Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Из леса вырос образцово-показательный район. Как строители Втузгородка испытывали новые технологии

20 августа 2020, 13:31
Из леса вырос образцово-показательный район. Как строители Втузгородка испытывали новые технологии
Фото: Григорий Постников, 66.RU
В середине прошлого века в строительной отрасли произошла настоящая революция: начали возводить типовые многоэтажки. Это решало две задачи: удешевляло работы и улучшало жилищные условия жителей Свердловска.

Во Втузгородке начинается комплексное обновление жилого фонда. Район, где в середине прошлого века испытывали строительные технологии и на месте бараков построили типовое жилье, спустя 70 лет местами устарел.

Эту публикацию мы подготовили совместно с «Атомстройкомплексом».

А в конце XIX века на территории нынешнего Втузгородка только-только появилось кладбище и велись активные работы по прокладке железной дороги. Там, где сейчас находится современная станция Шарташ, располагался конечный пункт тюменского направления — станция Екатеринбург II. Позже построили ветку вдоль улицы Восточной, соединившую Екатеринбург II и Екатеринбург I (сегодняшний Старый вокзал) Горонозаводской железной дороги.

На рубеже веков численность Екатеринбурга превысила 40 тыс. человек и встал вопрос о расширении границ города. В 1910-х годах местные власти запроектировали на восточной окраине строительство студенческого городка. Так что уличная сетка современного Втузгородка была сформирована еще тогда, до революции.

К двадцатым годам во Втузгородке появились учебные корпуса Политехнического института, деревянные дома и цеха военного завода с юга, баня и пожарно-техническое училище с севера, а дальше на восток — сплошной лес.

Принято считать, что существуют два Втузгородка: парадный и экспериментальный. Парадный расположен вдоль проспекта Ленина, начинается с университетского городка и уходит в сторону центра. В 50-е годы там развернулась грандиозная стройка, ставшая «лебединой песней» сталинской неоклассики.

В 1955 году выходит постановление ЦК КПСС «Об излишествах в архитектуре», которое на 180 градусов развернуло вектор в проектировании. Из-за этого некоторые проекты вовсе не реализовались. Например, возле железнодорожного моста на Восточной планировали построить Дворец молодежи, но в том месте в итоге не случилось.

Одними из последних примеров зданий эпохи советского монументального классицизма явились Генеральский дом и Уральский политехникум, ставший для того поколения синонимом неэффективности расходования денег.

Здание на Ленина, 60 строилось военнопленными из 3140-го лагерного управления, чтобы обеспечить квартирами сотрудников НКВД. Поэтому его начали называть «Генеральский дом». Позже улица, на которой он стоит, сменила название с Шарташского проезда на Генеральскую.

Из леса вырос образцово-показательный район. Как строители Втузгородка испытывали новые технологии
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Второй объект — Политехникум — критиковали за большое количество лишних элементов. «Главный фасад должны украсить восемнадцать колонн диаметром более метра и высотой в три этажа. Боковые фасады должны быть «облагороженными» многочисленными полуколоннами, пилястрами и портиками. Архитектор дошел до того, что полуколонны запроектировал даже на заднем фасаде», — писала тогда газета «Вечерний Свердловск».

К тому же ситуацию осложняло то, что строительная индустрия не была способна «переварить» такой объем. Одновременно строился Центральный стадион, ДК ВИЗ, на стройплощадку просто не успевали вовремя подвозить кирпичи и цемент.

Из леса вырос образцово-показательный район. Как строители Втузгородка испытывали новые технологии
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Тем не менее сотрудники «Треста Уралтяжтрубстрой» для ускорения работ внедрили передовой поточно-комплексный метод. Дело в том, что для Политехникума строился не только учебный корпус, но и одновременно общежитие и 100-квартирный дом. Бригада работала над котлованом и уходила на следующий объект, их место тут же занимали каменщики для устройства фундамента и так далее. Но все понимали, что кирпичное строительство исчерпало свой ресурс.

Есть и другой Втузгородок, ставший полигоном для обкатки строительных технологий и новых стройматериалов. Своеобразной экспериментальной лабораторией руководил Андрей Глинский, директор областной Опытной станции рационального строительства («Опытстрой»). Предприятию выделили огромный квартал в границах Малышева — отвод железной дороги — Первомайская — Генеральская, где из диатомитового кирпича было построено несколько небольших домов коттеджного типа.

Из них сохранился только многоквартирник по адресу Генеральская, 15 в стилистике конструктивизма. Первоначально дом хотели возвести за три недели из 770 блоков, но стройка растянулась почти на три месяца. Его сдали к концу 1929 года, но не двухподъездным, как задумывалось в проекте, а одноподъездным на восемь квартир. Каждый элемент был изготовлен из материала, который применялся впервые: панели перекрытия — из торфобетона, полы — из ксилолита, перегородки — из фибролита (ДСП, ДВП).

Дом имел крышу ванного типа: вода собиралась на кровле, а потом по трубам сливалась в квартиры.

Из леса вырос образцово-показательный район. Как строители Втузгородка испытывали новые технологии
Фото: Григорий Постников, 66.RU

За годы эксплуатации строители реконструировали здание до неузнаваемости: укрепили фундамент, покрыли фасад толстым слоем штукатурки, пристроили мансардный этаж.

Это здание стало первым крупноблочным строением на Урале. Через два десятка лет такая технология вытеснила кирпичное домостроение и предопределила практику типовой застройки вплоть до распада Советского Союза.

В послевоенные годы стройка эволюционировала в сторону упрощения, что было обусловлено исключительно экономическими факторами. В 50–60-е годы пошел резкий рост города. Чтобы обеспечить жильем новое население, начальникам того времени нужно было срочно внедрять недорогую технологию в угоду быстрому строительству и снижению трудозатрат. А от архитекторов требовали разработки проектов идеальной жилой ячейки, основанных на этих принципах.

Задание на застройку 25-го квартала (Ленина — Генеральская — Малышева — Гагарина) получил «Стройтрест-33», который до этого специализировался на объектах промышленного назначения и социальных объектах. Предприятие, например, занималось реконструкцией главных театров города — Оперного, ТЮЗа, Музкомедии и Драмтеатра, а после войны приступило к возведению жилья.

Стройки в 25-м квартале должны были стать образцово-показательными как с точки зрения сроков, так и с точки зрения организации работ. В 1957 году «Стройтрест-33» сдал в эксплуатацию здание пятирядной разрезки, где каждый этаж состоял из пяти блоков.

Из леса вырос образцово-показательный район. Как строители Втузгородка испытывали новые технологии
Фото: Григорий Постников, 66.RU

В здании располагалось общежитие и лаборатория для нужд строителей, где два пресса опробовали бетон на прочность, а растяжная машина проверяла арматуру на разрыв.

Из воспоминаний бригадира монтажников Григория Кишки:

Из леса вырос образцово-показательный район. Как строители Втузгородка испытывали новые технологии

— Сейчас нам блоки пятирядной разрезки кажутся просто игрушками. А тогда, после кирпичной кладки, они были большим шагом вперед. Ведь чтобы этаж поднять, надо из кирпича 40 рядов выложить, а из блоков только пять. А потом, и сама работа не та, что при кладке. Каменщику за смену приходится до тысячи кирпичей руками перебирать. Другое дело крупные блоки. Тут за каменщика башенный кран работает.

Этот опыт пригодился для сборки соседнего дома — четырехэтажки двухрядной разрезки на Ленина, 62, который предполагался как типовой. Проект 439-й серии позже распространился по всей стране, и это было объяснимо. Здание построили за рекордно короткое время — 81 день 24 рабочих. Себестоимость квадратного метра по сравнению с кирпичной постройкой снизилась на 300 рублей (1300 против 1600). Никогда прежде производство не было столь эффективным.

Из леса вырос образцово-показательный район. Как строители Втузгородка испытывали новые технологии
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Туда начали водить экскурсии, отмечая порядок на приобъектном складе, когда стройматериалы прибывали на площадку без перебоев, что было редкостью в то время: свердловская промышленность не всегда поспевала за темпами строек. Кроме того, строители сразу же делали благоустройство: асфальтировали дорожки, озеленяли двор, монтировали освещение.

Но еще более передовым оказалось здание на Ленина, 68 — первый крупнопанельный дом в Свердловске, сданный в 1959 году. В отличие от крупноблочного дома, где основанием являются наружные стены, в крупнопанельных строениях несущей конструкцией стали межкомнатные перегородки, а контур был выполнен из ячеистого бетона. Интересно, что пенообразователем для добавления в смесь из цемента, воды и песка первые годы служила гидролизованная кровь животных, которую поставляли с мясокомбината.

Панельное домостроение еще сильнее удешевило стоимость квадратного метра — до 1100 рублей. Другим преимуществом крупнопанельных домов стал меньший вес. На квадратный метр жилой площади в кирпичном здании приходилось 2,9 тонны стройматериалов, в крупноблочном — 2 тонны, в крупнопанельном — 1,2 тонны. Только на транспортировке деталей высвобождали примерно 100 грузовиков, работающих целый год.

Из воспоминаний прораба Валерия Зализняка:

Из леса вырос образцово-показательный район. Как строители Втузгородка испытывали новые технологии

— Я и тогда считал, и теперь уверен в том, что мы пережили настоящую революцию в строительстве. Потом эти дома модно стало критиковать, дескать, и качество неважное, и квартиры небольшие да неудобные, и звукоизоляции никакой. Что ж, может, так оно и есть, однако критикам отвечу так: попробуйте пожить в бараке, а потом перебраться в отдельную квартиру. Сразу почувствуете разницу.

Власти понимали: чтобы строить такие дома в большом количестве, должна появиться индустрия: завод железобетонных изделий, вокруг которого в итоге сформировался новый микрорайон, завод гипсовых изделий и предприятие по производству ячеистого бетона. За 1959 и 1960 годы строители создали базу, которая позволит им с 1961 года сдавать ежегодно до 300 тыс. кв. метров жилья.

Из леса вырос образцово-показательный район. Как строители Втузгородка испытывали новые технологии
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Так в Свердловске зародилась мощная строительная отрасль, которая до сих пор занимает значимую долю в экономике города. Дальнейшее развитие Втузгородка связано с монолитным домостроением и реновацией. Новостройки должны заменить оставшиеся деревянные бараки, условия жизни в которых не поменялись с 30–40-х годов.

Компания «Атомстройкомплекс» планирует построить новый жилой комплекс в квадрате улиц Гагарина, Академической, Мира, Ботанической. На этом месте сейчас находятся бараки, девять из которых в рамках перестройки территории расселят и снесут. ЖК будет состоять из трех домов, блока коммерческой недвижимости и подземного паркинга.

Благодарим за помощь в подготовке материала СРО «Уральское объединение строителей» — создателей бесплатного маршрута по истории строительства «Живые дома Урала» — и научного сотрудника Музея истории Екатеринбурга Евгения Бурденкова.