Компания «Яндекс» запустила сервис аренды жилья в Екатеринбурге, который превращает консервативный процесс поиска квартиры в IT-услугу, когда можно не видеться с собственником, а контактировать только через приложение. Разработчики считают, что «Яндекс.Аренда» станет альтернативой работе с риелторами или агентством недвижимости.
Агрегатор, который собирает огромный массив пользовательских данных и располагает широкими возможностями дотянуться до каждого, займется продвижением квартиры, поиском квартиросъемщиков, контролем за оформлением договора и переводом оплаты. Зарабатывать компания будет на ежемесячных комиссиях (5% от стоимости) и страховке. Екатеринбург для «Яндекса» — интересный рынок. Здесь доля инвесторов (тех, кто не перепродает недвижимость, а предпочитает получать стабильный пассивный доход, сдавая квартиру) в зависимости от объекта колеблется на уровне 10%—30%.
В «Яндексе» заявляют, что имущество арендодателя защитит страховка. Например, собственник получит компенсацию за испорченную мебель в рамках страхового лимита. Если жильцы не будут платить или внезапно съедут, то страховка покроет до 30 дней аренды и до 30 дней простоя квартиры.
Но это произойдет только в том случае, если владельцы будут сдавать свою недвижимость по ценам, установленным сервисом: студию и «однушку» — не более чем за 20 тыс. рублей, «двушку» — не более чем за 25 тыс. рублей, «трешку» — не более чем за 35 тыс. рублей. Ставки пока ниже среднерыночного уровня.
Еще компания предъявляет базовые требования к арендному жилью: важно, чтобы в квартире не было личных вещей собственника, был минимальный набор мебели и техники, стабильный интернет и кухонный гарнитур.
Арендаторы тоже смогут расчитывать на денежное возмещение, если вдруг окажется, что в квартире, например, не работает канализация или по стенам поползут насекомые.
«Яндекс» уже предпринимал попытки взять под контроль рынок недвижимости Екатеринбурга. В 2016 году поисковик запустил каталог по продаже новостроек, и, по сути, он представлял собой базу объявлений. Но значимым игроком так и не стал.
В этот раз компания занялась не столько информационной услугой, сколько технологией, которая повлияет на привычки пользователей.
Сегодня арендный бизнес в основном находится в серой зоне, собственники редко платят налоги. Большинство квартир сдается через посредников или доски объявлений, а договоры никак не регистрируются. Застройщики считают, что появление сервиса в Екатеринбурге — шаг в направлении цивилизованного рынка, более прозрачного для государства.
— Чем больше этот сервис будет востребован — а в этом у меня нет сомнений, потому что арендаторы захотят заключать сделки максимально быстро и просто, — тем скорее за ними подтянутся арендодатели. Сейчас зачастую люди не успевают дотянуться до собственников, так как объявления перехватывают недобросовестные посредники в надежде оказать якобы информационно-консультационные услуги.
По словам Надежды Абакумовой, прежде всего сервис «Яндекса» — это удар по недобросовестным риелторам, собирающим базу и спекулирующим на ней, — а это самая массовая часть серого рынка.
Как только «Яндекс» станет сильным игроком на этом поле и к нему добавятся, к примеру, продукты от традиционных конкурентов — ЦИАН или «Дом.Клик», требования к стандартам квартир будут ужесточаться. И в итоге это повлияет на инвестиционную стратегию людей, кто покупает недвижимость с целью получения пассивного дохода. А затем, считает Надежда Абакумова, и девелоперам придется предлагать продукт, соответствующий запросам этих IT-компаний.
Для Екатеринбурга это означает, что малогабаритных квартир станет еще больше. Ведь, судя по нынешней тарифной сетке, выгоднее станет сдавать студии или «однушки», чем «двушки», которые стоят вдвое дороже, а доходы от них всего на четверть выше.
Возможно, в будущем «Яндекс» выправит тарифную политику и станет учитывать район и качество квартиры. И тогда, прогнозируют эксперты, на рынке возникнут предложения в категории «эконом», «комфорт» и «бизнес», а у людей появится возможность выбирать арендное жилье по своему кошельку.
Скорее всего, в отдаленной перспективе снимать квартиры станет дороже. Когда-то что-то похожее произошло с такси: сначала компания демпинговала, а после того, как таксомоторные предприятия позаключали договоры с агрегатором и выработалась пользовательская привычка — подняла цены.
С другой стороны, высокие ставки аренды и выход в белую зону привлекут девелоперов, которые захотят строить доходные дома. Нынешние условия с долгими сроками окупаемости (во многом из-за низких ставок) не позволяют инвесторам получить высокий и стабильный денежный поток. В Екатеринбурге в стройке, финансирует которую государственная компания, пока находится один доходный дом.
Риелторы сомневаются в жизнеспособности новой модели, поскольку алгоритм никогда не сможет заменить живого общения, риэлторская услуга — это не только подбор квартир, а в агентство недвижимости приходят за разъяснениями и подсказками.
Президент Уральской палаты недвижимости Илона Соболева отметила, что рынок аренды в Екатеринбурге — стихийный, а разговоры о том, чтобы этот рынок упорядочить, ведутся уже давно, но пока это не приносит результата.
«Чтобы найти квартиру в аренду, человеку нужно пройти семь кругов ада, изучить несколько разных сайтов, сделать массу звонков. Большинство объявлений, которые он увидит — это фейки», — сказала она корреспонденту 66.RU.
— Если новому сервису удастся навести порядок, потребители только вздохнут с облегчением. Но пока мы смотрим на этот сервис с осторожностью. Аналогичные услуги есть и сейчас: многие компании, в том числе и риэлторские предлагают такой сервис, как управление недвижимостью. Получится ли у «Яндекса» полностью заменить все эти компании? Время покажет. Но я пока сомневаюсь. Все-таки рынок недвижимости очень сильно отличается от рынка пассажирских перевозок.
При этом представители риэлторского сообщества, опрошенные 66.RU, признают, что выход любой большой компании с крупным бюджетом и вливание денег в рынок недвижимости только идет ему на пользу.
Порталы по поиску жилья, ссылаясь на корпоративную этику, отказались комментировать действия конкурента.