Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Область
Заразились
46693 +367
Выздоровели
38914 +370
Умерли
1037 +10
Россия
Заразились
2322056 +26402
Выздоровели
1803467 +24763
Умерли
40464 +569

Эволюция города: как Мельковская слобода превратилась в екатеринбургский «Ист-Энд»

Эволюция города: как Мельковская слобода превратилась в екатеринбургский «Ист-Энд»
Фото: 66.RU
Екатеринбург чем-то походит на Лондон: тут и там есть Вест-Энд и Ист-Энд. В центре, к западу от Исети, сияют огни торговых центров и административных зданий, стучит сердце города. К востоку — простираются полупролетарские улочки, лесопарки и промышленные предприятия, на месте которых сегодня растут новые кварталы.

В очередной серии нашего спецпроекта — «Эволюция города» — который в этот раз мы сделали с «TEN Девелопмент»: история самого старого района города. Екатеринбурга еще не было, а в «Ист-Энде» уже жили люди. Правда, тогда «Ист-Энд» носил название Мельковская слобода и ограничивался берегом городского пруда и нынешними улицами Челюскинцев, Восточной и Ленина.

Мельковская слобода

Деревня Милкова, из которой выросла Мельковка, а потом и Мельковская слобода, известна с 1722 года по фамилии старейшины — Данило Милкова. Тот отпускал бревна для плотины строящегося Екатеринбургского завода. Мельковка стояла близ устья Черемшанки, но речку позже переименовали по названию деревни.

Жители деревни, как и старейшина Милков, специализировались на лесе — выполняли дровяные и угольные подряды для Екатеринбургского завода. Не удивительно, что в «Ист-Энде» возникла Дровяная площадь, сегодня — площадь Парижской Коммуны.

Фото: 66.RU

В 1760-х годах жители слободы построили деревянную церковь Вознесения Господня. В 1808 году церковь заменили на каменную, которая по сей день смотрит на Екатеринбург с Вознесенской горки.

Фото: 66.RU

В начале XIX века в реке Мельковке нашли золото. Реку запрудили, построили золотопромывальную фабрику, но золотого песка хватило только на 12 лет. Фабрику пришлось закрыть.

Фото: 66.RU

Когда в 1879 году в Екатеринбург пришла железная дорога, вокзал построили на севере от городской черты. Теперь все пути в город вели через Мельковскую слободу — и для той наступил период расцвета: открылись мастерские, заводы восковых свечей и винокуренный, паровая мельница и механический завод Ятеса.

Мельница Симанова — Макаровых

Мукомольный завод на берегу Екатеринбургского пруда построили в 1884 году. Это старейшее зерноперерабатывающее предприятие Урала появилось благодаря купцу первой гильдии Илье Симанову. В ту пору шестиэтажное заводское здание соединялось с каменным зернохранилищем. Симановской мельнице принадлежала территория в 50 десятин с благоустроенным парком, замысловатыми беседками и игровыми площадками, купальней и зимним садом.

Фото: 66.RU

В 1906 году Симанов обанкротился. Мельницу на торгах ушла купцам Макаровым — Ивану и Василию. Братья много сил и денег вложили в расширение производства и обновление оборудования. Мельница стала крупнейшей на территории Урала и Сибири. После революции предприятие национализировали, а территорию с парком в 30-е годы конфисковал Горсовет. Сейчас на ее месте — стадион Динамо.

Мукомольный завод располагался здесь до 2013 года, после мощности перевезли на другое место.

Мельница Борчанинова — Первушина

Строительство второй крупнейшей мельницы региона затеял в 1906 году Александр Борчанинов. Окончания работ предприниматель не увидел — упал с лесов на стройке. Несчастный случай.

Фото: 66.RU

Говорят, Борчанинов построил мельницу обманным путем. В конце XIX века в Екатеринбурге запрещалось возводить производственные помещения рядом с вокзалом. Изворотливый коммерсант нашел выход: спроектировал мельницу абсолютно не похожей на мельницу и уверял всех, что это — гостиница. Когда обман раскрылся, здание уже стояло. После гибели Борчанинова мельница перешла к купцу Первушину. Впрочем, вскоре грянула революция, и предприятие национализировали.

Уралтрансмаш

Всю вторую половину ХХ века этот квартал застраивали жилыми домами. Уже в перестройку, в 1993 году, на базе Макаровской и Борчаниновской мельниц создали ОАО «Екатеринбургский мукомольный завод», который проработал до 2006 года.

Уральский завод транспортного машиностроения — один из старейших в Екатеринбурге — возник в начале 1840-х на базе Мельковской золотопромывальной фабрики. Тогда заброшенный комплекс гидротехничеких сооружений и производственных помещений на реке Мельковке привлек внимание англичанина Тета, что служил на Урале главным механиком заводов.

В сжатые сроки англичанин выстроил новое фабричное здание, плотину, пустил в ход гидравлику, паровой двигатель и другие механизмы. Продукцию мануфактуры составляли паровые машины и котлы. В 1872 году Тет продал завод соотечественнику Гасперу Ятесу, и тот продолжил дело.

Фото: © 66.RU

Изменения в номенклатуру продукции внесла Великая Отечественная война. В 1941 году в корпусах завода разместились эвакуированные предприятия из Москвы, Подольска и Сталинграда. Через 39 дней после начала монтажа оборудования отсюда отправился на фронт первый легкий танк Т-60. После войны производство Уралтрансмаша постепенно переводилось на другие площадки.

Ист-Энд

В 1930-е, когда город окатила волна перемен, Мельковский пруд уничтожили, реку загнали в трубы, улицы переименовали. 1-я Мельковская стала Лермонтова, 2-я превратилась просто в Мельковскую, 3-я получила имена революционеров — братьев Быковых, а 4-я — имя красного командира Владимира Азина. Деревянную застройку заменили многоэтажные дома. Тогда же здесь появились и яркие образцы конструктивизма: комплекс «Динамо», Дворец культуры железнодорожников, фабрика-кухня.

Фото: 66.RU

Улица Свердлова преобразилась в 1950-х. Тогда в моду вошел сталинский ампир, с единой этажностью и отделкой. От дореволюционной застройки остались две мельницы и старое здание вокзала (теперь — Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги).

Фото: 66.RU

Сегодня в бывшей Мельковской слободе сталинки перемежаются с хрущевками, минималистичный конструктивизм соседствует с помпезностью ампира. В эту яркую смесь стилей вносят лепту новые жилые кварталы, которые растут на территориях покинутых предприятий.

Фото: 66.RU

На территории «Уралтрансмаша» сегодня работает «TEN Девелопмент». На этой площадке в 12,5 гектаров (квадрат улиц Азина — Мамина-Сибиряка — Шевченко — Марии Авейде) строится новый микрорайон в центре Екатеринбурга.

Чтобы разнообразить квартал и избежать «псевдосталинской» стилистики, компания решила, что у каждого здания будет собственная архитектура. Кроме того, объясняет руководитель проекта «Екатерининский парк» Евгений Арбузов, в одном квартале используют несколько типов застройки.

Высотки по периметру раскроют виды на центр города, а внутреннюю часть квартала займут урбан-виллы. Это малоэтажная застройка от 5 до 7 этажей, развернутая в сторону парка. Сами дома «Екатерининский парк» поставят на стилобат. Это даст жителям парковочные места и поможет организовать дворовое пространство.

Фото: 66.RU

Сам парк размером в 1 га разобьют в центре квартала, говорит Евгений Арбузов. Для Екатеринбурга это место станет знаковым: это будет уникальное зеленое пространство, построенное на кровле общественно-деловых помещений. Прийти в этот парк сможет любой горожанин.

Старинное кирпичное двухэтажное здание завода Ятеса, которое охраняется как памятник архитектуры, переоборудуют в комьюнити-центр и лекторий. Именно оно свяжет историю Мельковской слободы и нового современного микрорайона «Екатерининский парк».