Девелоперы призывают отказаться от повсеместной практики раскопок или хотя бы значительно упростить процедуру. Во время обсуждения этой темы на форуме «100+ TechnoBuild» они привели два аргумента в поддержку своего предложения.
- Аргумент № 1 - затягивание сроков
- Аргумент № 2 - дополнительные расходы
- Сколько раскопок проводится в Екатеринбурге ежегодно
- Как чиновники и девелоперы предлагают решить проблему
Затягивание сроков
Пока идут раскопки и проводится государственная историко-культурная экспертиза — а это приблизительно полгода, — стройка застывает. Девелоперы научились с этим работать: они закладывают время с запасом в инвестиционно-строительный цикл.
Данил Кузнецов, коммерческий директор «Атомстройкомплекса»:
— Я больших проблем не вижу. Когда мы получили почетную миссию построить филиал Эрмитажа в Екатеринбурге, все сразу поняли, что культурный слой обязательно будет обнаружен и предстоят изыскания. Поэтому мы на этапе проектирования учитываем эти сроки.
Другое дело, девелоперы опасаются неопределенности: на объекты археологического наследия можно наткнуться и после проведения раскопок. В этом случае предметы переносят в музеи для изучения, а стройку на какое-то время замораживают.
Такие неожиданные находки усложняют процесс строительства, повышают риски и в конечном счете влияют на финансовую модель проекта.
Лишние затраты
Для компаний, которые осваивают большие территории в центре города, археологические изыскания обходятся дорого.
По оценкам заместителя генерального директора «УГМК-Застройщик» Дмитрия Сторожилова, стоимость работ варьируется от 10 до 20 тыс. рублей за квадратный метр. «Площадка «Екатеринбург-Сити», где мы сейчас строим, — это сотни миллионов рублей. Может быть, стоит задаться вопросом регулирования цен?» — предложил топ-менеджер.
Директор Музея истории Екатеринбурга Игорь Пушкарев уточнил, что средняя стоимость раскопок одного квадратного метра составляет 11 тыс. рублей. «Давайте вспомним, сколько сегодня стоит квадратный метр жилья в Екатеринбурге: 120 тыс. и больше. Мы можем понять, насколько это критичная сумма», — возразил он девелоперу.
Сколько проводится раскопок?
За последние несколько лет количество археологических экспертиз в Екатеринбурге выросло в шесть раз — с 30 в 2018 году до 180 в 2023 году. В этом году специалисты ожидают рекорд — больше 200. По результатам раскопок прогнозируется выявление 40 объектов археологического наследия. В основном это культурные слои с артефактами XIX, реже XVIII века.
Как упростить систему?
Археологи, как и застройщики, работают в тесных рамках. Изыскания занимают четверть от общего времени, остальное уходит на различные экспертизы и согласования.
Игорь Пушкарев, директор Музея истории Екатеринбурга:
— Есть узкое место в виде двойного и даже тройного регулирования. Представьте, что отчеты — а это большие талмуды в несколько сотен страниц — нужно отправлять в управление Госохраны и институт археологии РАН. Кроме того, заявки о проведении работ мы отправляем и в другие инстанции: Минкульт и администрацию Екатеринбурга.
Чиновники и девелоперы считают, что пришло время исправить регламенты проведения археологических работ. По словам представителя регионального Управления госохраны объектов культурного наследия Максима Семерикова, есть два подхода: косметический и революционный. Первый предусматривает упразднение госэкспертизы, которая проверяет выводы археологов. Второй — признавать историческими артефактами предметы старше 200–300 лет, а не 100 лет, как сейчас.
Другие участники дискуссии призвали принять послабления для строителей.
Илья Рябов, глава земельного блока «Галс-Девелопмент»:
— Нужно определить виды деятельности, которые потенциально могут нанести вред культурному слою, а какие не могут. А еще зафиксировать стоимость и сроки проведения археологических изысканий и госэкспертизы. У инвестора должно быть четкое понимание, сколько занимает та или иная процедура. Если этого не будет, он окажется в ситуации правовой неопределенности.