Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Территории депрессии: 8 микрорайонов, развитие которых может остановить запретная зона аэропорта Кольцово

18 марта 2021, 14:26
Если проект примут, то без новых социальных объектов и жилья останутся жители на территории 14,5 тыс. га. Это, как считает главный аналитик Уральской палаты недвижимости, лишит людей выбора при покупке квартир, а в будущем просто законсервирует районы.

По заказу аэропорта Кольцово разработали уже две редакции проекта приаэродромной территории (ПАТ). Самая спорная часть документа (как, впрочем, и у других аэропортов) — седьмая подзона, ведь из-за высоких авиационных шумов в ней запрещено строить социальные объекты и жилье и развивать общественные пространства.

Несмотря на то, что правительство Свердловской области отклонило обе редакции, устанавливать ПАТ все-таки придется — в противном случае аэропорт нарушает требования законодательства. Можно предположить, что следующий вариант документа будет основан на втором, где седьмая подзона растянута на 35 километров и занимает территорию площадью 14,5 тыс. га.

В отличие от первой версии документа, его вторую редакцию нигде публично не представляли и можно было только предполагать, какие районы попадут под жесткие ограничения. 66.RU удалось ознакомиться с последним вариантом проекта ПАТ. В седьмую подзону полностью или частично вошли восемь микрорайонов Екатеринбурга, а также поселок Исток и Косулино.

Строить школы, больницы, детские сады, арены, новое жилье нельзя будет:

  • в Солнечном;
  • в Нижне-Исетском;
  • на Химмаше (часть);
  • на Вторчермете (часть);
  • на Елизавете (часть);
  • на Уктусе Правобережном (часть);
  • в Кольцово (часть);
  • в Новокольцовском (часть).

Подзона заблокирует развитие и благоустройство общественных пространств на площади 1400 га, под ограничения попадет строительство 12 новых детских садов и 13 школ, а также возведение 3,7 млн кв. метров жилья. Как рассказал 66.RU глава аналитической службы Уральской палаты недвижимости (УПН) Михаил Хорьков, это количество жилья превышает текущий объем — на стадии строительства от котлована до конечных стадий сейчас 2,5–2,7 млн кв. метров. По словам эксперта, само по себе сокращение перспективного жилого фонда — не слишком страшная для города вещь. Большая проблема, с которой столкнутся жители Екатеринбурга, — отсутствие выбора жилья внутри районов.

Михаил Хорьков, глава аналитической службы УПН:

Территории депрессии: 8 микрорайонов, развитие которых может остановить запретная зона аэропорта Кольцово

— Для рынка жилья самое критичное — качественное и территориальное разнообразие. Если стройку заморозить, у покупателей будет ограниченный выбор нового жилья в отдельных районах. Это серьезная проблема как для девелоперов, так и для покупателей.

Привыкшие жить в определенном районе, люди не смогут поменять старую квартиру на объект в новостройке и будут вынуждены обращаться ко вторичному рынку. При этом существующий жилой фонд будет только стареть, но не терять в цене, поскольку альтернативы внутри района не будет.

Михаил Хорьков:

— В отдаленной перспективе такие районы начнут деградировать — они перестанут обновляться, туда не будут заходить новые форматы жилья, а значит, и не будут строить современные торговые площади. Строительство жилья тянет за собой развитие смежных отраслей. Если этого не будет происходить, то район будет терять в развитии, терять привлекательность для внешних покупателей. Отсутствие притока извне всегда ведет сначала к консервации, а потом и деградации.

Но, по словам Михаила Хорькова, «законсервированность» жители ощутят лет через десять. Эксперт не исключает, что значительно раньше изменятся нормативы, ограничивающие стройку в седьмой подзоне. Однако уже в ближайшее время, если новые проекты на этих территориях не будут выходить на рынок, возникнет острая проблема выбора.

Как рассказал 66.RU директор по стратегическим коммуникациям холдинга «Аэропорты Регионов» (входит аэропорт Кольцово) Евгений Красиков, седьмая подзона сократилась из-за изменения методики расчетов и оснований сокращать ее еще больше — нет.

«До осени 2019 года размер 7-й подзоны ПАТ определялся исходя из максимального уровня звука. По итогам совещания председатель правительства РФ Дмитрий Медведев поручил Роспотребнадзору изменить методику расчета подзоны — рассчитывать ее исходя из эквивалентного уровня звука авиационного шума для дневного и ночного времени (рассчитывается на основании уровней звука в течение наиболее шумного получаса за измеряемый период времени). Это привело к тому, что размер седьмой подзоны изменился в меньшую сторону. Нынешний проект Кольцово сделан строго в соответствии с требованиями действующего законодательства. Это подтверждено Роспотребнадзором, который согласовал проект. Сейчас нет никаких правовых оснований для изменения проекта ПАТ. Чтобы шла речь об изменении седьмой подзоны, должна быть изменена методика, по которой рассчитывается ее территория. Сегодня таких решений на федеральном уровне нет», — отмечает Евгений Красиков.

  • В 2017 году в Воздушный кодекс РФ внесли изменения, согласно которым для каждого аэропорта должна быть утверждена схема приаэродромной территории (ПАТ). Каждая из семи подзон ПАТ устанавливает определенные ограничения.
  • Утверждение проекта приаэродромной территории Кольцово затянулось на два года. Даже после 20-кратного сокращения седьмой подзоны, связанного с изменением методики подсчета, независимые экспертизы выявили несколько нарушений, в том числе связанных и с необоснованно большой площадью ПАТ.
  • Помимо новой стройки седьмая подзона может тормозить реновацию территорий. Жители ветхих домов, попавшие в седьмую подзону ПАТ, не могут рассчитывать ни на переселение, ни на благоустройство территории в перспективе.
  • В седьмую подзону ПАТ попадает 10,5 тыс. выданных и перспективных участков индивидуального жилищного строительства. Если проект утвердят, то владельцы земли будут вынуждены отказаться от домов.
  • Эксперты видят разные пути решения, в том числе отмену седьмой подзоны полностью. Решить проблему уже пообещал заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин. В ходе визита в Екатеринбург он заявил, что «настроен сделать это в первой половине года».