Президент Уральской палаты недвижимости Илона Соболева заявила, что еще никогда в истории рынка недвижимости подобной ситуации она не припомнит. «Прогнозы теперь давать невозможно. Любой прогноз — это пальцем в небо. Такой ситуации мы не наблюдали, поэтому сравнить ее даже не с чем», — говорит она.
По словам эксперта, после 24 февраля произошел массовый уход продавцов, а также большое число объектов в новостройках было снято с продаж, что привело к росту цен от 3% до 30% на некоторые жилые дома. На вторичном рынке рост составил 0,3%.
Цена 1 квадратного метра на первичном рынке — около 120 тыс. рублей, на вторичном рынке — около 98 тыс. рублей. До 24 февраля на базе вторичного жилья было выставлено около 3,6 тыс. квартир, затем это число стало быстро снижаться, на 20%. Сегодня в базе Уральской палаты недвижимости выставлено 2,9 тыс. квартир.
«Вопрос, надо ли покупать – не стоит. Жизнь идет, у многих семей выбора нет – им надо покупать. Но каждый должен взвесить свои силы, посчитать, сможет ли оплачивать. Все-таки ипотека под 12% — это не 6% (речь идет о льготной ипотеке — прим. 66.RU). Покупателей стало меньше», — добавила Соболева.
Заместитель председателя Уральского банковского союза Евгений Болотин заявил о снижении выдачи кредитов. В декабре 2021 года в Екатеринбурге было выдано кредитов почти на 19 млрд рублей, в январе 2022 года — на 10 млрд рублей.
«Уже в конце 2021 года Банк России озаботился вопросом льготной ипотеки для разгона стоимости нового жилья. Он говорил, что надо поднять ставки, что произошло до спецоперации на Украине. В этот момент был всплеск спроса. Люди, понимая, что дешевой ипотеки не будет, активно покупали квартиры, — утверждает Болотин. — После начала спецоперации были введены санкции, ситуация в экономике стала непростой. Правительство пытается смягчить воздействия санкций на строителей. В рамках этих мер была введена льготная ипотека под 12%, но пока на короткий срок, чтобы пережить шок в надежде, что все устаканится».
Болотин добавил, что после начала спецоперации те, кто хотел приобрести квартиру в ипотеку, резко отправились подавать заявление, а если ипотека одобрена — покупать квартиру. «Только через 3-4 года узнаем, кто был прав: тот, кто купил, или тот, кто решил переждать момент», — спрогнозировал эксперт.