Как рассказал генеральный директор и владелец IT-компании «Коптис» Антон Рычков, изменения на рынке программного обеспечения для разработки градостроительных документов произошли в 2018 году. В федеральном законодательстве появилось понятие ГИСОГД — Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности, а муниципалитеты лишились права самостоятельно выбирать программное обеспечение для учета и разработки градостроительной документации. Это софт, который помогает мэриям оценить, насколько качественно проектировщики выполнили заказ, а в некоторых случаях и отслеживать в режиме онлайн процесс подготовки.
Полномочия по выбору ПО были переданы правительствам регионов.Однако обязанности по подготовке граддокументации и регулированию застройки по-прежнему остались за муниципальными властями.
Теперь региональные чиновники приобретают программное обеспечение, с которым вынуждены работать сотрудники муниципальных администраций. Из-за того, что специалистов, которые разбирались бы в специфике таких продуктов, в региональных органах власти практически нет, зачастую для работы выбирается технически слабое и неудобное в использовании программное обеспечение. Что ведет к низкому качеству разрабатываемой документации — генпланов, правил землепользования и застройки и прочих.
Антон Рычков, генеральный директор и владелец компании «Коптис»:
— Теперь муниципалитеты не могут какую-то техническую составляющую прописывать в своих закупках на градостроительное проектирование: умные технологии, решения, средства контроля качества и прочее. Поэтому сейчас это рынок, на котором кормится огромное количество проходимцев, потому что качество этих документов никак не контролируется, это все проходит по конкурсу, то есть сказать, хороший или плохой градостроительный документ, невозможно. А раньше муниципалитеты имели возможность выбирать софт для подготовки и контроля качества граддокументации, даже американский покупали. Выбирали тот инструментарий, с которым им удобно работать.
Новые нормы, по словам Рычкова, ограничили и конкуренцию на рынке программного обеспечения для разработки градостроительной документации. Теперь архитекторы и градостроители могут использовать только то ПО, что внесено в реестр Национального фонда алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин. В реестре на сегодняшний день только три таких сервиса — это ГИСОГД Московской, Тюменской и Новосибирской областей.
Передача части полномочий региональным властям и требование о включении ПО в реестр, по словам предпринимателя, практически уничтожили рынок.
Антон Рычков, генеральный директор и владелец компании «Коптис»:
— По сути, было введено искусственное ограничение конкуренции, инновационные компании на этот рынок теперь не пропускаются. Но даже если отбросить их, объемы рынка сократились. Если у нас в России 25 тысяч муниципалитетов, каждое из которых раньше занималось цифровизацией градрегулирования, то теперь появилось 82 заказчика — по числу субъектов. Судя по реестру госконтрактов, на всю Россию общий объем рынка — около 200 миллионов, ну пусть 300 млн в год. На таком рынке сильные компании не формируются. К примеру, только у «СКБ Контура» годовой оборот более 18 миллиардов рублей, а тут 300 млн на весь рынок. Поэтому здесь и работают в основном маленькие компании, чахлые.
Курирующий стройку в Екатеринбурге заместитель главы города Рустам Галямов рассказал 66.RU, что внедрение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности никак не сказывается на разработке и принятии градостроительных документов в городе.
Рустам Галямов, заместитель главы Екатеринбурга:
— Никакого специального софта не надо. Есть требования, которые выполняются разработчиками по формату передачи. Все требования выполняются. Проблем никаких не возникало.
Застройщики также не сталкивались со сложностями из-за внедрения новой системы. Так, директор и совладелец компании PRINZIP Геннадий Черных рассказал, что не слышал о такой проблеме.
«В Екатеринбурге такой проблемы не существует, потому что все работы выполняет «Мастерская генплана», — пояснил девелопер.