Инициативная группа уже подала документы в прокуратуру, в уральское отделение Ространснадзора, который сейчас использует здание, в антимонопольную службу и в местное отделение госохраны памятников.
«Минимум чего мы ожидаем, что закупку отменят и сделают нормальную, кроме того, мы хотим добиться того, чтобы была организована встреча с мэром Алексеем Орловым, где можно будет обсудить снос и роль аэропорта для города», — рассказал журналисту 66.RU Алексей Кофман участник движения «Мирные жители», которое пытается спасти здание.
Кроме того, Кофман указал на то, что, по мнению активистов, аэропорт «Уктус» обладает признаками объекта культурного наследия, а значит, сносить его — нельзя. «В случае с ПРОМЭКТом, который тоже обладал признаками, заявка на их признание была подана уже после того, как начался снос, кроме того, это была частная собственность, поэтому было сложнее. Здесь же — государственная, так что мы думаем, что процесс можно остановить», — пояснил Алексей.
Также участники движения говорят о том, что аэровокзал в собственности Ространснадзора, который использует его на условиях оперативного управления, не находится, а значит, он не имеет права сносить здание. Это подтверждает официальный ответ уральского отделения ведомства, который прислали «Мирным жителям».
Общественники утверждают, что сведения об аварийном состоянии аэропорта «Уктус» недостоверны и противоречат акту осмотра, который провели специалисты по запросу Управления госохраны памятников.
Далее они указывают на то, что, по их данным, стоимость аэровокзала сильно занижена. Ространснадзор оценивает здание в 5 872 040 рублей. Кадастровая же стоимость — 139 миллионов. Об этом свидетельствует выписка из ЕГРН.
«В проекте сноса подменён лист с графической частью, который взят из другого проекта и другой закупки. Этот лист не содержит информации о Проекте организации работ по сносу и демонтажу Аэровокзала, а относится к проекту сноса соседних построек», — говорят активисты.
И добавляют, что в документе закупки также недостоверно описано здание аэровокзала, а сведения противоречат друг другу, например, указано, что аэропорт имеет деревянные перекрытия, хотя на самом деле они железобетонные.
Алексей Кофман также отметил, что в проекте сноса отсутствуют сведения об исторической ценности объекта. «Например, на фасаде здания установлена мемориальная доска «Вечная слава авиаторам Уктусского аэропорта, павшим в боях за Советскую Родину в годы Великой Отечественной войны 1941–1945», а в проекте отсутствует информация об обеспечении ее сохранности, соответственно при сносе по такому проекту — ценности будут утеряны», — говорит Кофман.
Сейчас активисты ждут ответа из ведомств и надеются на встречу с Алексеем Орловым. Если спасти от сноса здание не получится, на его месте появится ТЦ «Золотой».
- Аэропорт «Уктус» построили в Свердловске в 1937 году. Он принимал и отправлял самолеты в населенные пункты региона и в другие города — Магнитогорск, Челябинск, Москву, Омск и Иркутск. В середине 50-х дальние рейсы перенесли в Кольцово, а в 1986 году гражданский аэропорт выселили с Уктуса под Арамиль.
- Здание относят к постконструктивизму — короткому временному промежутку с 1932 по 1936 год, который выделил советский историк Селим Хан-Магомедов. Старший научный сотрудник Музея Москвы Александра Селиванова отмечает, что ценность «Уктуса» — в его отличной сохранности, благодаря которой здание можно использовать для любой цели — от открытия музея или детского центра до стилизованного ресторана.
- Общественники несколько раз обращались в Управление госохраны ОКН с просьбой признать аэровокзал объектом культурного наследия. Дважды Управление отказывало, третью заявку ведомство рассматривает в данный момент.
- Первый камень в основание нового ТЦ — несколько «золотых» слитков — заложили в фундамент год назад, в январе 2020-го. Тогда же представили внешний облик ТЦ. Внешним видом ТПУ занимался Владимир Громада, а изначальную концепцию разработало британское бюро Dyer.