«Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм».
Такими словами когда-то манифестировал поэт Маяковский о появлении смелого авангардного направления. Зародившийся в 1920-е годы, заряженный идеями коммунизма, конструктивизм провозглашал, что отныне искусство должно служить производству и народу.
На самом деле становление этого течения происходило гораздо раньше: в 80-е годы XIX века, когда после отмены крепостного права в России начали массово строить фабрики и заводы, школы и больницы. Новые типы сооружений резко контрастировали с прежними архитектурными изысками: украшенные лепниной и орнаментами здания стали неактуальны. Массовое строительство порождало новые формы — проще и лаконичнее.
Да, вскоре архитекторы начнут массово увлекаться «русским стилем» (яркий пример — храм Христа Спасителя в Москве), но события 1917 года и курс на построение социалистического государства смешают карты.
Революция выдвинет на первый план функциональность и оптимальную организацию пространства для человека нового типа — коммуниста, пролетария. Считалось, что такому строителю социализма нужна обстановка, которая не будет отвлекать ненужной роскошью, а поможет тратить меньше времени на быт.
![]() Фото: 66.RU |
---|
В авангард вышел конструктивизм. Идеологически он полностью отвечал принципам «строителей коммунизма» — брутальный минимализм конструкций, лаконичные геометрические формы, симметрия, логичность отделки, плоская крыша.
Облик фасада отныне был обусловлен не стремлением привнести красоту, а его связью с функциями внутреннего пространства. Как говорил один из лидеров советского конструктивизма Моисей Гинзбург, «архитектура, выражающая нашу новую эпоху, не требует никакого «фасада».
Как Екатеринбург стал музеем под открытым небом
Предпосылок к этому несколько. Сначала, в 1923 году, город стал центром Уральской области. В 1924-м его переименовали в честь революционера Якова Свердлова. Этот жест отразил важность для советской страны уральской промышленности, город стал претендовать на неофициальный статус «третьей пролетарской столицы».
Так как Свердловск стали считать городом будущего, то и архитектура его должна была соответствовать самым актуальным тенденциям. Поэтому именно здесь сложились градостроительные единицы, кварталы и комплексы, построенные в едином стиле. Принципам конструктивизма подчинялись целые улицы новых соцгородов. Так, один из главных архитекторов города, Петр Оранский, продумывая план Уралмаша, прочертил три луча улиц Ильича, Сталина (сейчас проспект Орджоникидзе) и Культуры, восходящие к заводской площади им. Первой Пятилетки. По широким проспектам рабочие стройными рядами шли на завод, объединяющий их, задававший темп жизни.
![]() Фото: 66.RU |
---|
В пояснительной записке к одному из строительных проектов один из ведущих архитекторов-конструктивистов Сигизмунд Домбровский писал: «Создание нового Свердловска решается не как конгломерат построек, случайно поставленных в плане, а как организованный город-комбинат, где расстановка зданий — промышленных, общественных, культурных и жилых — подчинена целевой установке».
Целевая установка в строительстве жилых зданий — «Дом — машина для жилья» — подчинялась принципу, сформулированному французским архитектором Ле Корбюзье, пионером функционализма в архитектуре.
В соответствии с этим убеждением в Екатеринбурге возводились дома-коммуны, которые стали самым ярким практическим воплощением идей конструктивизма. Это самодостаточные комплексы, обитатели которых были избавлены от бытовой рутины, чтобы без остатка посвящать себя строительству социализма. По крайней мере, так планировалось.
![]() Фото: 66.RU |
---|
Кухонь в квартирах не было. Вместо них были столовые, куда жители дома ежемесячно вносили фиксированную сумму. В некоторых коммунах (например, в общежитии для офицеров НКВД в комплексе «Городок чекистов») дневное меню читали по общему радио. Кроме столовых, в таких жилых комплексах были, как правило, предусмотрены детский сад, прачечная, парикмахерская, библиотека, клуб, гимнастические залы. Все эти объекты инфраструктуры соединялись с жилыми корпусами подземными переходами или внешними галереями.
Впрочем, были и совсем нетривиальные решения. Например, разработанные архитектором Моисеем Гинзбургом квартиры-ячейки. Их было несколько типов, но самая распространенная — «ячейка типа F» — представляла собой компактную (33–37 квадратных метров) трехуровневую квартиру. В Екатеринбурге такой проект (жилой комплекс «Дом Уралоблсовета») можно найти по адресу Малышева, 21.
![]() Фото: 66.RU |
---|
Там в трехъярусных квартирах от входа лестница вела в гостиную, а оттуда еще на один уровень выше — в спальню. Соседняя ячейка была схожей по площади, но двухуровневой и уходила не вверх, а вниз. В гостиных высота потолков составляла 3,7 метра, и многие впоследствии использовали это пространство, достраивая антресоли с дополнительными спальными местами. В комнатах были предусмотрены ниши для шкафов и полок: мебель под них проектировали специально.
![]() Фото: 66.RU |
---|
Благодаря такой планировке квартиры получались функциональными. В них даже нашлось место для таких буржуазных излишеств, как туалеты, душевые и крохотные кухонные зоны. Правда, пространство было совершенно не приспособлено для семей с детьми, хотя это вполне соответствовало популярным в то время идеям об «общественном» воспитании.
![]() Фото: 66.RU |
---|
Каким бы ни был дом, во всех квартирах того времени были большие окна и много света: конструктивисты особое внимание уделяли инсоляции и проветриванию, так как это считалось эффективным методом борьбы с туберкулезом.
Так, потихоньку, домами и кварталами архитектура авангарда Свердловска стала внешне более престижной, чем аналогичные по функции постройки в Москве и Ленинграде. Конструктивизм стал градообразующим стилем, комплексная застройка сформировала облик города.
Главные памятники конструктивизма Екатеринбурга
Городок Чекистов
Адрес: Квартал улиц Ленина — Луначарского — Первомайская — Кузнечная
Архитекторы: Иван Антонов и Вениамин Соколов
![]() Фото: 66.RU |
---|
Один из наиболее ярких примеров домов-коммун. В базовой версии квартир нет ни кухонь, ни ванных комнат. При заселении жители городка бесплатно получали основную мебель, базовый набор посуды, постельное белье и даже музыкальные инструменты. Распределяли жилье согласно должностной иерархии НКВД. Например, в 11-этажном общежитии, где позже открыли гостиницу «Исеть», обитали одинокие, малосемейные и командированные из младшего офицерского состава.
![]() Фото: 66.RU |
---|
От общежития крытый переход вел в ДК им. Дзержинского, где были столовая, актовый зал, два кинозала, библиотека, два пионерских клуба, спортивные секции и кружки по интересам для детей и взрослых. С обратной стороны ДК был расположен трехэтажный корпус универмага «Военторг», который до войны обслуживал только жильцов городка по спискам.
Свердловская киностудия
Адрес: пр-т Ленина, 50
Архитектор: Яков Корнфельд
![]() Фото: 66.RU |
---|
Здание клуба изначально строили по заказу профсоюза строителей. Внутри оно делилось на две части: зрелищную и клубную. Здесь были буфет, театр, кинотеатр, различные секции и кружки, а во внутреннем дворе — сквер и игровые площадки для детей.
![]() Фото: 66.RU |
---|
В военные годы в клуб переехала Свердловская киностудия. Интерьеры стали менять, перегородки сносить, а часть окон заложили. В ходе последней реконструкции комплекса, когда здание занял «Сити-центр», были утрачены последние части интерьера 20-х и сквер во внутреннем дворе: его закатали в асфальт для парковки. Фасад здания, к счастью, удалось сохранить в почти не измененном виде.
Дом печати
Адрес: пр-т Ленина, 49
Архитектор: Георгий Голубев
![]() Фото: 66.RU |
---|
Свердловск остро нуждался в типографии для укрепления позиций советской власти. Поэтому в 1926 году в городе появилась организация «Уральский рабочий», а вскоре для нее построили собственное здание — известное сегодня как Дом печати.
Дом печати представлял далекий прообраз современных офисов компаний-гигантов. Здесь были предусмотрены многочисленные комнаты отдыха, «комнаты курильщиков», несколько спортзалов, столовых, буфетов, а также душевые.
![]() Фото: 66.RU |
---|
Ленточное остекление, которое обрамляет фасад по всей длине, стало впоследствии классическим для всего стиля. Но его появление здесь было обусловлено необходимостью: в типографских цехах требовалось хорошее освещение в течение всего дня и возможность проветривать пространство.
Главпочтамт
Адрес: пр-т Ленина, 39
Архитекторы: Константин Соломонов и Вениамин Соколов
![]() Фото: 66.RU |
---|
В этом крупнейшем на Урале комбинате жители впервые могли получить самые разнообразные почтовые услуги: отправить или получить посылку или письмо; воспользоваться междугородним телефоном и подать телеграмму.
![]() Фото: 66.RU |
---|
Но авторы проекта сделали не просто главную свердловскую почту: в здании были устроены помещения детского сада и яслей, радиотеатр на 800 мест, где можно было отдохнуть и послушать последние новости, а также комнаты для кружковой работы, чтобы развиваться и соответствовать гордому званию советского человека, не отходя от рабочего места.
Спортивный комплекс «Динамо»
Адрес: ул. Еремина, 12
Архитектор: Вениамин Соколов
![]() Фото: 66.RU |
---|
Это здание похоже на корабль: остроугольный выступ эркера напоминает нос судна, глухие балконы боковых фасадов — спасательные шлюпки, а надстройка над главным павильоном — строение и контур капитанского мостика. В полукруглом крыле размещалась администрация клуба, раздевалки, гостиница и лекционный зал. В трехэтажном корпусе — хранилище инвентаря, комнаты массажистов, медпункт и душевые, двухэтажный корпус занимал спортзал, а подвале — стрелковый тир. Рядом со зданием располагалась водная станция с площадками для соревнований по прыжкам в воду, бассейнами и детскими купальнями.
![]() Фото: 66.RU |
---|
В 1980-е годы городские власти планировали снести здание ради возведения монумента погибшим в Великой Отечественной войне, но его удалось отстоять. Однако многочисленные перепланировки и неконтролируемые реставрации привели к тому, что сегодня на каждом этаже установлены оконные рамы разного цвета и формы, а большинство интерьеров утрачено.
Будущее конструктивизма
Конструктивизм 20-х годов постигла та же судьба, что и весь советский авангард: сначала его стали травить и высмеивать в фельетонах, а вскоре он и вовсе оказался под запретом. Особенно досталось домам-коммунам. Специальное постановление ЦК ВКП (б) от 16 мая 1930 года «О работе по перестройке быта» обвиняло авторов таких домов в перегибах и извращении социалистических идей. Конструктивизм сменил сталинский ампир, в котором перегибов, видимо, не замечали.
Жителям же уже построенных авангардных домов быстро надоело изо дня в день питаться в столовых и мыться в общих душевых. Они стали покупать примусы, оборудовать в квартирах маленькие кухни, ставить перегородки. Некоторые дома и вовсе закрывали на капремонт, а возвращали с «мещанской» планировкой — с кухнями и ванными.
![]() Фото: 66.RU |
---|
«Тем не менее современная архитектура началась именно с конструктивизма и развивается на заложенных в нем принципах. Это большие пролеты, каркас и свободная планировка, навесные стены и террасы — все то, что в 20-е годы прошлого века предложили авангардисты. И с тех пор проектировать по-другому совершенно невозможно», — говорит известный архитектор уральской столицы Борис Демидов.
Например, конструктивисты ставили перед собой цель использовать любое пространство настолько функционально, насколько это возможно. Они сразу закладывали районы, удобные для жизни и работы. По этому же принципу строится сегодня большинство жилых комплексов в Екатеринбурге. Многие застройщики позиционируют свои проекты как «город в городе», где инфраструктура является не вспомогательным дополнением, а полноценной частью концепции.
![]() Фото: «Атлас Девелопмент» для 66.RU |
---|
Одним из ключевых преимуществ конструктивизма в современной архитектуре является удобство. Жилые комплексы, построенные в этом стиле, имеют оптимальное использование пространства и удобную планировку. Конструктивизм позволяет создавать функциональные и эргономичные интерьеры, где каждая комната и каждый элемент имеют цель и место.
Также у предшественника новый конструктивизм заимствует технологичность и архитектурные решения. Например, окна в новостройках становятся все больше, открывая панорамный вид на город, что тоже в духе классики конструктивизма, хотя проектировщики 20-х преследовали совсем другие цели.
![]() Фото: «Атлас Девелопмент» для 66.RU |
---|
Кроме того, в современных жилых комплексах архитекторы все чаще возвращаются к идее Ле Корбюзье — «Дом — машина для жилья». Так, на первых этажах появляется инфраструктура, необходимая человеку для комфортной жизни. Например, в жилом комплексе «Парк Столиц» на первых этажах заложена единая галерея — это система связи функциональных зон, на которую нанизывается отдых, спорт, торговля, досуг, детские учреждения.
«Получается единая экосистема, где из любой квартиры можно пройти в каждую из этих функций в любом месте комплекса, не выходя на улицу. Такой же принцип применен в конструктивистском комплексе на Ленина, 52–54», — говорит архитектор АБ «Гордеев – Демидов» Борис Демидов.
![]() Фото: «Атлас Девелопмент» для 66.RU |
---|
Единственный недостаток философии домов-коммун для современного человека кроется в необходимости постоянного контакта с соседями. Минус на плюс меняют современные архитекторы, которые создают для жизни уютные дворы, просторные детские площадки и общие гостиные и зоны ресепшен. Они ведут речь уже не о коммуне, а о комьюнити — сообществе соседей, сохраняющих доброжелательную дистанцию и готовых при необходимости поддержать друг друга.
![]() Фото: «Атлас Девелопмент» для 66.RU |
---|