Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Границы запретных зон Кольцово утвердили частично. Кто будет согласовывать стройки в самой спорной из них

10 марта 2022, 10:02
Границы запретных зон Кольцово утвердили частично. Кто будет согласовывать стройки в самой спорной из них
Фото: архив 66.RU
Основным предметом дискуссий остается угрожающая многим девелоперским проектам седьмая подзона, границы которой достигают центральной части Екатеринбурга.

Российские власти изменили порядок установления границ приаэродромной территории (ПАТ), где существуют ограничения по строительству. Отныне возможности возводить дома в седьмой подзоне, которая вызывала наибольшие вопросы у девелоперов, будут определяться более индивидуально и точечно.

В прошлые годы екатеринбургские застройщики выражали опасения по поводу установления ПАТ в прежних границах. Тогда, по их словам, документ заблокировал бы строительство нескольких миллионов квадратных метров жилья в южной части города. А именно:

  • в Солнечном;
  • в Нижне-Исетском;
  • на Химмаше (часть);
  • на Вторчермете (часть);
  • на Елизавете (часть);
  • на Уктусе Правобережном (часть);
  • в Кольцово (часть);
  • в Новокольцовском (часть).

Считается, что в этих районах уровень шума от самолетов превысит санитарно-эпидемиологические требования.

В январе 2021 года губернатор Евгений Куйвашев отклонил проект ПАТ вокруг аэропорта Кольцово. Проблема оказалась актуальна для всех крупных городов, после чего на федеральном уровне пообещали обсудить методику определения седьмой подзоны.

«Это один из самых острых сдерживающих факторов для крупных городов. Яркий пример — Екатеринбург. Седьмая подзона — шумовая — действительно накладывает ограничения на большое количество земли. Сейчас мы пытаемся найти компромисс между Воздушным и Градостроительным кодексами. Это проблема неувязки двух законов», — объяснял во время визита в Екатеринбург вице-премьер РФ Марат Хуснуллин.

В итоге правительство РФ приняло постановление, позволяющее определить сначала границы первых шести подзон, а уже потом (до 1 января 2025 года) отдельно седьмой. Для екатеринбургского Кольцово границы этих шести подзон уже определены и утверждены. Об этом сказано в приказе Росавиации.

Первая и вторая подзоны связаны с инфраструктурой аэропорта; третья — ограничивает высотное строительство; четвертая — возведение объектов, создающих помехи для систем связи и навигации; пятая — размещение опасных производств. В разной степени туда попадает юго-восточная часть Екатеринбурга, Сысерть, Первоуральск, Арамиль, Белоярский, Заречный, а также Верхнее Дуброво. В шестой подзоне нельзя устраивать фермы, скотобойни, мусорные полигоны и другие объекты, привлекающие птиц.

Границы запретных зон Кольцово утвердили частично. Кто будет согласовывать стройки в самой спорной из них
Фото: 66.RU

«Про седьмую подзону нет никакого понимания. Ее проект нужно будет разрабатывать по новой методике, которая была утверждена Роспотребнадзором в прошлом году. Заказчиком будет выступать аэропорт, но пока нет информации, кто будет подрядчиком для этой работы», — сказал 66.RU собеседник, работающий в строительной сфере.

В пресс-службе Кольцово на момент публикации материала не успели ответить на запрос 66.RU.

Стоит ожидать, что итоговый вариант станет компромиссным по сравнению с тем, из-за которого спорили застройщики и разработчики ПАТ. Любопытно, что, не дожидаясь решения по седьмой подзоне, группа «Эталон» зимой выкупила у компании Forum Group площадку в Солнечном — территорию, на которую, согласно первым редакциям ПАТ, накладывались самые серьезные ограничения. 66.RU отправил вопросы относительно приаэродромной территории в адрес девелопера.

На региональном уровне проект седьмой зоны будет проверять рабочая группа при минстрое. В ее состав вошли 14 человек: министр Михаил Волков, замминистра Максим Пучков, а также представители МинЖКХ, МинАПК, Минтранса, Минпрома и Мининвеста. Рабочая группа будет собирать мнения относительно проекта ПАТ, обсуждать разногласия, чтобы выработать общую позицию по согласованию документа, а также рассматривать заключение органов местного самоуправления с расчетами о суммах ущерба, который потребуется возместить гражданам и юрлицам. Именно эти чиновники будут согласовывать (или нет) все спорные решения, прописанные в проекте седьмой подзоны.

Согласно решению правительства России, если региональные власти не согласятся с границами, вопросом должен заняться Роспотребнадзор. В случае, если и это решение не устроит чиновников, последнее слово останется за правительственной комиссией по транспорту.

Возможно, российские власти предпочтут компромиссный вариант и разрешат строительство домов и социальных объектов в пределах седьмой подзоны. Например, такое решение Роспотребнадзор принял при рассмотрении ПАТ аэропорта в Иркутске в конце 2021 года.

  • ФЗ-135 обязывает аэропорты установить на своих приаэродромных территориях радиусом в 30 километров семь подзон с разными степенями ограничений по использованию в зависимости от близости к взлетно-посадочной полосе. Самой большой по площади является седьмая: с требованиями по шумовому воздействию.
  • Согласно методическим рекомендациям Росавиации, через воздушные гавани должна проходить информация о стройках в пределах приаэродромных территорий: назначение и этажность зданий, описание конструктива, данные об источниках радио- и электромагнитных излучений.
  • Утверждение проекта приаэродромной территории Кольцово затянулось на три года. Даже после 20-кратного сокращения площади седьмой подзоны, связанного с изменением методики подсчета, независимые экспертизы выявили несколько нарушений, в том числе связанных и с по-прежнему необоснованно большим размером ПАТ.