Депутаты Законодательного собрания Свердловской области единогласно поддержали отмену регионального закона о перераспределении градостроительных полномочий. Процесс инициировал губернатор Евгений Куйвашев по просьбе мэра Екатеринбурга Алексея Орлова. Глава региона внес на рассмотрение депутатов проект закона «О перераспределении отдельных полномочий в сфере градостроительной деятельности…».
Согласно документу, с 1 января 2022 года мэрия начнет выдавать разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию жилья, а также согласовывать Генеральный план. На протяжении последних пяти лет эти функции были закреплены за региональным Минстроем.
Областные власти отняли у мэрии ключевые градостроительные полномочия в 2015 году. Постепенно, по мере укрепления взаимоотношений между областью и городом, часть функционала возвращали обратно. Так, муниципалитет получил возможность утверждать Правила землепользования и застройки, принимать решения о развитии застроенных территорий, согласовывать документы по планировке и межеванию территории.
Срок действия того соглашения подходит к концу 31 декабря 2021 года. Поэтому весной региональные чиновники обсудили возможность продлить часть градостроительных полномочий еще на шесть лет. Предыдущий состав парламента принял законопроект 17 июня на одном из последних заседаний. В результате глава региона внес проект, аннулирующий поправки от 17 июня.
Любопытно, что полный контроль над стройками горадминистрация получила, только когда мэром стал Алексей Орлов — давний соратник Евгения Куйвашева. Градоначальник вместе с командой сумел наладить отношения с застройщиками, испортившиеся при Александре Высокинском.
Символическим жестом, демонстрирующим перемирие, стали договоренности девелоперов добровольно согласовывать с чиновниками внешний вид новостроек. Эта процедура присутствовала в Правилах землепользования и застройки, однако в 2020 году Свердловский областной суд ее из документа убрал. Местные застройщики жаловались на то, что в какой-то момент согласование архитектурно-градостроительного облика превратилось в административный барьер и инструмент ручного управления отраслью.