В Арбитражном суде Свердловской области около сотни исков от ресурсоснабжающих организаций к девяти управляющим компаниям (УК): «Лазурит», «Народная», «Юмашев», «Евразийская», «Екадом», «УКИКО», «УК ЖК «Адмиральский», «ЖКО-Екатеринбург», «Единый город». Последние две уже обанкротились.
Общий долг, накопившийся за четыре года, — 433,5 млн рублей. Больше всего компаниям «Т Плюс», «Екатеринбургэнергосбыт», «Спецавтобаза», «ЕТК», «Энергосбытплюс» и «Екатеринбурггаз» задолжали «Лазурит» и «Народная».
Все перечисленные УК связаны с бизнесменом Виктором Старокожевым. В некоторых учредитель либо он сам, либо его сын Евгений и другие члены семьи, либо партнеры.
С управляющих компаний бизнесмена уже взыскали более 114 млн рублей. В судебных процессах за период с 2022 года рассматривалось более 80 исковых заявлений о задолженности УК семьи Старокожевых.
«Но накопившуюся за прошлые периоды сумму погасили за счет текущих платежей. И с платежей собственников домов, которые он сейчас добавляет в «УКИКО». Поэтому бизнесмен продолжит копить долги, а это приведет к очередному банкротству его компаний», — считает собеседник нашего журналиста на рынке.
Фамилия Виктора Старокожева регулярно мелькает в скандальных новостях. В 2018 году на бизнесмена заводили уголовное дело. По версии следствия, с июня 2015 года по декабрь 2016 года он подделал протоколы общих собраний, благодаря чему компания «УЖК ЖКО-Екатеринбург» получила право управлять 111 многоквартирными домами. После трех лет судебных разбирательств выяснилось, что в деле нет состава преступления, его закрыли.
В 2021 году жильцы десятков домов пожаловались в общественную организацию «Развитие региона», что начали получать двойные квитанции на оплату ресурсов от «Лазурита». Одни платежки выставляли энергетики за свет, отопление и горячую воду, другие — УК, за те же услуги.
В феврале 2024 года в департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области назвали управляющую компанию, которая чаще всех проводит фейковые собрания собственников жильцов, чтобы перевести дома в свое управление. В 45 из 79 случаев речь шла об управляющей компании «Народная», в пяти — о «Лазурите».
Основная причина признания протоколов недействительными — отсутствие кворума. Часть бюллетеней суды исключали из подсчета, так как не могли установить, что голосовал именно собственник. Некоторые в суде подтверждали, что не участвовали в собрании, хотя их голос посчитали.
В сентябре 2024 года руководство «Народной» раскритиковал мэр Екатеринбурга Алексей Орлов. Во время прямой линии горожанин пожаловался на проблемы с водоснабжением в доме на улице Искровцев. Орлов пообещал провести проверку и сказал, что работа управляющей компании «в целом вызывает нарекания».
В этом же месяце депутат Екатеринбургской думы Алексей Вихарев обратился в Государственную жилищную инспекцию и Федеральную службу безопасности с просьбой проверить УК семьи Старокожевых. В октябре он приехал в дом на Новосибирской, 167. Горожане жаловались на протекающую крышу, «убитое» входное крыльцо, сырость в комнатах и на крыс в подвалах.
Жалобы на «Народную» и «Лазурит» отправляли и омбудсмену Татьяне Мерзляковой. Она рассказывала СМИ, что передала материалы в региональную прокуратуру.
Участник рынка, пожелавший остаться анонимным, советует в таких случах менять управляющую компанию. При этом если деньги задолжали собственники жилья, то смена УК не освободит их от уплаты накопившегося долга предыдущей организацией.
«От регионального департамента государственного жилищного и строительного надзора хотелось бы более тщательного внимания к деятельности Старокожева. Имею в виду возбуждение административных дел и в целом применения полного спектра своих полномочий как контролирующего органа, а не органа, который просто фиксирует нарушения и показывает статистику», — добавил источник 66.RU на рынке.
Виктор Старокожев в разговоре с корреспондентом 66.RU уточнил, что у него нет никаких долгов перед ресурсниками. Средства должны сами жители.
«Управляющая компания — это просто-напросто агент, посредник — собирает и отдает деньги. Житель заплатил — мы заплатили. Житель не заплатил — мы не заплатили. Поэтому все долги УК перед ресурсниками — это миф. По закону УК не покупают ресурс. Это политическая спекуляция — чтобы реально не называть должниками жителей, называют УК. Поэтому я считаю, что долгов у меня никаких нет ни копейки», — высказал он свою позицию.