Президент Владимир Путин дополнил федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества». Инициатива касается жилых помещений, которые были изъяты у фигурантов коррупционных преступлений и у тех, кто не смог доказать законность средств, потраченных на их покупку.
Сергей Тимошенко, адвокат:
— Таким образом, во-первых, устанавливается презумпция приобретения жилых помещений на доходы, полученные незаконным путем (обратное следует доказать). Во-вторых, фактически должностные лица становятся специальными субъектами преступлений по умолчанию — физическими лицами, использующими свое должностное положение вопреки законным интересам общества и государства (до тех пор, пока не доказана законность полученных доходов).
Сейчас в стране нет правил реализации недвижимости, поступающей в государственный жилищный фонд. Конфискованные квартиры получают местные власти для передачи гражданам в социальный наем. При этом часть изъятых помещений нельзя передавать муниципалитетам из-за их большой площади или повышенной комфортности.
Теперь такие квартиры будут продавать через аукцион. Его победителем станет тот, кто назовет самую высокую цену. Если недвижимость не выкупят на первых торгах, цена на нее снизится на 5% и будут назначены повторные торги. «В случае, если повторный аукцион признан несостоявшимся, проведение следующего аукциона возможно не ранее чем через шесть месяцев», — уточняется в законе.
«Указанную законодательную инициативу необходимо рассматривать как положительную, поскольку законодатель дает возможность приобретения заинтересованным лицам объектов недвижимости по «прозрачным» правилам оборота, путем конкурентного участия в аукционе» — говорит Анна Жолобова, руководитель практики недвижимости и строительства Коллегии адвокатов «Регионсервис» LL.M.
Дорогой недвижимостью будет считаться та, чья стоимость на вторичном рынке в два раза и более превышает среднюю стоимость жилья по региону.
«Определением показателя средней цены одного квадратного метра общей площади жилого помещения будет заниматься специально уполномоченный орган исполнительной власти, следовательно, нельзя исключать ошибок (злоупотреблений) в таких определениях, а также вызванных такими ошибками (злоупотреблениями) судебных споров», — считает Сергей Тимошенко.
По данным Генпрокуратуры, за последние три года у российских чиновников изъяли имущества почти на 200 млрд рублей: земля, квартиры, автомобили. Дорогостоящая недвижимость либо не использовалась по назначению, либо была предоставлена гражданам по договору социального найма и вызывала не всегда оправданные затраты на эксплуатацию у нанимателей.
Весной 2023 года глава Следственного комитета Александр Бастрыкин предложил забирать у коррупционеров все имущество, а не только нажитое преступным путем. По его мнению, это поможет сдержать коррупцию.