Члены комиссии по городскому хозяйству гордумы Екатеринбурга обратились к губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву с просьбой сохранить финансирование муниципальной программы замены лифтов. «Сегодня две тысячи лифтов в наших подъездах изношены, проработали уже больше положенного срока в 25 лет и нуждаются в замене. Пользоваться такими лифтами опасно для жизни и здоровья», — написал в соцсетях депутат Алексей Вихарев.
Из программы на 2021 год изъяли 50 млн рублей. На этом настояла глава регионального минфина Галина Кулаченко, сославшись на дефицит доходов. Дело в том, что в бюджете на 2020 год на замену лифтов закладывали 180 млн рублей. Из-за кризиса финансирование снизили на 30 млн. В областном правительстве обещали компенсировать сумму в следующем году. Однако этого не произойдет.
Годовую смету программы формируют из областного и муниципального бюджетов в равных долях, а также из средств собственников жилья. Согласно бюджету на 2021-й, из региональной казны выделят только 162 млн рублей. Соответственно, еще столько же даст город, плюс средства собственников жилья. Общая сумма — около 400 млн рублей. Этого, как несложно посчитать, хватит на замену менее 200 лифтов. Еще часть по другой программе меняет Фонд капремонта, «но у них там свои сроки», уточнил депутат гордумы, совладелец управляющей компании «Ардо» Дмитрий Николаев.
Как он пояснил 66.RU, если область недодаст 50 млн, то такую же сумму программа недополучит из городского бюджета. Итого — 100 млн рублей. Замена одного подъемника стоит от 2,1 до 2,5 млн рублей, стоимость конкретного оборудования зависит от этажности жилого дома. Таким образом, за 100 млн в городе можно было бы заменить более 40 лифтов.
По подсчетам Алексея Вихарева, каждый год в Екатеринбурге необходимо менять не менее 430 лифтов, иначе в 2025-м их придется остановить и вывести из эксплуатации. «Тогда 220 тысяч жителей могут оказаться в крайне неприятной ситуации», — констатировал депутат.
Возможность эксплуатации лифтов определяет технический регламент Таможенного союза. Он вступил в силу в 2013 году, но после этого по нему несколько раз давали отсрочку. То есть четко работающего механизма, по которому определяется срок окончания службы подъемников, пока нет.
В условиях недофинансирования оплатить замену теоретически могут сами жильцы, приняв соответствующее решение на общем собрании. Тогда управляющая компания организует дополнительный сбор либо берет деньги из сформированных ранее накоплений из средств собственников. Подобные случаи, по словам депутата Николаева, в Екатеринбурге были. Еще один путь — взять кредит на замену лифтов. Но при любом из перечисленных вариантов можно не рассчитывать на последующую компенсацию затрат из бюджета. Такого механизма просто не существует.