Сейчас лето 2023 года, и даже если иностранные — голландские, канадские, арабские — архитекторы нас безвременно покинули, то в Екатеринбурге всегда была своя сильная школа. Она никуда не делась. Частные и государственные мастерские и бюро способны на красивые, функциональные и прибыльные проекты.
Но где они?
Даже в исторической части города девелопер может построить огромное здание, ориентируясь только на свои финансовые возможности и свой же художественный вкус.
В лучшем случае получается «спорно», в худшем — эстетическое преступление. Только что, буквально вчера, я прошел по улице Чернышевского, застроенной домами прошлого и позапрошлого века. Сегодня там, в центре центра города, провинциальные задворки, токсичное унылое захолустье — новые здания, воткнутые то здесь, то там, все только испортили.
Почему так случилось? Потому что так можно. Потому что охранители либо замотивированы, либо скованы формальностями, либо им просто пофиг.
Фото: Федор Костров, 66.RU |
---|
Сначала улицу лишили геометрической перспективы — с другой стороны Малышева между конструктивистскими домами возник торгово-офисный центр Limerance. Он там как вставная челюсть. Здание выглядит лучше, чем мозаично-кубический «Алатырь» того же девелопера на Московской, но боязнь прямых углов увела архитектора в другую крайность. Мне кажется — возможно, я ошибаюсь, — это какое-то общее проклятие екатеринбургских застройщиков — скругленные контуры и неизменная шишечка, венчающая постройку (без нее заказчик считает здание недоделанным?). На выходе мы получаем типичный капром, который некоторые даже пытаются любить и воспевать.
Фото: Федор Костров, 66.RU |
---|
С другой стороны Чернышевского — два монструозных офисных центра с синими стеклами — кому такое пришло в голову? Билдинг, перелицованный из здания советской застройки на 8 Марта (на первом этаже там KFC), в народе прозвали Дартом Вейдером, наверное, за фронтон, который выглядит так же угрожающе, как его шлем. Симметрично-пугающий новодел превратил небольшую улицу в темный каньон с узкими и кривыми тротуарами.
Фото: Федор Костров, 66.RU |
---|
Позже и как-то супернезаметно на этой улице вырос деловой центр «Дубровин» (Чернышевского раньше была Дубровинской). На мой взгляд, это здание — верх архитектурного бессилия создателей и управленческого пофигизма регуляторов. 13 этажей, подземный паркинг на 120 машин, 342 офиса разной площади, дешевая отделка, унылая коричневая гамма. Девелоперы, опрошенные 66.RU, сказали: «Дубровин» уродует облик Екатеринбурга. По правилам застраивать исторический центр можно с одобрения градостроительного совета. Архитекторы говорят, что «Дубровин» не обсуждали, да и зачем — у градсовета нет рычагов, чтобы заставить девелопера изменить проект. По сути, градостроительные советы города и области не работают, признает бывший главный архитектор Екатеринбурга Михаил Вяткин. К слову, г-н Вяткин сам подписал немало чудовищных капромовских стекляшек, с которыми сейчас ничего не поделать.
Фото: Федор Костров, 66.RU |
---|
Но наш сегодняшний герой — Вячеслав Медведев, бывший совладелец компаний, входящих в корпорацию «Атомстройкомплекс», и один из учредителей «Свердловского инструментального завода» (СИЗ). Говорят, поначалу офисник хотели строить на территории СИЗ, но когда завод вынесли за черту города, промплощадку отдали под жилые дома, а место для коммерческой недвижимости нашли на нечетной стороне Чернышевского.
И ведь это еще не все!
Фото: Федор Костров, 66.RU |
---|
Чуть дальше по улице Медведев начал возводить паркинг для автомобилей — 10 этажей (один подземный), 274 машино-места. Строит его компания «Служба единого заказчика», которой управляет владелец. Понятно, что на такой узкой улице парковка необходима — хорошо, что она там будет. Вопрос тот же — зачем строить в центре Екатеринбурга такое чудовище?! Кто выпустил на волю этого аляповатого монстра? Чья подпись стоит на документе?
Фото: Федор Костров, 66.RU |
---|
Определенно сделать можно намного интереснее. Наглядный пример — гараж областного правительства, построенный в кризис 2008/2009 на соседней улице Добролюбова. Буквально в двух шагах. Он до сих пор выглядит адекватно, с какой стороны ни посмотри. Проектировало гараж бюро «Ин.Форм» Тимура Абдуллаева — бывшего главного архитектора Екатеринбурга. При нем — если помните — город обязал застройщиков согласовывать фасады зданий.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Сейчас эту норму — впоследствии отмененную — решили вернуть. Это прекрасно. Плохо, что паркинг на Чернышевского успел проскочить без согласований, и скоро появится еще одно уродливое желтое здание, которое точно не украсит ни многострадальный квартал на Чернышевского, ни центр Екатеринбурга. Вяткин признает, кстати, что улица вышла неудачной — лучше о ней забыть.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
И правда — вместо системного решения для территории в квадрате Радищева — Малышева и Добролюбова — 8 Марта, из улицы по кусочкам выщелкивали историческую среду. Стоило одному застройщику поставить офисник с синими стеклами, как другой придумывал что-нибудь в том же роде, если не хуже. Когда исполнять законы необязательно, этим сразу начинают пользоваться. Почему им можно, а мне нельзя? Любое отступление от правил тащит за собой следующие, и — бамс! — мы оказались в фавелах. Если нарушителей не бить по рукам, вслед за чувством гармонии они теряют и чувство меры.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Но есть и хорошая новость.
Муниципалитет готовит документ о том, что здания в центре города будут проходить дополнительную экспертизу архитектурного облика. Когда его примут, офисникам вроде «Дубровина» придется перебираться на окраины. И то до времени, потому что в Большом Екатеринбурге окраины станут внутренними пространствами, где вчерашние решения не нужны. Помня об этом, Аркадий Чернецкий в свое время убедил шведов сделать «Мегу» двухэтажной, разместив стоянку автомобилей под магазинами, а не в чистом поле. Когда застройщики дойдут до этого места, торговый центр станет частью городского ландшафта.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Улице Чернышевского трудно чем-то помочь, но другие исторические места в центре города можно уберечь от дикой застройки, если муниципалитет начнет прислушиваться к советам профессионалов. Изобретать ничего не придется — надо только набраться мужества и запустить механизмы, которые сейчас не работают.
Тогда вместо речей накануне 300-летия Екатеринбурга мы сделаем кое-что полезное.