— Когда читаешь новости на городских порталах, кажется, что Екатеринбург — уникальный город, где жители постоянно выступают с требованиями учесть их мнение и изменить проекты благоустройства и нового строительства. На самом деле никакой уникальности в этом нет — и в новостях других городов вы прочитаете примерно то же самое.
Вот, например, недавно в Нью-Йорке завершился многолетний спор между жителями и застройщиком, и в результате наконец-то будет реализован проект благоустройства парка ПИРС-55 — кстати, очень хороший, на мой взгляд, проект, но жители его не приняли в изначальной редакции. При этом на Западе процесс взаимодействия жителей с бизнесом и властью стартовал давно, наработана практика ведения таких диалогов. Определены и понятны всем эффективные методики, которые дают возможность изучать потребности граждан; есть понятные и работающие законные механизмы, позволяющие зафиксировать договоренности между бизнесом, жителями и властью и проконтролировать их исполнение.
Фото: предоставлено 66.RU компанией "Атомстройкомплекс" |
---|
У нас пока не набралась критическая масса, необходимая для того, чтобы вовлечение горожан в диалог о развитии среды стало постоянным и регламентированным процессом. По данным опроса ВЦИОМ за 2020 год, подавляющее большинство россиян довольны качеством среды в своих городах, а 80% опрошенных жителей уверены, что их города меняются к лучшему. Тем не менее есть целый ряд предпосылок к тому, что жители с каждым годом все больше включаются в процесс застройки, реновации, благоустройства городов.
Во-первых, этому способствует популяризация урбанистики. Огромные эмоциональные и интеллектуальные силы брошены на то, чтобы тема урбанистики стала поистине народной — как о политике или коронавирусе, о строительстве и благоустройстве в городах сегодня повседневно говорят на дружеских посиделках, демонстрируя свое мнение, осведомленность и заинтересованность в этом вопросе.
Фото: предоставлено 66.RU компанией "Атомстройкомплекс" |
---|
Во-вторых, вовлечению жителей в развитие городов способствует и развитие социальных сетей, возможность людей высказываться там о наболевшем и находить единомышленников.
В-третьих, включению горожан в диалог о развитии среды способствует целенаправленная политика государства: общественные обсуждения, учет мнения населения становится обязательным пунктом для участников реализации национальных приоритетных проектов, федеральных программ.
Я лично и специалисты нашей компании приняли участие в разработке первого российского документа, посвященного систематизации работы с горожанами, — «Стандартов вовлечения горожан в развитие городской среды», которые в прошлом году издал Минстрой РФ. Появление такого масштабного, качественного документа в нашей стране говорит о том, что необходимость учета мнения горожан в застройке и благоустройстве очевидна для всех и будет реализовываться.
Многие из тех методик, что изложены в Стандартах, мы апробировали на проектах «Атомстройкомплекса» и готовы поделиться своими наблюдениями. Какие-то из них хорошо ложатся на наш менталитет, другие требуют адаптации или вообще не подходят для использования в России. Для себя мы выделили четыре уровня вовлечения жителей в работу по модернизации городской среды:
- Информирование — это публикация информации о грядущих преобразованиях территории в СМИ, в соцсетях, на городских порталах. Нельзя считать этот этап проходным — большинство конфликтов начинается именно в пустом информационном поле, от недостатка информации и непонимания жителей, что происходит на территории, где они живут. Помимо информирования нам необходимо проводить просветительскую работу, потому что умение находить информацию — навык, которым должен обладать современный городской житель.
- Kонсультирование — виды работ, связанные с опросами, голосованиями.
- Соучастие — непосредственное вовлечение в проектирование и выбор функционального назначения места.
- Партнерство — все виды краудфандинга, общественного контроля.
Свой опыт вовлечения жителей мы начали с опросов и голосований в интернете. Он имел как позитивные стороны, так и негативные. Плюсы голосований в интернете — это быстро, недорого и относительно легко реализовать, позволяет охватить большую аудиторию. Но главное — опросы в интернете дают возможность выявить локальных активистов на территории.
В России это пока необходимый предварительный этап для старта диалога с жителями, потому что культуры формирования сообществ жителей у нас еще нет. И если застройщик намерен выстроить диалог с жителями той территории, на которую он заходит с проектом, то зачастую ему просто не к кому обратиться. Непонятно, кто здесь активный? С кем обсуждать проект? Если просто повесить объявления и собрать всех неравнодушных — то либо никто не придет, либо придет неорганизованная масса людей, имеющая совершенно разные цели и не имеющая общего, сформулированного, согласованного друг с другом запроса. Опросы в интернете позволяют выявить активистов и далее вести диалог с ними.
Фото: предоставлено 66.RU компанией "Атомстройкомплекс" |
---|
Наши опросы показали, что горожане очень хорошо анализируют свой прошлый опыт, но необъективны относительно своего будущего и, как правило, демонстрируют шаблонное мышление, пересказывая чужие мнения. Например, если спросить людей, что они хотят увидеть на этой территории, то мы получим типовой набор, заимствованный из СМИ, из рекламы, из разговоров с соседями и собственных фантазий о правильном образе жизни: детскую площадку, площадку для выгула собак, спортивные площадки, бесплатный wi-fi. Если же все это реализовать во дворе, то люди им не пользуются.
Вообще, людей очень легко сбить с толку, особенно в интернете, — в результате они «теряют» понимание, что им действительно нужно. В интернет-опросах, к примеру, люди часто переключают внимание с содержания изображения на его качество — то есть по факту голосуют за красивые картинки, не вдумываясь в функциональность проекта. В результате побеждает тот проект, который лучше отрисован, где более привлекательные рендеры. Такие особенности человеческого поведения нужно учитывать при проведении исследований и представлять адекватно поданную, понятную информацию.
Помимо опросов наша команда наработала обширный опыт соучастия: проводили и воркшопы, и презентации, и деловые игры, и полевые исследования — более десятка разных методик, включая модный сегодня тактический урбанизм. Главный вывод относительно методов соучастия — они работают только в ограниченной аудитории, в небольшой группе, где есть возможность слышать каждого. Если есть потребность охватить 100 человек и более — лучше использовать онлайн-площадки. Но тем не менее на наш взгляд, соучастие — это самый интересный и эффективный способ общения с жителями, хотя и самый дорогой, требующий времени и привлечения сторонних экспертов.
На сегодняшний день в нашем портфолио несколько проектов, которые были выполнены при участии жителей. Безусловно, такой подход позволяет сделать проект максимально полезным и функциональным для территории, что повышает его ценность для жителей, они становятся его сторонниками и защитниками. Поэтому мы уверены: выходить на диалог с жителями девелоперам необходимо — особенно если речь идет не об освоении бывших сельхозземель, а о сложившейся территории, где уже сформировались интересы, традиции, потребности.
Главное, чему всем нам предстоит научиться, — это искусство модерации. Пока в России не появится культура формирования сообществ жителей, диалог предстоит выстраивать с неподготовленной, разнородной аудиторией. Часто запросы такой аудитории диаметрально противоположны, а у девелопера нет возможности принять чью-то сторону, потому что он автоматически сразу станет врагом для второй стороны. Нужно учиться выстраивать диалог так, чтобы приходить в нем к компромиссам — и помогать жителям приходить к компромиссным решениям между собой. И, безусловно, нужно отдавать себе отчет, что, заводя диалог с общественностью о своем проекте, нужно быть готовым изменить этот проект — а это требует денег и времени.
Фото: предоставлено 66.RU компанией "Атомстройкомплекс" |
---|
Наш опыт показывает, что горожане могут быть поставщиками интересной информации для профессионалов, для архитекторов. Люди готовы и хотят принимать участие в обсуждении девелоперских проектов, в большинстве случаев горожане могут сформулировать свое мнение, готовы его объяснять и очень рады быть услышанными. Вовлечение жителей в диалог — это долгосрочный источник доверия жителей, это вклад в репутацию и имидж компании, а значит, мы точно будем продолжать эту работу и реализовывать проекты, которые нужны жителям, которые позволят им решить конкретные задачи и повысить качество жизни.