Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Затраты — 100 тысяч в день». Владимир Коньков поставил невыполнимые условия спасения здания ПРОМЭКТ

25 декабря 2020, 22:24
репортаж
Владелец конструктивистского здания на Декабристов, 20 согласился встретиться с урбанистами, которые пытаются предотвратить снос, но никаких гарантий не дал.

Собственник приговоренного к сносу конструктивистского здания на Декабристов, 20 встретился с архитектором Полиной Ивановой и ее соратниками, которые как раз пытаются его спасти. Переговоры в офисе корпорации «Маяк», продолжавшиеся больше полутора часов, к четким договоренностям не привели. Наоборот, максимально размытые формулировки допускают различные варианты.

«Затраты — 100 тысяч в день». Владимир Коньков поставил невыполнимые условия спасения здания ПРОМЭКТ
Фото: Подписчица группы "Старый добрый Свердловск в соцсети Facebook Ксения Кошелева

Вообще непонятно, почему именно сейчас «Маяк» решился разобрать здание Уральского областного промышленно-экономического и кооперативного техникума (ПРОМЭКТ), используемый с девяностых годов как офисный центр. Две жилые «свечки» с подземной парковкой — это не первый вариант реновации квартала.

Весной 2015 года, когда самым узнаваемым арендатором офисника было кафе-долгожитель «Утка по-пекински» с китайской кухней и красными фонарями в оформлении, ГК «DTGroup Развитие территорий» (руководитель на тот момент — Марина Сухановская — дочь основателя корпорации «Маяк» Владимира Конькова) предлагала возвести там бизнес-центр.

В 2015 году концепция предполагала снос объекта на Декабристов, 20 и строительство БЦ, ориентированного на китайских коммерсантов и российских предпринимателей, работающих с Китаем.

Тогда по какой-то причине задумка не получила развитие. Новая возможность предоставилась через пять лет. В ноябре 2020 года оттуда начали съезжать арендаторы. Участник арх-группы Podelniki Полина Иванова считает, что четырехэтажка представляет историческую ценность, поскольку это один из самых ранних объектов авангарда. И вообще она составляет часть конструктивистского ансамбля.

Для застройщика никакой ценности там нет, кроме 0,65 га земли в центре города под потенциальную застройку. Пожалуй, из-за разницы в мышлении сегодняшняя встреча была обречена.

Владимир Коньков сообщил, что у компании есть все документы для демонтажа и он произойдет в течение четырех месяцев. В ответ на это Полина Иванова предложила сохранить офисник и рассмотреть другие варианты капитализации.

— В европейской части России набирает популярность тема капитализации культурного наследия. Когда архитекторы делают так, что история становится дополнительной ценностью. Вы получите площади, которые будут стоить дороже.

По словам Полины Ивановой, появление новостройки ухудшит качество жизни людей, живущих в соседних кварталах, а цены на их недвижимость упадут.

— И вы предлагаете остановить весь процесс? Но затраты на содержание с нас никто не снимет.

Основным аргументом девелопера был тезис, что здание представляет угрозу для людей: оно саморазрушается, там нет фундамента, по стенам идут трещины, а сети из-за ветхости не выдерживают и рвутся.

— Представьте, что какого-то человека тяжелое заболевание, рак, например. Все понимают, что лечение бесполезно. Есть смысл содержать такого больного? Конечно, из человеколюбия. Но это в итоге бесполезно. То же со зданием: продлевать ему жизнь бесчеловечно и опасно, — привел метафору Владимир Коньков.

Владимир Коньков заявил, что день работы здания стоит для владельца 100 тыс. рублей. А потом представители «Маяка» поставили заведомо невыполнимое условие: здание передадут градозащитникам, если те покроют стоимость эксплуатации. Урбанисты задумались и переспросили, когда истекает оффер. Но смысл уловки как раз в том, чтобы не давать обещаний.

Начальник службы безопасности «Маяка» Алексей Сосновских намекнул, что в альтернативных вариантах они не заинтересованы.

— Есть проект сноса здания, он прошел все экспертизы и согласования. Есть предписание МЧС. Администрация нас уведомила, что знает о сносе. Здание построено в стиле Шанхая: кто-то что-то возвел, потом другой что-то пристроил.

Тем не менее активисты попросили время до конца января, чтобы сформулировать новую концепцию.

— Можете ли вы до начала демонтажа, если он не начнется в новогодние праздники, рассмотреть альтернативный вариант реализации? Я не говорю, что нужно мумифицировать это здание. Я говорю о том, чтобы посмотреть другую экономическую модель. Это будет сделано бесплатно.

— Мы открыты для диалога. Направляйте свои предложения. А вообще, — сказал Алексей Сосновских, обращаясь к Полине Ивановой, — вы не видели бумаг, но начинаете выступать в СМИ. Есть основания для иска о защите чести и достоинства. Сейчас многие обсуждают, что «Маяк» что-то сносит и, возможно, незаконно. Для нас это удар по репутации.

— Мы пришли и надеемся, что вы проявите добрую волю, и мы за месяц подготовим исследование, как можно использовать здание. Если вам не понравится, то у вас на руках будут неоспоримые аргументы своей правоты. Мол, даже общественники не смогли ничего поделать.

— У вас в голове есть картинка, что это здание — памятник. Вы это выдумали и считаете, что с этим должны все согласиться.

Дальше в разговор вступил Владимир Коньков. Он еще раз подчеркнул, что у офисника нет будущего.

— Наверное, можно его снести и заново воссоздать в прежнем виде.

— И вы на это готовы пойти?

— Почему нет, если это будет экономически выгодно.

— Но моя концепция как раз строится на оригинальности здания, на том, что стены созданы в 30-е годы. Это как торговля антиквариатом. Антикварная вещь стоит дороже, чем то, что сделано сейчас и что можно бесконечное число раз воспроизвести.

— Но там нет ничего ценного — ни кирпичей, ни лепнины…

Владимир Коньков попытался перевести фокус внимания на другие объекты.

— У нас в собственности есть два настоящих памятника архитектуры: на Царской — Первомайской и на Чапаева. Давайте вы свои таланты направите туда? Не тратьте время попусту.

— Памятники архитектуры — это то, что вы и так обязаны сохранить по закону, а тут — неоднозначная ситуация. В Екатеринбург люди едут посмотреть на конструктивизм. Вы знаете о Белой башне, гостинице Исеть. Ваш объект может стать из их числа.

За полтора часа диалог так и не сдвинулся с зацикленного: «вы дадите нам месяц?» — «мы не обещаем», а после резко вырулил к завершению. На очередной вопрос Полины Ивановой, можно ли получить поэтажный план здания и желаемые технико-экономические показатели (это нужно для альтернативного проекта), один из участников встречи со стороны «Маяка» вовсе сократил сроки работы до двух дней.

— Выслушав вас, мы понимаем, что сейчас концепции нет, кто будет ее делать, мы не знаем, и что на это нужен месяц. Вы знаете общую площадь здания — 11 500 кв.метров, вы знаете территориальное расположение, сильные и слабые стороны. Базовую концепцию можно набросать за пару дней, если понимать, чем ты занимаешься. Больше и не требуется.