Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Можно ли разгрузить от офисов центр города? Аргументы девелоперов и крупных работодателей

7 июня 2024, 18:00
Можно ли разгрузить от офисов центр города? Аргументы девелоперов и крупных работодателей
Фото: Антон Буценко, архив 66.RU
Екатеринбургу не хватает офисов – строить их девелоперам невыгодно. По прогнозам, в ближайшие годы количество офисных площадей будет увеличиваться за счет заказчиков, способных возводить собственные офисы или арендовать готовые. В преддверии инфраструктурного форума «Центр решений РБК», где наши коллеги вместе с экспертами определят, где в Екатеринбурге находится центр, 66.RU публикует мнения арендодателей и арендаторов о том, нужен ли последним центр или пора осваивать периферию.

У Екатеринбурга официально нет центра. В отличие от других городов-миллионников, у нас это понятие не закреплено ни в одном документе. И слово «центр» используется скорее как маркетинговый термин, в который каждый вкладывает свой смысл. Это создает проблемы и для горадминистрации, и для разных секторов бизнеса.

В связи с этим РБК Екатеринбург организует очно-заочную дискуссию — инфраструктурный форум. В течение июня редакции РБК и 66.RU будут публиковать интервью, колонки и аналитику, где эксперты рассмотрят центр города с разных точек зрения. А 26 июня состоится панельная дискуссия, в ходе которой журналисты вместе с представителями городской власти и предпринимателями определят, где должны проходить административные границы центра. Выводы мы оформим в меморандум и направим мэру Алексею Орлову.

По данным Уральской палаты недвижимости (УПН), свободных офисных площадей в Екатеринбурге почти не осталось. В классе В («бизнес») их доля — 2,8%, в классе В+ («бизнес» с премиальными опциями) — 1,5%, в классе А («элит») — 0,5%.

Константин Октаев, аналитик УПН:

— Арендаторам, особенно крупным, оперативно подыскать помещение не так просто. Те, кому это удается, сталкиваются с большой нагрузкой на бюджет — за минувшие четыре квартала ставки аренды выросли в среднем на 60%. В классе В их средний уровень — 1490 рублей / кв. метр в месяц, в классе В+ — 1730 рублей, в классе А — 2600 рублей.

Стройте сами

Самые дорогие офисы класса А — в бизнес-центре (БЦ) «Высоцкий», где квадратный метр обходится в три тысячи рублей в месяц. По словам владельца БЦ Андрея Гавриловского, поднимать цены позволяет растущий спрос.

Андрей Гавриловский, владелец БЦ «Высоцкий»:

— Арендаторы, которым «Высоцкий» не по карману, съезжают, и через пару недель находятся претенденты, согласные на наши условия. Бизнес готов переплачивать за аренду, потому что денег на рынке много — раньше их выводили за границу, а сейчас такой возможности нет.

По словам Гавриловского, при высокой себестоимости офисных центров, растущей быстрее арендных ставок, девелоперам выгоднее строить жилье. По этой причине доля офисов и коворкингов во второй очереди «Высоцкого» будет невелика — большую часть площадей займут апартаменты, рестораны, гостиница и развлекательный центр.

Андрей Бриль, председатель совета директоров «Корин-холдинга», эксплуатирующего собственные бизнес-центры, подтверждает — из-за краткосрочных кредитов и высокой процентной ставки строительство офисов становится убыточным. В начале нулевых такие проекты окупались за 3 года, а теперь срок увеличился до 12–15 лет, поясняет он.

По прогнозам Константина Октаева, в 2024–2025 годах суммарная площадь новых офисов не превысит 70 тысяч кв. метров при ежегодной потребности не менее 50 тысяч кв. метров. «Бума в сфере офисной недвижимости мы не ожидаем. Частично потребность в офисных пространствах будет закрываться за счет площадей в новых жилых комплексах. Такой формат в большей степени актуален для территорий за пределами центра города», — говорит аналитик.

Тем, кому нужен офис, проще купить/арендовать здание целиком или построить по своему проекту. Девелоперы считают, что схема с одним клиентом позволяет сократить сроки запуска объекта, составляющие обычно не меньше пяти лет, и частично снизить расходы, связанные с отделкой помещений.

Кому нужен центр

Некоторым компаниям принципиально важно работать именно в центре. Головной офис на улице Куйбышева — монолитное 17-этажное здание, способное выдержать подземные толчки свыше пяти баллов, — Уральский Сбербанк открыл в 2012 году. Заказчик предусмотрел автономное энергоснабжение, необходимое при эксплуатации денежных хранилищ, сейфовых помещений и комнат хранения оружия. Перед запуском здание отключали от источников энергии, чтобы проверить работу дизельных генераторов.

Тогда же из подразделений, работавших в разных районах, в центр города перевели 1300 сотрудников.

Позже банк занял еще два здания рядом с кафедральной площадью. По словам Владислава Шиленко, управляющего Свердловским отделением Сбербанка, речь идет уже о кластере «Сбера», отвечающем потребностям компании в техническом оснащении, безопасности и масштабах задач.

В бизнес-центре Neboplaza — в 200 метрах от головного офиса — «Сбер» открыл технохаб для IT-специалистов, которые разрабатывают и поддерживают цифровые продукты банка. По замыслу, технохаб поможет расширить эту практику и создать новые рабочие места.

Владислав Шиленко, управляющий Свердловским отделением Сбербанка:

— Мы используем здания не только для работы сотрудников, но и для коммуникаций с клиентами, партнерами, органами власти. На наших площадках регулярно проходят деловые конференции, митапы, экскурсии и лекции. «Сбер» — точка притяжения для экспертного и IT-сообщества, бизнеса, студентов. Безусловно, центр города больше подходит для этих целей.

При этом клиентские офисы «Сбера», рассчитанные на предпринимателей и частных лиц, работают во всех районах Екатеринбурга.

Зачем переезжать из центра на окраины

Другим путем пошла компания «СКБ Контур». К 2009 году ее сотрудники работали в арендованных помещениях БЦ «Парус», бухгалтерия — в Орджоникидзевском районе, офис продаж — на Шевелева, Мамина-Сибиряка и Космонавтов. Руководители планировали объединить все подразделения в одном месте.

Девелоперы предлагали «СКБ Контуру» возвести здание в центре Екатеринбурга. По мнению первых лиц, у такого варианта были недостатки, связанные с дефицитом свободного пространства и особыми нормативными требованиями к офисам IT-компаний. В частности, аккредитованный Удостоверяющий центр «СКБ Контур», выпускающий электронные подписи и машиночитаемые доверенности, должен находиться в полностью изолированном помещении, оборудованном системами безопасности и видеонаблюдения.

Александра Батина, директор по персоналу «СКБ-Контур»:

— Вопрос о флагманских офисах компаний можно свести к объему ресурсов, которые бизнес готов вложить в собственную штаб-квартиру или технохаб. Также важную роль играют долгосрочные планы компании. Так, главный офис «СКБ Контур» на Широкой Речке изначально проектировали большим — мы знали, что понадобится большое количество специалистов.

Строить офис начали в 2014 году на Широкой Речке, в границах улиц Суходольской и Светлореченской, где компания могла рассчитывать на территорию большей площади. К весне 2021 года у «СКБ-Контура» было два 10-этажных здания для топ-менеджмента, разработчиков ПО, внедренцев, администраторов, техподдержки, HR-службы и других сотрудников.

По словам Батиной, современный комфортный офис повышает привлекательность компании-работодателя независимо от локации. Трансфер к месту работы и обратно, маршруты которого охватывают разные районы города, может усилить HR-бренд и показать сотрудникам, что работодатель о них заботится, считает директор по персоналу.

В дальнейшем на территории площадью 16,8 га компания планирует построить IT-деревню «Контур-Парк» — екатеринбургский аналог Кремниевой долины.
Не в центре Екатеринбурга находится и большая часть клиентских офисов «СКБ Контура», связанных с разными районами города. В компании соглашаются, что совсем без офисов в центральных районах не обойтись.