Несмотря на название должности, главные архитекторы и профильные департаменты муниципалитетов практически не занимаются непосредственно архитектурным обликом ни в одном городе. Чаще всего речь идет о кадастровых и землеустроительных работах, согласовании границ и соответствии новостроек регламентам, но не об эстетических решениях. Мнение главного архитектора носит рекомендательный характер.
Такая система в российских городах сложилась из-за устаревшего закона об архитектурной деятельности, принятого в 1995 году. Когда в начале двухтысячных появился Градостроительный кодекс, тот закон фактически был ему подчинен.
Тем не менее во многих городах чиновники внедрили муниципальную услугу под названием «согласование архитектурно-градостроительного облика объекта». Через некоторое время застройщики начали обращаться в суды с исками о ее незаконности. Они ссылались на статью Градостроительного кодекса, который устанавливает список документов, необходимых для получения разрешительных документов, и понятия «архитектурно-градостроительный облик» в нем не было.
В Екатеринбурге, например, норму отменили в 2020 году. Тогда девелоперы жаловались, что она используется как рычаг давления, чтобы дать преференции одним участникам строительного рынка и заблокировать работу другим.
Недавно федеральный Минстрой опубликовал проект закона об архитектурной деятельности для обсуждений. Новеллы в том числе направлены на повышение роли главных архитекторов муниципальных образований.
Во-первых, главный архитектор должен возглавлять профильный департамент городской администрации. В Екатеринбурге система муниципальной власти устроена иначе: Андрей Молоков (нынешний главный архитектор города) занимает должность заместителя департамента архитектуры.
Во-вторых, Правила землепользования и застройки и проекты планировки территорий хотят согласовывать с главным архитектором. Тот должен будет поставить свою подпись под документами прежде, чем их обнародуют для общественных обсуждений.
В-третьих, главы городов смогут самостоятельно определять, нужно ли отражать в документах требования к архитектуре. Они распространяются на цветовые решения, стройматериалы, объемно-пространственные и архитектурно-стилистические характеристики, влияющие на внешний облик, композицию и силуэт. Пока эта норма обязательна для исторических поселений и городов федерального значения — Москвы, Петербурга и Севастополя.
Начальник Главархитектуры Алексей Храмов считает правильным решение закрепить за муниципалитетом обязанность согласовывать внешний вид новостроек.
Алексей Храмов, начальник департамента архитектуры администрации Екатеринбурга:
— Правильно, что будет закреплен статус главного архитектора. Престиж этой должности необходимо повысить. Сейчас главный архитектор в силу аппаратного положения обладает небольшим авторитетом. Этот человек должен принимать решения и иметь возможность влиять на них как эксперт. Но при этом человек, занимающий должность главного архитектора, должен быть величиной, профессионалом с хорошей репутацией.
Член екатеринбургского градсовета Михаил Вяткин, наоборот, призывает дать архитектору больше свободы при создании проекта. А для этого отдельно прописать, как должны строиться взаимоотношения между архитектором, заказчиком и властью.
Михаил Вяткин, бывший главный архитектор Екатеринбурга:
— Если архитектурную деятельность понимать как творчество, то нужно иметь в виду указ президента об основах культурной политики. В нем сказано, что государство не должно вмешиваться в творческий процесс. Нельзя архитектору говорить, что и как делать. Как нельзя регламентировать произведение писателя или композитора.
Власть может регулировать застройку, если на начальном этапе начнет выдавать архитектурно-планировочное задание — документ, где чиновники «широкими мазками» набросают свои требования к будущему зданию. После этого, по мнению Михаила Вяткина, внешний облик новостройки с мэрией согласовывать не нужно.