На моей памяти за последние три—пять—восемь лет строительную отрасль хоронили в среднем раз в год. Снижение цен и обрушение стройки — это вообще регулярная повестка. Но этого ни разу так и не случилось.
Фото: архив 66.ru |
---|
Последний раз нас «похоронили» в конце сентября, говоря, что падение продаж после начала спецоперации на 50% — это только начало. Я хочу поблагодарить федеральный Минфин за такие форсированные продажи ноября и декабря. Эта провокация с сообщением о закрытии льготной ипотеки привела к тому, что вся Уральская палата недвижимости работает без выходных и у нас с большой долей вероятности будет рекордное количество сделок до конца года.
У меня нет сомнений, что в каком-то виде субсидированная ипотека с нами останется. Потому что государство за последние годы проделало слишком много работы, для того чтобы стройка стала в РФ доминирующей отраслью. Сегодня стройка и улучшение жилищных условий стали национальной идеей.
Я призываю воздержаться от участия в похоронах стройотрасли. Это снова будет преждевременно.
Все бесконечно говорят, как подорожали квартиры и о том, что это эффект льготной ипотеки. Давайте честно: льготной ипотеки на автомобили не было, а насколько они подорожали? Так что причина точно не в ней.
Пойдем дальше. Почему спрос на квартиры не снизится? Потому что людям больше некуда вкладывать деньги. Нет возможности купить доллары, как это было раньше. При вложении в банк под 8% человек потеряет «всего лишь» 5% в год на инфляции. А есть вариант найти недвижимость в крупном городе. Екатеринбург — центр силы, который притягивает человеческие, финансовые, производственные, логистические ресурсы. И сегодня в качестве средства сбережения альтернатив у квартир и студий в Екатеринбурге не осталось. С этой точки зрения я могу ожидать только увеличение количества инвесторов.
Ну и, наконец, риски. Говоря о снижении цен и объемов, я вспоминаю, что пять лет назад я бы повелся на эту дискуссию, потому что застройщик, у которого нет денег продолжать строительство, попадает в крайне тяжелую ситуацию. И действительно так могло быть, что снижение цены — последний выход, иначе ты столкнешься с просрочкой и обманутыми дольщиками. В Екатеринбурге сейчас сто процентов стройки — это проектное финансирование. Это значит, что у девелоперов есть деньги продолжать стройку независимо от того, есть продажи или нет. Мы обеспечены деньгами крупнейших федеральных банков, за которыми стоит ЦБ. Они финансируют строительство, и невозможно себе представить обрушение глобально выстроенной системы.
Все эти обстоятельства позволяют смотреть на будущее рынка недвижимости с оптимизмом. Да, последние пару месяцев объем вывода новых проектов несколько подсушился, но точно не стал нулевым. У нас миллионы квадратных метров задела, и после Нового года будет вывод новых проектов.
Подводя итоги года, хочу сказать, что те испытания, которые были посланы строительной отрасли, она прошла достойно и, можно сказать, не заметила. Опасения, связанные с санкциями, были напрасны. Уже к лету 2022 года стало понятно, что ничего страшного с нами не произойдет. Местные производители получили серьезную фору, серьезные возможности для развития. Сегодня мы не испытываем затруднений, логистика и производство функционируют.
Реформа, которую мы успешно провели два года назад (введение эскроу-счетов, — прим. ред.), по-прежнему для нас новая, но отрасль полностью адаптировалась. Несмотря на опасения, очень громко звучавшие о том, что половина застройщиков уйдет с рынка, они не оправдались. Екатеринбургские застройщики показали компетентность и готовность работать в этих условиях.
Несмотря на испытания ковидом, испытания этого года, мы входим в новый год с рекордным объемом в строительстве. Это говорит о том, что значимость строительного сектора для экономики города и региона продолжает расти.