За последние 10 лет город потерял более десятка памятников архитектуры. Некоторые буквально рассыпаются и исчезают, но часто их сносят компании-собственники, чтобы освободить площади под свои нужды. Ниже — несколько примеров:
На прошлой неделе Екатеринбург едва не лишился еще одного старинного дома — дома псаломщика Топоркова на ул. Чернышевского, 6. Его построили в XIX веке, а в 2019 году отреставрировали в рамках фестиваля «Том Сойер Фест». Тогда волонтеры отремонтировали фасад, восстановили утраченный декор и полностью заменили кровлю с водосточной системой.
В 2020 году дом выставили на продажу. В конце 2023 года его новым владельцем стала компания «Экосистема-СМБ». Возглавляет компанию Максим Пузанков. Руководитель «Том Сойер Феста» Любовь Дегтева рассказала 66.RU, что представители собственника предлагали команде встретиться и обсудить сотрудничество. Но затем неожиданно начали сносить здание.
В ночь с 23 на 24 января около дома на Чернышевского, 6 заметили спецтехнику. Рабочие сняли с усадьбы наличники (один из них сломали) и снесли стену с торца здания.
По словам Пузанкова, дом был в аварийном состоянии и угрожал другим памятникам.
«Там дом, или то, что осталось от дома, в аварийном состоянии. Несет угрозу жизни и объектам — соседним памятникам. Там масса всего. Мы спасаем ситуацию», — заявил он Ural Mash.
Несмотря на то, что сам дом Топоркова не входит в перечень ОКН, он находится в охранных границах двух других памятников — «Две лавки» и «Дом Рязанова». Сносить что-то или строить новые здания в их охранных зонах запрещено без согласования с Управлением государственной охраны объектов культурного наследия. По словам волонтеров, у Пузанкова ни проекта, ни разрешения от управления не было. Как показывает практика, часто даже статус ОКН не спасает здания от уничтожения.
Старинный дом на Чернышевского должен ожидала судьба дома Волкова или флигеля усадьбы Поповичевых. Работы продолжались несколько дней, несмотря на обращения в мэрию и полицию со стороны представителей «Том Сойер Феста».
Но в конце прошлой недели снос остановили. Глава Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области Евгений Рябинин рассказал корреспонденту 66.RU, что ведомство вынесло предостережение Максиму Пузанкову. Он также направил обращение в прокуратуру. Ведомство начало проверку.
«Надеюсь, что правовой нигилизм в отношении рядом находящихся объектов культурного наследия будет пресечен», — добавил Рябинин.
В прошедшие выходные волонтеры «Том Сойер Феста» собрали 135 подписей под коллективным письмом губернатору Свердловской области. В нем они потребовали разобраться в ситуации и обеспечить сохранность здания. Общественник Олег Букин подал в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области заявку о постановке на охрану дома Топоркова.
1. Снос быстро привлек внимание общественников и СМИ
Работы сразу заметили прохожие, они сообщили о них представителям «Том Сойер Феста» и СМИ. Последние в скором времени подъехали на место и вызвали полицию. К дому приехал и Максим Пузанков.
«На вопрос о том, почему они сначала договаривались о встрече, а потом внезапно начали сносить дом, вчера они говорили, что ничего такого и не планировали. А потом их представитель признал, что были такие договоренности, но это наш дом — что хотим, то и делаем», — рассказала Любовь Дегтева.
Ночью с 23 на 24 января работы остановили. Продолжили их только на следующий вечер.
2. Дом медленно разбирали
Как правило, когда собственники решают быстро избавиться от здания, на место приезжает много техники. Например, когда в Екатеринбурге сносили аэропорт Уктус, два экскаватора всего за десять часов сровняли здание с землей. Также поступали и в других случаях: в частности, когда сносили дом на ул. Гоголя, 7. Тогда на объект приехал бульдозер, и, чтобы остановить работы, лидер группы «Чайф» Владимир Шахрин бросился ему под колеса.
Пузанков подошел к сносу иначе: кажется, он планировал не торопясь разобрать дом за несколько дней. На площадку в первую ночь приезжали машины для вывоза мусора. Но бульдозеров, которые могли бы разом разрушить дом, на месте не было.
3. Наследие для города
Дом Топоркова, в отличие от многих других исторических памятников, несет в себе не только абстрактную архитектурную, но и общественную ценность. Под последней понимают то, что восстановлением фасада дома вместе с «Том Сойер Фестом» занимались сотни человек. Поэтому они ассоциируют себя с этим местом и более активно переживают за его судьбу.
«Дом стоит на виду в самом центре города. Спросите сто прохожих на улице, и сто из ста ответят, что этот дом представляет ценность. Сотни человек собственноручно восстанавливали фасад и скидывались на ремонт кровли в рамках «Том Сойер Феста», — писал архитектор Евгений Волков в своих соцсетях.
4. Скандал вышел на федеральный уровень
Скандал с домом Топоркова быстро вышел на федеральный уровень. Депутат Госдумы Александр Хинштейн отправил обращения губернатору Евгению Куйвашеву и областному прокурору. Все это происходит в преддверии выборов президента России, которые состоятся в середине марта.
О доме Топоркова написали не только СМИ Екатеринбурга, но и федеральные издания: «Лента.Ру», «Газета.Ру», «Интерфакс» и другие. Всероссийский благотворительный фонд «Наследие» направил письмо губернатору Свердловской области с просьбой разобраться в ситуации.