В реставрации, по разным оценкам, нуждаются от 20% до 50% памятников, находящихся на балансе города. Часть исторических особняков (в основном тех, которые мэрия использует под собственные нужды) восстанавливают за бюджетный счет. Часть — мэрия продает на торгах или сдает в аренду. С 2016 года инвесторы отреставрировали девять ОКН, работы еще по 20, как следует из договоров, должны завершиться в течение шести лет. Об этом на городской комиссии по муниципальной собственности сообщил и. о. директора департамента по управлению муниципальным имуществом (ДУМИ) Владимир Захаров.
По мнению городских чиновников, многие здания, включенные в реестр ОКН, не имеют архитектурной, исторической или культурной ценности. Часто они висят мертвым грузом на плечах муниципалитета или бизнеса.
Владимир Захаров, и. о. главы ДУМИ:
— В начале девяностых годов совет народных депутатов принимал решение о массовом включении зданий в перечень ОКН. Тогда мало кто думал о последствиях. В нашем понимании не все из 866 объектов являются памятниками.
Поэтому список можно «почистить», а постройками распоряжаться исходя из интересов города.
Владимир Захаров привел позицию девелоперов, которые считают, что жесткие правила при работе с памятниками тормозят развитие Екатеринбурга: ОКН имеют серьезные обременения, вокруг них установлены охранные зоны со строгим регламентом использования.
Часто приходят в негодность памятники, принадлежащие бизнесу. В таких случаях здания нужно отбирать у халатных собственников, считает директор «Екатеринбургского центра по охране и использованию исторического и культурного наследия» Леонид Генин. Например, годами разрушается «Здание Госстраха», расположенное в квартале с городской администрацией. Областной суд оштрафовал за бездействие компанию «Уралбиофарм» — владельца памятника, но никаких реальных подвижек с тех пор не произошло.
Леонид Генин, директор «Екатеринбургского центра по охране и использованию исторического и культурного наследия»:
— По этому объекту было много совещаний. Есть решение суда об изъятии недвижимости в пользу МУГИСО. Но продажа новому собственнику так и не состоялась. Думаю, что нашлось немало инвесторов, которые бы захотели купить то здание. На мой взгляд, многие объекты в городе необходимо изымать у собственников и продавать с публичных торгов.
Проблема в том, что реальных полномочий на это у муниципалитета нет.
Михаил Матвеев, депутат городской думы Екатеринбурга:
— Вспоминаю историю с Дворцом пионеров (усадьба Харитоновых — Расторгуевых, — прим. 66.RU). С 30-х годов муниципалитет содержал здание, вкладывал деньги, ремонтировал. И вдруг приехал наместник (имеется в виду Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры) и сел туда. Каждый год город тратил по 40 млн рублей на аренду, а с него как с гуся вода. Мы десятки раз обращались в Москву для того, чтобы усадьбу передали Екатеринбургу, но пока бесполезно.
Чтобы у города стало больше возможности влиять на ситуацию, депутаты хотят инициировать обращение в федеральное правительство. Это должно дать им большие полномочия и финансирование.