Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Почему я обманывал людей, когда назвал Широкую Речку самым перспективным районом

7 октября 2020, 15:00
Колонка
Почему я обманывал людей, когда назвал Широкую Речку самым перспективным районом
Фото: Настя Кеда, 66.RU
Бывший редактор раздела «Недвижимость» на 66.RU — о том, как обещания шестилетней давности начинают воплощаться только сейчас.

В 2014 году я назвал екатеринбургский район Широкая Речка самым перспективным в городе. Я тогда вел раздел «Недвижимость» на 66.RU. Воспользовался этим и опубликовал материал, на долгое время ставший программным для нашей редакционной политики. В нем я, уверовавший в сумасшедшие перспективы этой городской окраины, описал их во всей красе. Готовя публикации о недвижимости и строительстве в Екатеринбурге, я много разговаривал с главами строительных компаний, сравнивал планы развития города и разные районы застройки и знал все их плюсы и минусы. Было очевидно: более перспективного района, чем Широкая Речка, в Екатеринбурге нет.

Доказательства были настолько нерушимыми, что я сам купил здесь квартиру. Сейчас я изложу их, а потом объясню, что с ними оказалось не так и почему я был не прав. И когда это выяснилось.

  1. Только здесь оставался недостроенным фрагмент ЕКАД. Когда он будет достроен (на тот момент сдача была запланирована на 16 декабря 2016 года, смешно вспомнить), транспортная доступность района улучшится в разы. Рынок заметит это, и цены на жилье на Широкой Речке скакнут вверх.
  2. Улицу Краснолесья продолжат до Широкой Речки, соединив район с Академическим.
  3. За Широкой Речкой находится масштабный проект застройки «Медный 2». Когда достроят ЕКАД, строители возьмутся за него, и Широкая Речка автоматически получит толчок в развитии.
  4. У района нет единого генерального девелопера, земля здесь принадлежит большому количеству разных компаний. Это значит, что скорость строительства регулирует не ленд-лорд, а рынок и платежеспособный спрос. А застройщики вынуждены бороться за покупателя ценой и качеством возводимого ими жилья.

Эти и еще несколько аргументов приводили меня к выводу о том, что Широкая Речка — самый перспективный район из всех, что застраиваются сейчас в Екатеринбурге. Глава компании, которая строит проект «Солнечный», хитро щурясь, спрашивал моего директора: «Какую скидку на квартиру твоему Артему дали за такую публикацию?» (никаких скидок ни за какие свои публикации я никогда не получал, если что).

Эта публикация вышла 4 марта 2014 года. Ровно через две недели, 18 марта, все переменилось. Все мои аргументы превратились в тыкву. Потому что и у города, и у области, и у страны в целом резко закончились деньги на развитие Широких Речек.

Географ-экономист Наталья Зубаревич на примере проекта «Крымский мост» рассказывала, почему в стране #ДенегНетНоВыДержитесь, а я слушал ее и понимал, что все, что она рассказывает, — это про самый перспективный район Екатеринбурга. Это про дороги, построенные по системе софинансирования из местного и федерального бюджетов. Трамвайную ветку. Новый детский сад взамен старенького на краю поселка. Инженерные сети, которые позволят застройщикам предлагать все больше жилья.

Развитие резко встало. И все, что происходило в районе последующие несколько лет, случалось, скорее, по инерции. Сперва кратко:

  1. ЕКАД еще не достроен (хотя с Широкой Речки на него уже можно выбраться в сторону Московского тракта и даже доехать до того же «Солнечного»);
  2. улицу Краснолесья достроили только в 2020 году;
  3. проект «Медный 2» заморожен.

Это — о том, насколько отодвинулось развитие всех Широких Речек страны. А пункт 2 — о том, что только сейчас наконец-то начинаем выкарабкиваться.

Но самый интересный аргумент 2014 года — № 4. Он подразумевал, что отсутствие единого застройщика не исключает общего интереса городских властей к территории. Иными словами, если застройщикам других территорий комплексного развития приходится лоббировать финансирование строительства дорог и социальных объектов, то в случае Широкой Речки в этом априори должны быть заинтересованы власти. Потому что это стимулирует строительство жилья. А у властей есть совершенно конкретные ежегодные планы по строительству жилья, эти планы им ставят более высокие власти.

Почему я обманывал людей, когда назвал Широкую Речку самым перспективным районом
Фото: официальная документация проекта

На этом фрагменте проекта планировки Широкой Речки выделены зоны, которые будут застраиваться в ближайшее время или застраиваются уже сейчас

На деле оказалось, что власть сама по себе никак не заинтересована в развитии территорий. Ей всегда удобнее дождаться инициативы застройщиков — они и землю выделят под садик, и проект сделают за свои деньги, и дороги нарисуют. А самое главное — пролоббируют эти проекты на всех уровнях власти и выбьют финансирование.

Широкая Речка в 2014 году была лишена такого удовольствия, как лоббирование интересов территории. Единственное, что появилось в районе, кроме жилья, — образовательный центр (школа и садик под одной крышей) в Мичуринском, строительство которого удалось продавить Владимиру Крицкому (генеральный директор «ЛСР. Недвижимость — Урал», который до этого был вице-мэром Екатеринбурга по капитальному строительству, а затем совмещал руководство компанией с работой в гордуме и по привычке не чурался резких высказываний в адрес коллег о недостаточном внимании администрации к этой территории). Плюс еще один, в целом похожий образовательный центр, который строится сейчас.

Ситуация начала меняться, только став критической. В 2020 году, например, район разросся настолько, что мест в школе (а она там одна) стало не хватать. В городской администрации приняли решение — предоставлять родителям будущих первоклассников на выбор несколько школ в округе. В список попало несколько школ в Академическом — это стало волшебным пенделем для строительства дороги, соединившей два района.

В том же 2020 году городская администрация наконец свела воедино все планировочные документы по развитию района, и оказалось, что Широкая Речка — самая большая территория для застройки в Екатеринбурге. И только сейчас, через шесть лет после первых попыток организовать ее развитие, появились реальные результаты.

Почему я обманывал людей, когда назвал Широкую Речку самым перспективным районом
Фото: официальная документация проекта

Так выглядит район в абсолютных цифрах в сравнении по площади с другими проектами комплексной застройки

Сейчас на Широкой Речке, по сути, четыре больших проекта застройки, два из которых — «Меридиан» и «Мичуринский» — реализует «Группа ЛСР». Только к этому моменту карты сложились именно таким образом, что территория получит новый толчок в развитии. Во всяком случае, я в это верю.

Почему я обманывал людей, когда назвал Широкую Речку самым перспективным районом
Фото: официальная документация проекта

Стыдно ли мне за свою публикацию 2014 года? Нет. Я был искренен и никак не мог предугадать столь резких изменений в макроэкономике.

Уеду ли я с Широкой Речки? Тоже нет. Я наконец-то вижу пристальное внимание властей к этому району. Знаю, как поднаторели местные жители в обращениях в различные инстанции, пока городской администрации не было дела до этой территории.