Что это за концепция и в чем ее идея
Термин «15-минутный город» не нов. Впервые проект с подобной идеей предложил проектировщик Кларенс Перри в 1920-х годах при работе с генпланом Нью-Йорка. Он считал, что внутри микрорайона должны быть только внутриквартальные дороги, а магистрали проложены за пределами квартала, который должен иметь собственные парк и школу. Реализовать предложенный Перри концепт удалось не полностью — помешала Великая депрессия.
Сам термин «15-минутного города» появился в 2016 году. Его автором стал адъюнкт-профессор бизнес-школы университета Сорбонны Карлос Морено. «В больших городах чувство времени искажено, потому что мы вынуждены тратить много времени, подстраиваясь под планировки и большие расстояния, — объяснял профессор. — Я хочу предложить концепцию, противоположную современному урбанизму. Идея в том, чтобы города проектировали или перепроектировали так, чтобы у людей в 15-минутной доступности было все, что нужно для комфортной жизни».
Фото: © 66.RU |
---|
Согласно идее Морено, у каждого жителя мегаполиса в четверти часа прогулки от дома должны быть магазины, кафе, поликлиники, детские сады, школы, спортивные организации, парки и даже рабочие места. Речь идет именно о 15 минутах ходьбы пешком или, в крайнем случае, езды на велосипеде, без необходимости использовать автомобиль.
Идея должна не только избавить города от загрязняющих окружающую среду транспортных средств, но и освободить время людей. Больше свободного времени означает меньше трат, ведь человеку не нужна машина или проездной на общественный транспорт. Город также экономит деньги на обновлении дорог и транспортной инфраструктуры, что дает возможность направить их на социальные и культурные задачи.
Концепция помогает и развитию малого и среднего бизнеса и созданию «локальных» брендов — пекарен, кофеен, фитнес-клубов и других организаций, у которых будет стимул открываться в разных частях города, а не только в центре. Это, в свою очередь, позволит создать новые рабочие места для жителей в шаговой доступности.
Фото: © 66.RU |
---|
За разработку концепции «15-минутного города» в 2021 году Морено получил премию Обеля — награду, которую ежегодно присуждают за выдающийся архитектурный вклад.
Как идею «15-минутного города» внедряют в мире
После пандемии (ее ограничения стали стимулом) идею Морено решили воплотить сразу несколько стран. Например, еще на этапе избирательной кампании будущий мэр Парижа Анн Идальго обозначила ключевые направления своей работы, среди которых было развитие в рамках мегаполиса формата 15-минутного города. Упор она сделала на индивидуальную мобильность, и сейчас в Париже нельзя проехать на машине по некоторым улицам, а там, где раньше были магистрали, сегодня открываются новые места для отдыха и развлечений.
Фото: © 66.RU |
---|
Но не все так гладко: идея превращать городские магистрали в пешеходные зоны вызывает недовольство не только автомобильного лобби Парижа, но и части горожан. А вот жители центра, через который проходят эти трассы, идею активно поддерживают.
В рамки «четверти часа» сейчас пытаются вписать не только Париж, но и Берлин, Эдинбург, Сиэтл, Нью-Йорк, Милан, Мадрид, Богота, Шанхай. Все эти города наращивают велосипедную и пешеходную инфраструктуру, создают офисные пространства «по соседству» от домов и меняют розничную торговлю в пользу локальных рынков.
Фото: © 66.RU |
---|
К идее присматривался и канадский город Эдмонтон, но это вызвало переполох в стране. Появился целый ряд теорий заговора. Например, некоторые критики представляли сценарии, в которых движение граждан контролируется с помощью видеонаблюдения, или теории, где людей штрафуют за то, что они покидают свои «15-минутные зоны».
А как в России?
С форматом города «15 минут» сильно перекликались строительные регламенты, которые были актуальны после правления Никиты Хрущева. Согласно им, любой микрорайон должен был включать детский сад, школу, поликлинику, универмаг, аптеку, предприятия торговли и общепита. Зона обслуживания каждого из этих элементов варьировалась от 300 метров до 1,5 километров. Но при этом на работу, как правило, все равно приходилось ездить.
К концепции 15-минутных городов также можно отнести наукограды, которые строились вокруг градообразующих предприятий в советское время. Из современных примеров — Сколково и Иннополис в Казани.
Фото: © 66.RU |
---|
Проект «15-минутного города» пробуют реализовать и в Москве. Правда, называется он программой «Мой район». В рамках ее реализации власти столицы проанализировали, каких объектов не хватает жителям каждого из районов, и начали реконструировать старые парки и кинотеатры, строить школы и детские сады.
Столичная мэрия стимулирует и создание рабочих мест за пределами третьего транспортного кольца. Например, чтобы убрать маятниковую миграцию (ежедневные поездки людей с окраины в центр, на работу) застройщик многоквартирного дома может получить льготу, если построит не только жилье, но и промышленный, офисный, социальный, торговый или спортивный объект, создав при этом новые рабочие места.
Но воплотить идею «15 минут до всего», как это пытаются сделать в столице, возможно далеко не везде и не всегда — для этого нужен план и много места, грамотный подбор коммерческой, социальной, развлекательной составляющих, а также продуманная инфраструктура. Такой подход к градообразованию возможен при поддержке правительства силами нескольких застройщиков, работающих на одной территории. Или при строительстве крупных ЖК, которые занимают целый квартал, а то и район. Но все же обычно строительные компании специализируются на чем-то одном (жилье, офисах и т. д.), а здесь нужно строить все и сразу, не забывая про зеленую зону.
Фото: © 66.RU |
---|
То есть в Екатеринбурге «15-минутный город» невозможен?
Однозначного ответа нет.
Кажется, что воплотить концепцию довольно просто в условиях комплексного освоения территории (КОТ), где можно заранее распределить функциональные зоны таким образом, чтобы они удовлетворяли все требования концепции. Однако, по словам бывшего главного архитектора Екатеринбурга Тимура Абдуллаева, КОТы никак не связаны с «15-минутным городом».
«В первую очередь, «15-минутный город» — это концепция для города существующего. А в новых спальных районах, которые появляются в условиях комплексного освоения территории, априори нет места приложения труда, потому что для его появления на первоначальном этапе нет интереса у бизнеса», — объясняет эксперт.
Фото: © 66.RU |
---|
Тимур Абдуллаев, бывший главный архитектор Екатеринбурга:
— Более того, сейчас в городе идет деиндустриализация и работа с КРТ. Все производства, которые можно вынести из центра, переезжают. А на их площадках появляется жилье. С одной стороны — все классно и правильно. С другой стороны, мне кажется, здесь можно было бы воспроизводить более сложные модели построения города, как это делают в Европе. Там на территории одного района совмещаются жилая, деловая, торговая и рекреационная функции. Такой mixed-use-девелопмент дает устойчивую модель, которая как раз с концепцией «15-минутного города» и созвучна. Но у нас таких примеров нет, а создать искусственно их нельзя. Потому что это не просто история про строительство, а про то, как сгенерировать процесс и интерес к нему со всех сторон: и от властей, и от бизнеса, и от жителей.
Там, где уже давно сформированы участки (то есть на 90% территории города), реализация концепции 15-минутного города тоже маловероятна. Как минимум, переместить рабочие места из центра и распределить их равномерно по микрорайонам вряд ли получится.
Тимур Абдуллаев:
— «15-минутный город» — это история не только про архитектуру и строительство, но и про то, как устроена городская экономика. Для того чтобы концепция прижилась, она должна быть городу органична. История столицы, где девелоперам дают льготы за возведение бизнес-центра вместе с жильем, кажется не совсем жизнеспособной. Ведь на этот бизнес-центр или ТРЦ изначально должен быть запрос со стороны бизнеса, чтобы здание не стояло в дальнейшем пустым. А их, кажется, и не спрашивает никто.
Фото: © 66.RU |
---|
Тем не менее, придерживаясь модного тренда «15-минутного города» в давно сформированных локациях и районах, девелоперы Екатеринбурга стараются максимально обеспечить шаговую доступность для будущих жителей.
Например, ставку на реализацию концепции «15-минутного города» в своих проектах делает «Атлас Девелопмент». В частности, в проекте «Парк Столиц» суммарно появится более 20 тыс. кв. метров коммерческих площадей — в каждом из 10 домов по два этажа отведены под общественные пространства.
Концепция жилой экосистемы подразумевает, что жители получат всю необходимую инфраструктуру в самом комплексе — от продуктового магазина до SPA-процедур. По предварительным данным, когда проект будет полностью завершен, в нем откроются 5–7 ресторанов, три продуктовых магазина, SPA-центр, салон красоты, начальная школа, коворкинг, клиника семейной медицины и многое другое.
Фото: © 66.RU |
---|
В пятнадцатиминутной доступности от ЖК, благодаря давно сложившейся инфраструктуре района Южного автовокзала, уже есть школы, детские сады, медицинские центры, кафе, магазины, торговые центры.
Реклама. ООО "Время недвижимости". atlasgroup.su |