Заводы — основа Компрессорного, история которого начинается в 1920-е годы. Тогда на территории будущего поселка и прилегающих окрестностях существовали небольшие производства: торфоразработки, лесоразработки и добыча смолы.
Недалеко от въезда в Компрессорный есть автобусная остановка «Октябрьская», примерно там располагалось управление Карасьозерского торфопредприятия. Добытый на производстве торф транспортировался по железной дороге со станции «Исток», которая находится недалеко от современного въезда в микрорайон. Именно там, в районе железнодорожной станции, и появились первые дома для рабочих — сотрудников ремонтной базы «Уралоблдортранс».
В 1930-х годах на том месте, где сейчас находится проходная Уральского компрессорного завода, появился завод дорожного машиностроения «Дормаш», который должен был обеспечивать строительство шоссейных дорог на Урале, оснащенных соответствующей техникой — грейдерами, снегоочистителями, гудронаторами. Рабочий поселок начал расти. Рядом с землянками стали появляться бараки и деревянные дома.
В начале Великой Отечественной войны на «Дормаш» эвакуировали коллективы и оборудование одноименного Смоленского завода и Воронежского завода им. Коминтерна. Завод переименовали в «военный завод № 760» и стали производить там оружие для фронта: минометы, гранаты.
Именно здесь выпускались знаменитые «катюши». По некоторым данным, каждая пятая «катюша» в Советском Союзе была сделана в цехах этого предприятия. В память об этом на территории предприятия установлен монумент.
В 1944 году заводу наряду с выпуском минометного вооружения поручили освоить производство аэродромных компрессорных станций для заправки сжатым воздухом систем боевых самолетов. Начало серийного производства этих станций в 1945 году явилось базой для последующей специализации завода, переименованного после войны в «Уральский компрессорный завод». Сегодня он ориентирован в основном на выпуск гражданской продукции.
К концу 1940-х годов в микрорайоне было более 30 деревянных домов, но район вряд ли можно было назвать благоустроенным, хотя тут уже были школа, больница, два колодца. Первый шлакоблочный дом с центральным отоплением здесь начали строить только в 1948 году.
Фото: 66.RU |
---|
В Компрессорном до сих пор сохранились старые дома, построенные еще в 50-х |
К 1953 году на базе Уральского компрессорного завода организуют специализированное конструкторское бюро по разработке и опытному производству наземной ракетной техники для сухопутных войск и военно-морского флота. Через год бюро станет самостоятельным предприятием СКБ-203 и начнет строить собственные цеха и жилье, постепенно образуя в Компрессорном второе промышленное предприятие — ныне научно-производственное предприятие «Старт».
Примерно тогда же в районе появляется школа-интернат № 12 (ныне это школа № 71), которая на протяжении долгих лет она считалась если не лучшим, то одним из лучших учебных заведений Свердловска. Дети здесь не просто учились, а жили в течение всей рабочей недели. Сегодня школа занимает только одно здание, но раньше интернат располагался и в соседнем корпусе, который сейчас отведен под травматологическую больницу № 36.
Фото: 66.RU |
---|
Вслед за школой на территории микрорайона появляются почтовое отделение № 7, поликлиника, музыкальная школа, детские сады, дом культуры, котельные. Для организации холодного водоснабжения были сделаны две скважины с артезианской водой, которые на протяжении долгого времени были неоспоримым достоинством микрорайона — воду здесь можно было пить из-под крана. Создание и развитие этих объектов инфраструктуры взяли на себя тогда заводы, чьи работники и были основными жителями района.
Высотные дома на месте старых бараков здесь начали появляться только в 90-е. Сегодня на двух десятках улиц района, большинство из которых носит «прибалтийские» имена, значительную часть домов составляют пятиэтажные брежневки и хрущевки. Но есть и новостройки. Например, ЖК «Хрустальные ключи», который строит «Группа ЛСР».
Согласно Генеральному плану развития Екатеринбурга до 2025 года, Компрессорный является одним из главных векторов городской застройки. В ближайшее время там появится не только новое жилье, но и несколько дорожных развязок, которые упростят выезд из микрорайона. Например, здесь построят новую магистраль, которой уже дали название «Русский проспект». Она станет продолжением улицы Латвийской и соединит Тюменский и Новокольцовский тракты.