«Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм».
Такими словами когда-то манифестировал поэт Маяковский о появлении смелого авангардного направления. Зародившийся в 1920-е годы, заряженный идеями коммунизма, конструктивизм провозглашал, что отныне искусство должно служить производству и народу.
На самом деле становление этого течения происходило гораздо раньше: в 80-е годы XIX века, когда после отмены крепостного права в России начали массово строить фабрики и заводы, школы и больницы. Новые типы сооружений резко контрастировали с прежними архитектурными изысками: украшенные лепниной и орнаментами здания стали неактуальны. Массовое строительство порождало новые формы — проще и лаконичнее.
Да, вскоре архитекторы начнут массово увлекаться «русским стилем» (яркий пример — храм Христа Спасителя в Москве), но события 1917 года и курс на построение социалистического государства смешают карты.
Революция выдвинет на первый план функциональность и оптимальную организацию пространства для человека нового типа — коммуниста, пролетария. Считалось, что такому строителю социализма нужна обстановка, которая не будет отвлекать ненужной роскошью, а поможет тратить меньше времени на быт.
Фото: 66.RU |
---|
В авангард вышел конструктивизм. Идеологически он полностью отвечал принципам «строителей коммунизма» — брутальный минимализм конструкций, лаконичные геометрические формы, симметрия, логичность отделки, плоская крыша.
Облик фасада отныне был обусловлен не стремлением привнести красоту, а его связью с функциями внутреннего пространства. Как говорил один из лидеров советского конструктивизма Моисей Гинзбург, «архитектура, выражающая нашу новую эпоху, не требует никакого «фасада».
Как Екатеринбург стал музеем под открытым небом
Предпосылок к этому несколько. Сначала, в 1923 году, город стал центром Уральской области. В 1924-м его переименовали в честь революционера Якова Свердлова. Этот жест отразил важность для советской страны уральской промышленности, город стал претендовать на неофициальный статус «третьей пролетарской столицы».
Так как Свердловск стали считать городом будущего, то и архитектура его должна была соответствовать самым актуальным тенденциям. Поэтому именно здесь сложились градостроительные единицы, кварталы и комплексы, построенные в едином стиле. Принципам конструктивизма подчинялись целые улицы новых соцгородов. Так, один из главных архитекторов города, Петр Оранский, продумывая план Уралмаша, прочертил три луча улиц Ильича, Сталина (сейчас проспект Орджоникидзе) и Культуры, восходящие к заводской площади им. Первой Пятилетки. По широким проспектам рабочие стройными рядами шли на завод, объединяющий их, задававший темп жизни.
Фото: 66.RU |
---|
В пояснительной записке к одному из строительных проектов один из ведущих архитекторов-конструктивистов Сигизмунд Домбровский писал: «Создание нового Свердловска решается не как конгломерат построек, случайно поставленных в плане, а как организованный город-комбинат, где расстановка зданий — промышленных, общественных, культурных и жилых — подчинена целевой установке».
Целевая установка в строительстве жилых зданий — «Дом — машина для жилья» — подчинялась принципу, сформулированному французским архитектором Ле Корбюзье, пионером функционализма в архитектуре.
В соответствии с этим убеждением в Екатеринбурге возводились дома-коммуны, которые стали самым ярким практическим воплощением идей конструктивизма. Это самодостаточные комплексы, обитатели которых были избавлены от бытовой рутины, чтобы без остатка посвящать себя строительству социализма. По крайней мере, так планировалось.
Фото: 66.RU |
---|
Кухонь в квартирах не было. Вместо них были столовые, куда жители дома ежемесячно вносили фиксированную сумму. В некоторых коммунах (например, в общежитии для офицеров НКВД в комплексе «Городок чекистов») дневное меню читали по общему радио. Кроме столовых, в таких жилых комплексах были, как правило, предусмотрены детский сад, прачечная, парикмахерская, библиотека, клуб, гимнастические залы. Все эти объекты инфраструктуры соединялись с жилыми корпусами подземными переходами или внешними галереями.
Впрочем, были и совсем нетривиальные решения. Например, разработанные архитектором Моисеем Гинзбургом квартиры-ячейки. Их было несколько типов, но самая распространенная — «ячейка типа F» — представляла собой компактную (33–37 квадратных метров) трехуровневую квартиру. В Екатеринбурге такой проект (жилой комплекс «Дом Уралоблсовета») можно найти по адресу Малышева, 21.
Фото: 66.RU |
---|
Там в трехъярусных квартирах от входа лестница вела в гостиную, а оттуда еще на один уровень выше — в спальню. Соседняя ячейка была схожей по площади, но двухуровневой и уходила не вверх, а вниз. В гостиных высота потолков составляла 3,7 метра, и многие впоследствии использовали это пространство, достраивая антресоли с дополнительными спальными местами. В комнатах были предусмотрены ниши для шкафов и полок: мебель под них проектировали специально.
Фото: 66.RU |
---|
Благодаря такой планировке квартиры получались функциональными. В них даже нашлось место для таких буржуазных излишеств, как туалеты, душевые и крохотные кухонные зоны. Правда, пространство было совершенно не приспособлено для семей с детьми, хотя это вполне соответствовало популярным в то время идеям об «общественном» воспитании.
Фото: 66.RU |
---|
Каким бы ни был дом, во всех квартирах того времени были большие окна и много света: конструктивисты особое внимание уделяли инсоляции и проветриванию, так как это считалось эффективным методом борьбы с туберкулезом.
Так, потихоньку, домами и кварталами архитектура авангарда Свердловска стала внешне более престижной, чем аналогичные по функции постройки в Москве и Ленинграде. Конструктивизм стал градообразующим стилем, комплексная застройка сформировала облик города.
Главные памятники конструктивизма Екатеринбурга
Городок Чекистов
Адрес: Квартал улиц Ленина — Луначарского — Первомайская — Кузнечная
Архитекторы: Иван Антонов и Вениамин Соколов
Фото: 66.RU |
---|
Один из наиболее ярких примеров домов-коммун. В базовой версии квартир нет ни кухонь, ни ванных комнат. При заселении жители городка бесплатно получали основную мебель, базовый набор посуды, постельное белье и даже музыкальные инструменты. Распределяли жилье согласно должностной иерархии НКВД. Например, в 11-этажном общежитии, где позже открыли гостиницу «Исеть», обитали одинокие, малосемейные и командированные из младшего офицерского состава.
Фото: 66.RU |
---|
От общежития крытый переход вел в ДК им. Дзержинского, где были столовая, актовый зал, два кинозала, библиотека, два пионерских клуба, спортивные секции и кружки по интересам для детей и взрослых. С обратной стороны ДК был расположен трехэтажный корпус универмага «Военторг», который до войны обслуживал только жильцов городка по спискам.
Свердловская киностудия
Адрес: пр-т Ленина, 50
Архитектор: Яков Корнфельд
Фото: 66.RU |
---|
Здание клуба изначально строили по заказу профсоюза строителей. Внутри оно делилось на две части: зрелищную и клубную. Здесь были буфет, театр, кинотеатр, различные секции и кружки, а во внутреннем дворе — сквер и игровые площадки для детей.
Фото: 66.RU |
---|
В военные годы в клуб переехала Свердловская киностудия. Интерьеры стали менять, перегородки сносить, а часть окон заложили. В ходе последней реконструкции комплекса, когда здание занял «Сити-центр», были утрачены последние части интерьера 20-х и сквер во внутреннем дворе: его закатали в асфальт для парковки. Фасад здания, к счастью, удалось сохранить в почти не измененном виде.
Дом печати
Адрес: пр-т Ленина, 49
Архитектор: Георгий Голубев
Фото: 66.RU |
---|
Свердловск остро нуждался в типографии для укрепления позиций советской власти. Поэтому в 1926 году в городе появилась организация «Уральский рабочий», а вскоре для нее построили собственное здание — известное сегодня как Дом печати.
Дом печати представлял далекий прообраз современных офисов компаний-гигантов. Здесь были предусмотрены многочисленные комнаты отдыха, «комнаты курильщиков», несколько спортзалов, столовых, буфетов, а также душевые.
Фото: 66.RU |
---|
Ленточное остекление, которое обрамляет фасад по всей длине, стало впоследствии классическим для всего стиля. Но его появление здесь было обусловлено необходимостью: в типографских цехах требовалось хорошее освещение в течение всего дня и возможность проветривать пространство.
Главпочтамт
Адрес: пр-т Ленина, 39
Архитекторы: Константин Соломонов и Вениамин Соколов
Фото: 66.RU |
---|
В этом крупнейшем на Урале комбинате жители впервые могли получить самые разнообразные почтовые услуги: отправить или получить посылку или письмо; воспользоваться междугородним телефоном и подать телеграмму.
Фото: 66.RU |
---|
Но авторы проекта сделали не просто главную свердловскую почту: в здании были устроены помещения детского сада и яслей, радиотеатр на 800 мест, где можно было отдохнуть и послушать последние новости, а также комнаты для кружковой работы, чтобы развиваться и соответствовать гордому званию советского человека, не отходя от рабочего места.
Спортивный комплекс «Динамо»
Адрес: ул. Еремина, 12
Архитектор: Вениамин Соколов
Фото: 66.RU |
---|
Это здание похоже на корабль: остроугольный выступ эркера напоминает нос судна, глухие балконы боковых фасадов — спасательные шлюпки, а надстройка над главным павильоном — строение и контур капитанского мостика. В полукруглом крыле размещалась администрация клуба, раздевалки, гостиница и лекционный зал. В трехэтажном корпусе — хранилище инвентаря, комнаты массажистов, медпункт и душевые, двухэтажный корпус занимал спортзал, а подвале — стрелковый тир. Рядом со зданием располагалась водная станция с площадками для соревнований по прыжкам в воду, бассейнами и детскими купальнями.
Фото: 66.RU |
---|
В 1980-е годы городские власти планировали снести здание ради возведения монумента погибшим в Великой Отечественной войне, но его удалось отстоять. Однако многочисленные перепланировки и неконтролируемые реставрации привели к тому, что сегодня на каждом этаже установлены оконные рамы разного цвета и формы, а большинство интерьеров утрачено.
Будущее конструктивизма
Конструктивизм 20-х годов постигла та же судьба, что и весь советский авангард: сначала его стали травить и высмеивать в фельетонах, а вскоре он и вовсе оказался под запретом. Особенно досталось домам-коммунам. Специальное постановление ЦК ВКП (б) от 16 мая 1930 года «О работе по перестройке быта» обвиняло авторов таких домов в перегибах и извращении социалистических идей. Конструктивизм сменил сталинский ампир, в котором перегибов, видимо, не замечали.
Жителям же уже построенных авангардных домов быстро надоело изо дня в день питаться в столовых и мыться в общих душевых. Они стали покупать примусы, оборудовать в квартирах маленькие кухни, ставить перегородки. Некоторые дома и вовсе закрывали на капремонт, а возвращали с «мещанской» планировкой — с кухнями и ванными.
Фото: 66.RU |
---|
«Тем не менее современная архитектура началась именно с конструктивизма и развивается на заложенных в нем принципах. Это большие пролеты, каркас и свободная планировка, навесные стены и террасы — все то, что в 20-е годы прошлого века предложили авангардисты. И с тех пор проектировать по-другому совершенно невозможно», — говорит известный архитектор уральской столицы Борис Демидов.
Например, конструктивисты ставили перед собой цель использовать любое пространство настолько функционально, насколько это возможно. Они сразу закладывали районы, удобные для жизни и работы. По этому же принципу строится сегодня большинство жилых комплексов в Екатеринбурге. Многие застройщики позиционируют свои проекты как «город в городе», где инфраструктура является не вспомогательным дополнением, а полноценной частью концепции.
Фото: «Атлас Девелопмент» для 66.RU |
---|
Одним из ключевых преимуществ конструктивизма в современной архитектуре является удобство. Жилые комплексы, построенные в этом стиле, имеют оптимальное использование пространства и удобную планировку. Конструктивизм позволяет создавать функциональные и эргономичные интерьеры, где каждая комната и каждый элемент имеют цель и место.
Также у предшественника новый конструктивизм заимствует технологичность и архитектурные решения. Например, окна в новостройках становятся все больше, открывая панорамный вид на город, что тоже в духе классики конструктивизма, хотя проектировщики 20-х преследовали совсем другие цели.
Фото: «Атлас Девелопмент» для 66.RU |
---|
Кроме того, в современных жилых комплексах архитекторы все чаще возвращаются к идее Ле Корбюзье — «Дом — машина для жилья». Так, на первых этажах появляется инфраструктура, необходимая человеку для комфортной жизни. Например, в жилом комплексе «Парк Столиц» на первых этажах заложена единая галерея — это система связи функциональных зон, на которую нанизывается отдых, спорт, торговля, досуг, детские учреждения.
«Получается единая экосистема, где из любой квартиры можно пройти в каждую из этих функций в любом месте комплекса, не выходя на улицу. Такой же принцип применен в конструктивистском комплексе на Ленина, 52–54», — говорит архитектор АБ «Гордеев – Демидов» Борис Демидов.
Фото: «Атлас Девелопмент» для 66.RU |
---|
Единственный недостаток философии домов-коммун для современного человека кроется в необходимости постоянного контакта с соседями. Минус на плюс меняют современные архитекторы, которые создают для жизни уютные дворы, просторные детские площадки и общие гостиные и зоны ресепшен. Они ведут речь уже не о коммуне, а о комьюнити — сообществе соседей, сохраняющих доброжелательную дистанцию и готовых при необходимости поддержать друг друга.
Фото: «Атлас Девелопмент» для 66.RU |
---|