое. Они делают отдельную кухню (хотя при желании ее можно совместить с гостиной), отдельную гостиную и изолированную спальню. Потом у них появится ребенок. Большинство семей в этой ситуации будут вынуждены искать себе квартиру побольше, а в случае с жильем -трансформером проблемы организовать детскую не возникнет.


Рядом со спальней можно сделать детскую комнату, а стену между кухней и гостиной — снести, получив пространство площадью в 20 м2.

— Вы говорите про рациональное использование пространства, о необходимой функциональности каждого квадратного метра жилья. Тогда как быть с балконами? Мы чаще всего используем их как место для хранения. И я вижу, что некоторые застройщики сейчас отказываются от этого элемента квартиры.

— Я считаю, что в каждой квартире балкон должен быть обязательно, потому что это то помещение, где можно отдохнуть, подышать воздухом. Мы стараемся в наших проектах создать для жителей возможность сблизиться с природой: есть балкон, есть двор, по возможности парк или сквер в пешей доступности. Нужно давать отдых глазам от экранов, голове — от будничных проблем.

Сейчас балкон уже не воспринимается как кладовка с окнами. Пройдитесь по центру города — с каждым годом незастекленных балконов там становится все больше. Все предпочитают летом использовать их как террасы, зоны для отдыха. Открытые балконы — это европейское отношение к жизни, но не все пока готовы к такому формату. Более того, если застройщики сегодня сразу не будут застеклять балконы, то есть риск, что новые дома постигнет участь панельных девятиэтажек, где фасады выглядят, мягко говоря, не единообразно.

Говоря о панельках, я думаю, что они вообще незаслуженно приобрели дурную славу, ведь они соответствовали запросам своего времени. Застройщики продумывали проекты под мебельные модули, которые существовали тогда. Сейчас мы занимаемся тем же самым, но мебель стала более разнообразная, да и сценарий семьи изменился. Хотя в панельках есть минус: они типично строились десятилетиями. А мир в это время стремительно менялся.

«Екатеринбург будет напоминать Нью-Йорк». Архитектор рассказывает, в каких домах мы скоро будем жить
Фото: 66.RU

— Судя по вашим словам, в мире изменилась только мебель. При этом люди часто переезжают в новый дом со старыми шкафами и диванами.

— Изменилось отношение к жилью и жизни. Помимо требований к эффективности метражей, новому поколению покупателей становится важна экологичность дома. Я могу объяснить на примере Финляндии, откуда родом наша компания. Там очень бережно относятся к ресурсам, потому что они ограничены. Мы тоже начинаем это учитывать, несмотря на запасы в недрах России. Мы потихоньку, но учимся этому. Жильцы домов учатся не отапливать лишние метры, экономить электричество, воду, заботиться о природе. Застройщики в свою очередь учатся проектировать и строить свои дома с учетом международных стандартов экологии.

— В каких домах и квартирах мы тогда окажемся в будущем? Каким станет городское жилье?

— Мне кажется, Екатеринбург скоро чем-то будет напоминать Нью-Йорк. У нас, кто бы что ни говорил, достаточно низкая плотность застройки. Поэтому центр, наверное, заполнится высотками с небольшими квартирами. Они будут такими, чтобы была возможность прийти, переодеться, переночевать. Основное жилье, то есть те самые большие квартиры, коттеджи, будет строиться в ближайшем пригороде или совсем за городом.

Дома, расположенные между центром и пригородом, будут стремиться к формату кондоминиума. У людей будут небольшие квартиры, а на первых этажах появятся общие зоны отдыха, прачечные, коворкинги.