Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Тюменская «Страна-Девелопмент» закрыла себе выход на рынок Екатеринбурга. Подробности скандальных торгов

17 августа 2021, 13:50
Аукцион по продаже имущественного комплекса РЖД состоялся только со второго раза. В первый день произошел странный и подозрительный технический сбой, а на следующий день екатеринбургский девелопер предложил за лот рекордную цену. Мы разобрались в сделке и рассказываем, как на самом деле прошли торги.

Самую высокую цену предложила «Синара-Девелопмент»: за 17,5 га земли в центральной части Екатеринбурга компания заплатила 3,8 млрд рублей. Продажа грузовой станции была одним из самых ожидаемых событий и для РЖД, и для местных девелоперов. Как оказалось, аукцион сопровождался рядом конфликтных ситуаций.

Известно, что площадку продали только со второго раза. В первый день, как указано в официальном протоколе, произошли технические неполадки.

Как рассказал 66.RU источник, «дочка» ГК «Страна-Девелопмент» повысила ставку на один шаг, то есть на 116 млн рублей, после чего торги признали состоявшимися. У остальных трех компаний, среди которых «Синара-Девелопмент» и «Брусника», не было технической возможности поучаствовать в торгах: электронная цифровая подпись оказалась недействительной.

Представители компаний после закрытия аукциона решили составить обращение организаторам из «РТС-Тендер», чтобы выразить несогласие с результатами, но специальная вкладка для подобного рода писем просто исчезла с сайта. Получается, формально торги состоялись, есть победитель, и возражений от остальных участников не поступило.

После этого, рассказывает инсайдер, в ситуацию вмешался владелец земли — РЖД. Госкомпания была недовольна зарождающимся скандалом, и решить проблему было для нее принципиальным вопросом.

Пресс-служба РЖД со ссылкой на замдиректора Александра Плутника распространила такое сообщение: «Микрорайон перспективен для жилой и общественно-деловой застройки в соответствии с лучшими практиками формирования комфортной городской среды. Для нас это самая ожидаемая и крупнейшая сделка 2021 года по непрофильному имуществу».

По закону РЖД могли продать Товарный двор напрямую, минуя процедуру торгов, но по внутренним распорядкам компании такие сделки нужно проводить публично. Якобы представители железной дороги поставили ультиматум, смысл которого сводится к следующему: если площадка не отменит результаты аукциона, то госкомпания откажется заключать контракт с победителем. Опасаясь публичного скандала, руководство «РТС-Тендер» аннулировало итоги.

На следующий день торговались только две компании, которые за 55 минут взвинтили цену на 1,5 млрд рублей. Как следует из официального протокола, «Страна» подняла ставку со стартовых 2,3 млрд до 3,7 млрд рублей, «Синара» ответила на это оффером в 3,8 млрд рублей. Двое оставшихся участников просто наблюдали за тем, как растет стоимость имущественного комплекса.

По нашей информации, для «Синары» покупка этой территории было важным моментом. Застройщик рассматривал этот актив как стратегическую инвестицию. Кроме того, известно, что у «Синары» с РЖД давние партнерские бизнес-отношения, касающиеся поставок локомотивов. Поэтому «Страна-Девелопмент», повышая ставку, осознавала, что «Синара» все равно перебьет их предложение.

Сегодня екатеринбургские застройщики уверены, что «Страна-Девелопмент» нажила себе серьезного врага и «Синара», используя свой лоббистский ресурс, попытается закрыть тюменскому застройщику возможность выхода на местный рынок, а также на другие территории, где у холдинга есть влияние.

В пресс-службе «Страны-Девелопмент» отказались комментировать ход аукциона, а также раскрывать планы по освоению площадок в Екатеринбурге. Ранее компания сообщала, что откроет в «Банке Дом.РФ» кредитную линию на 17,5 млрд рублей. Деньги пойдут на покупку новых участков и реализацию проектов в Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге и Тюмени.

Девелоперы называют сумму в 3,8 млрд рублей за 17,5 га в бывшей промзоне завышенной. Нужно учесть, что РЖД продавали имущественный комплекс с правом приоритетного выкупа. Таким образом, в собственность победителя перейдут 63 объекта РЖД — неиспользуемые постройки, железнодорожные пути и мосты. А выкуп земли под ними обойдется еще в 0,5–1 млрд рублей.

Также девелоперу придется приобретать прилегающие участки. Нынешние контуры Товарного двора не позволяют размежевать площадку так, чтобы рационально уместить дома и дороги. Для этого, по подсчетам собеседника, потребуется еще около 700 млн рублей. Таким образом, один гектар земли обойдется девелоперу от 285 до 314 млн рублей.

Кроме того, реально «полезная» площадь, где возможно жилищное строительство, сократится примерно вдвое. «Часть площадей необходимо выделить для продления улицы Героев России в сторону Заречного микрорайона, а также для школы и детского сада. Эти требования обязательно будут прописаны в техзадании при разработке проекта планировки», — рассказывал 66.RU вице-мэр Екатеринбурга по капстроительству Рустам Галямов.

По оценкам городской администрации, на бывшей железнодорожной площадке можно возвести 100–120 тыс. кв. метров жилья. Администрация города предъявит требования к качеству архитектуры и высотности новостроек. Согласно нынешней редакции Генплана, площадка Товарного двора попадает в зону застройки с повышенными архитектурно-художественными требованиями.

UPD. После публикации материала от «РТС-Тендер» пришел ответ, касающийся хода торгов в первый день.

«Торги по данной процедуре проходили штатно. На данную процедуру были поданы заявки от четырех участников, один из участников успешно подал ценовое предложение в ходе торговой сессии, что также подтверждает корректную работу площадки. Остальные участники не приняли участие в торгах по причинам, возникшим на стороне участников: некорректное использование функционала площадки (участники пытались принять участие в торгах, войдя в личный кабинет по логину/паролю, что противоречит требованиям регламентов и инструкций площадки, поскольку для совершения юридически значимых действий на площадке требуется использование квалифицированного сертификата электронной подписи) либо иные проблемы, возникшие на рабочих местах участников, не связанные с функционированием площадки».

Кроме того, представитель «РТС-Тендер» подчеркнул, что на странице закупки прикреплен протокол о переносе аукциона, составленный РЖД.

«О содержании протокола заказчик не обязан информировать оператора ЭТП, соответственно, это не является сообщением площадки «РТС-Тендер». Причины неполадок в нем не сообщаются, на чьей стороне неполадки также не указывается».