В рамках сессии «Эволюция пространства через эволюцию сценариев жизни горожанина» директор службы по развитию продукта Группы «Эталон» Денис Смирнов, основатель Школы Девелопера и директор по развитию и консалтингу KEY CAPITAL Эвелина Ишметова, основатель бюро ARCHINFORM Тимур Абдуллаев и CEO и сооснователь агентства пространственных изменений horovod.space Всеволод Окин сформулировали пять правил, по которым в ближайшие годы будут расти города.
Правило первое: вовлечение людей
Архитекторы и застройщики формируют городские пространства, основываясь не только на собственном представлении о прекрасном, но и на мнении тех, кто его будет использовать.
«Метод соучаствующего проектирования» с привлечением жителей, местных сообществ и активистов был сформирован еще во второй половине XX века. Но в России этот принцип начали применять только 10 лет назад, и сейчас он остается одним из трендов в градостроительстве. В 2020 году в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» Агентство стратегических инициатив и Минстрой даже разработали стандарт вовлечения населения в вопросы городского развития и благоустройства.
Основатель Школы Девелопера и директор по развитию и консалтингу KEY CAPITAL Эвелина Ишметова отмечает, что архитекторы, проектировщики, застройщики должны обладать эмпатией и прислушиваться к пожеланиям людей, вовлекать их в процесс. Это, по мнению эксперта, повышает привлекательность проекта и доверие к девелоперу.
«Первая задача — сделать так, чтобы все сценарии жизни откликались при проектировании дома или района, а все жители — от малыша до старика — нашли место в создаваемом проекте. Вторая задача — довести дело до конца. Любая классная идея может быть искажена на этапе укладки плитки. Поэтому очень важно протянуть контроль качества от задумки до ввода объекта в эксплуатацию», — подчеркивает Эвелина Ишметова.
Бывший главный архитектор Екатеринбурга, основатель бюро ARCHINFORM Тимур Абдуллаев считает, что вовлеченность людей в процесс легитимизирует результаты проектирования. Он отмечает, что в Екатеринбурге в проекте любого масштаба было и остается большое количество стейкхолдеров, то есть потенциальных заинтересантов — держателей земли, владельцев бизнесов, городских сообществ. Поэтому применение соучаствующего проектирования очень значимо.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Тимур Абдуллаев и Денис Смирнов |
«В Екатеринбурге суперактивным стейкхолдером всегда было велосообщество, которое лоббировало свои интересы и требовало от разработчиков проектов учитывать создание велодорожек. Какое-то время администрация города даже официально требовала от застройщиков согласовывать с велосипедистами проекты», — вспоминает бывший главный архитектор.
CEO и сооснователь агентства пространственных изменений horovod.space Всеволод Окин также считает, что работа со стейкхолдерами — это способ дать людям высказаться. Но это, по его мнению, не история проектирования, поскольку у большинства обывателей нет необходимых компетенций.
«Нельзя говорить, что, привлекая к обсуждению жителей, мы спроектируем здание. Мы, скорее, донесем идею, получим обратную связь и пойдем работать дальше. Здесь важно поработать психологом и дать людям высказаться», — считает Всеволод Окин.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Всеволод Окин |
Директор службы по развитию продукта Группы «Эталон» Денис Смирнов согласен, что метод соучаствующего проектирования, как и любой другой инструмент, можно использовать для достижения целей и продвижения идей. Однако называть его просто инструментом продвижения неправильно.
«Инструмент используют разные участники процесса, в том числе и девелоперы. Мы зачастую идем в новые для себя города и ничего не знаем о локации, а для качественной застройки это знание необходимо. На тот момент у нас еще нет никакой идеи, то есть нет задачи продвинуть сформированную концепцию. В том, чтобы изучить и понять место, и помогает метод соучаствующего проектирования», — подчеркивает представитель «Эталона».
Правило второе: диверсификация предложений
Тимур Абдуллаев отметил, что девелоперы стали чаще заходить в другие регионы и предлагать продукты, характерные для привычных им локаций.
«Долгое время местные девелоперы находились в окукленном состоянии. Крупные федеральные компании попали в город только в 2017 году, поскольку до этого времени Ассоциация строителей ревностно держала рынок от сторонних застройщиков. Сейчас иногородние компании заходят в город с новыми идеями и продуктами. И это здорово, потому что екатеринбуржцы получили диверсификацию предложений», — считает глава ARCHINFORM.
Правило третье: планирование пространства
Директор службы по развитию продукта Группы «Эталон» Денис Смирнов в качестве ключевого отличия от девелопмента десятилетней давности выделил появление мастер-плана и проектирование социальных пространств при жилой застройке.
Фото: предоставлено 66.RU |
---|
«Сейчас мы не можем представить себе, как это — не сформировать стрит-ритейл или не продумать сценарий, как ребенок пойдет от дома к школе. Все это стало нормой. Но еще 10 лет назад такого планирования не существовало», — подчеркивает эксперт.
Правило четвертое: антистресс и рекреационные пространства
Представитель horovod.space Всеволод Окин отмечает, что в массовом тренде сегодня медленный туризм, санатории, курорты как ответная реакция на дистресс. Эта тенденция экстраполируется и на общественные пространства.
«Москва уже начала называть себя городом-курортом, и история про отдых и туризм становится значительной. В тренде уже не просто парки, а парки с пляжами, не просто жилые комплексы, а дома-курорты», — говорит Окин.
По словам Дениса Смирнова, 10 лет назад в рамках жилых проектов не было такого количества рекреационных пространств, так как главным местом для жизни была личная квартира. Сейчас вектор сместился на общественные территории — появились лобби, благоустроенные дворы и внутриквартальные скверы.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Правило пятое: «медленные города»
Этот тренд вытекает из предыдущего. По словам представителя Группы «Эталон», в Европе и мире сейчас спрос на локальность, замедление темпа жизни. Это приводит к появлению «медленных городов». В России пока один такой пример — Светлогорск, который входит в Ассоциацию медленных городов.
Для включения в ассоциацию необходимо соответствовать установленным требованиям: противостоять однообразию и усреднению, поддерживать производство товаров ручной работы, а также уникальность и замедленный ритм жизни, иметь зеленые и пешеходные зоны и т. д.
«Это интересный тренд, посмотрим, во что он сформируется», — резюмировал Денис Смирнов.